Программа экспериментальной деятельности "Школа здоровья и развития"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


“Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой, действительно, стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нетерпимой и унизительной”

Мишень де Монтень

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения.

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Практически во всех регионах России (включая Кузбасс) в среднем более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Многочисленные исследования показывают, что около 25-30% детей приходящих в 1-й класс, имеют те, или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным классам с 3,5 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9 до 16,8%. Одна из частых патологий школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%. У многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие , что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения. Поэтому, достаточно закономерно, что в соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы поблема стоит особенно остро.

Общеобразовательные учреждения являются единственной системой общественного воспитания, охватывающей в течение продолжительного онтогенетического периода всё детское население.

Большую часть недели воспитанники проводят в стенах школы-интерната. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.

Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. На педагогическом совете, перед педагогами нашей школы был поставлен ряд вопросов:

  • почему количество детей, пришедших в 1 класс школы и имеющие физические недостатки или хронические заболевания. увеличивается к концу обучения в школе?
  • почему только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми?
  • Как так мы учим наших детей, что наши дети выходят из школы неполноценными членами общества?

А сегодняшние больные дети – это больное будущее поколение нашего народа. Уже в настоящее время физически зрелыми рождаются не более 14% детей.

Наш педагогический коллектив осознаёт, что именно педагог может сделать для здоровья воспитанника интерната гораздо больше, чем врач. Педагога надо не заставлять выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а обучать психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.

Понятие “здоровьесберегающие технологии” как раз и интегрирует все направления работы школы-интерната по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они могли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. Задача школы-интерната – не “дотянуть” ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ни чего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и не грамотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников – это и закладка фундамента благополучия следующих поколений.

Наши исследования показали, что даже у маленьких детей есть свой опыт в данной сфере жизни, своя позиция, свои оценки. Не учитывать этого нельзя.

Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственность за него и искать такие подходы, которые бы помогли нам понять, как они видят мир.

Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формировать цели, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и здоровья других людей. А инструментом может стать сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнёрском взаимодействии детей, родителей и педагогов.

Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является сознание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Если подростком не будут внутренне приняты позиции: “Это мне надо”, “В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха”, то все старания педагога будут напрасны. Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника. При которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями.

Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья детей. Бесценен. Это необычайно благородная и благодатная роль.

Результатом и наградой будет сознание, что ты внёс свой вклад в то. Чтобы здоровье детей в России стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние подростки стали завтра духовно и физически здоровыми на благо себе и Отечеству.

Главное, что приобрела школа-интернат за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, – стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

В связи с вышеизложенным, школа-интернат поставила перед собой задачу создания и реализации программы “Школа здоровья и развития”.

ЦЕЛЬ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА “Здоровья и развития”

“Способствовать формированию установки на здоровый образ жизни учащихся и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющей личности понимать обязанность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих”

Для достижения стратегической цели считаем необходимым выделение трёх тактических целей, которые будут определять направления в образовательном процессе:

  • Способствовать приведению образовательного процесса в соответствие с психолого-физиологическими возможностями учащихся.
  • Формирование системы валеологических знаний воспитывающих психологию, санитарно-гигиенических установок и мотивацию, направленную на формирование сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей.
  • Повышение знаний родителей в вопросах формирования сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

Принципы организации здоровьесберегающей работы в школе:

  • системный подход – взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психолога, врача, педагогов ...);
  • комплексный подход – использование целого комплекса различных методов и приёмов при организации здоровьесберегающей среды;
  • индивидуальный подход – учёт индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей учеников ( их мотивацию, ценности, самосознание);
  • позитивный подход – опора на сильные стороны в личности и поведении ребёнка; позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);
  • гуманистический подход – признание активной роли самого ребёнка в сохранении своего здоровья, его право на выбор, вера в способность учащегося делать правильные выборы (ребёнок - не пассивный объект воздействия, а активный субъект).

Сохранение здоровья воспитанников школы-интерната во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, развитию и сохранению здоровья воспитанников, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процесса, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Внедрение в практику образования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий предполагает обеспечения соответствия содержания воспитательно-образовательного процесса адаптационным возможностям учащихся.

(Таблица1)

Комплекс мероприятий, направленных на решение проблем адаптации и сохранения здоровья.

  • оценка санитарно-эпидемиологического благополучия окружающей ребёнка среды и условий жизнедеятельности–широкого комплекса эколого–гигиенических, социально-экономических, внутрижилищных, внутрисемейных и школьных факторов;
  • научное обеспечение нормативного распределения детей по группам здоровья и группам физического воспитания;
  • разработка и реализация комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на:
  • уменьшение уровня заболеваемости;
  • снижения уровня функциональной напряжённости детей и педагогов; восстановление обратимого резерва здоровья;
  • реализацию режимов жизнедеятельности с учётом индивидуальных особенностей организма и личности, "критических" периодов индивидуального развития, оценку степени наследственно обусловленных компонентов адаптивности к учебным и внеклассным нагрузкам;
  • работу с семьёй по повышению уровня компетентности в вопросах культуры здоровья и здорового образа жизни.

Суть внедрения здоровьесберегающих технологий заключается в комплексной медико-физиологической и социально-психологической оценки условий труда, воспитания и обучения, позволяющей создать систему предпосылок для формирования здорового образа жизни, осуществлять мониторинг показателей индивидуального развития, прогнозировать вероятные изменения состояния здоровья детей и проводить соответствующие коррекционные и реабилитационные мероприятия с целью обеспечения успешности учебной и внеклассной школьной деятельности.

Экспертной группой педагогов были выявлены школьные факторы риска негативно влияющие на здоровье учащихся:

  • интенсификация учебного процесса;
  • стрессовые последствия авторитарной педагогики;
  • раннее начало дошкольного систематического обучения;
  • несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
  • несоблюдение элементарных физических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей, включая вопросы полноценного питания;
  • недостатки в существующей системе физического воспитания;
  • отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.

На основе исследований выработаны формы и методы здоровьесбрегающих технологий в работе школы “Здоровья и развития”.

(Таблица 2)

Пересечение всех систем образования составляет область физического воспитания школьника. Во всех системах образования созданы организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни в воспитательно– образовательном процессе. Это то пространство, где сходятся интересы всех ребят и педагогов, где могут быть реализованы знания и умения, полученные и на уроках, и в творческих объединениях, и в процессе общения с одноклассниками.

Данная схема даёт представление о том, что у классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей одна общая задача – повышение мотивации на здоровый образ жизни.

Ожидаемые конечные результаты

  • Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровью, воспитанию и развитию личности.
  • Формирование гармонически развитой личности, обладающей высоким уровнем резерва здоровья.
  • Развитие физических, психических, когнитивных, социальных способностей.
  • Создание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни на основе учебной деятельности и врачебно-педагогического контроля.
  • У учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогающие избежать опасностей для жизни и здоровья.
  • Создание познавательно–развивающей учебной деятельности учащихся на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подходов.
  • Снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.

План работы по здоровьесберегающей деятельности

Цель школы “Здоровья и развития” № 19: Способствовать формированию установки на здоровый образ жизни учащихся и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющей личности понимать обязанности ответственного к своему здоровью и здоровью окружающих.

Для достижения стратегической цели считаем необходимым выделение трех тактических целей, которые будут определять направления в образовательном процессе:

  1. Способствовать приведению учебного процесса в соответствии с психолого-физиологическими возможностями учащихся.
  2. Формирование системы здоровьесберегающих знаний воспитывающих психологию, санитарно-гигиенических установок и мотивацию, направленную на формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей.
  3. Повышение знаний родителей в вопросах формирования и сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

Таблица 3

Работа с родителями

Одним из самых важных и ответственных направлений в работе школы можно с уверенностью назвать работу с родителями и даже с целыми семьями. Семья– социальный институт, который закладывает основы будущего общества. И не всегда можно быть уверенным, что основы эти будут соответствовать ожиданиям общества, принимающего в свои ряды совершеннолетних граждан.

Сложно сегодня точно предсказать, каким станет тот, или иной ребёнок. Но вот то, что внесёт оно с собой в окружающий мир, какие мысли, поступки, жизненные принципы вместе с ним “проникнут” в социум, вполне можно предвидеть, учитывая поведение родителей, наблюдая взаимоотношения в семье, анализируя те привычки и традиции, которые через несколько лет станут привычками самого ребёнка.

Конечно, не нова мысль, что все достижения и все проблемы нашего будущего и настоящего происходят из семьи. Исправить то, что многие годы разрушалось или культивировалось трудно. Но попытаться не только можно – нужно. Тем более, что для реализации в жизнь главной задачи, поставленной перед нами в экспериментальной деятельности, требуется участие не только школы, но и всех членов семьи. И кто, если не мы, учителя “Школы Здоровья и развития” начнём свою деятельность по формированию потребности в здоровом образе жизни у учащихся именно с их родителей, вместе с ними, всей их семьёй, а не отдельно от них.

Таблица 4

Мероприятия Сроки выполнения Ответственный Результат выполнения. Эффективность
Заседания родительского комитета 3 раза в год Классный руководитель, воспитатель,

педагог- психолог

Формирование потребности в ЗОЖ у родителей, вовлечение их в совместную работу по сохранению и укреплению здоровья детей и всей семьи.
Родительская школа общения (групповые занятия) В течение года
Родительские собрания 1 раз в четверть
Открытые конференции и семинары школы для родителей. 2раза в год Методический совет, родительский комитет
День здоровья “Папа, мама и я спортивная семья” 2 раза в год Инструктор физического воспитания.

воспитатель

Совместные походы, экскурсии в лес, на реку, парк. В течение года
Внеклассные мероприятия при участии и сотрудничестве родителей В течение года Воспитатели

Родительский комитет

Приложение 4