Сценарий праздника осени "Путешествие в страну Легумию"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Познакомить учащихся со страной Легумией, показать, что осень – дивная пора.
  • Развивать творческие способности учащихся.

Оформление:

  • Рисунки учащихся, газета.
  • Блюдо из овощей, рецепты салатов.
  • Музыкальное оформление, танцы.

Путешествие в страну Легумию

Ведущий: Страну Легумию на географической карте не найдёшь, но она существует. Иногда ты можешь увидеть её огромной, глазами не охватишь, иногда крохотной – такой, что уместится на подоконнике.

Это - страна полной тишины. Когда её жители – легумы – болеют или хотят пить, помощи они просят беззвучно, если ты позаботишься о них, они в долгу не останутся, неблагодарных среди легумов нет. Но заботиться надо больше всего весной и летом. Поздней осенью в Легумии почти никого не останется - страна пуста.

Путешествуют по этой стране только пешком, и может случиться, что левая нога у тебя окажется на севере, а правая – в тропиках. Разгадывается эта загадка просто: слева от тебя грядка с репой, а справа – грядка с огурцами. Репа может расти в Заполярье, родина огурцов – Индия. Овощ по-французски – “легум”, по-испански – “легумус”. А страна Легумия - огород.

Сегодня мы проводим праздник, посвящённый овощам.

1-й ученик.

Осень! Славная пора!
Любит осень детвора,
И морковку, и салат –
Всё поспело для ребят.
И, огурец увидев важный,
Оживится детвора –
И радушно скажет каждый:
“Здравствуй, осени пора!”

(Появляется “Осень” - девочка в костюме осени. Она поёт песню “Листья жёлтые над городом кружатся”).

Осень.

Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам друзья!
Я пришла на праздник к вам
Петь и веселиться.
Я хочу со всеми здесь
Крепко подружиться.
Пришла к вам в гости не одна
Дождинок много привела.

(Выходят девочки, исполняют танец “Дождинка”).

2-й ученик.

Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
И мы тебя встречаем
Богатым урожаем.

Ведущий: Ребята очень богатый урожай удался в этом году. Особенно много уродилось картошки.

Выходят ученики у них большой плакат, где нарисована картошка, загадывают загадку:

И зелен, и густ на грядке куст
Покопай немножко, под кустом (картошка).

3-й ученик.

У нас в народе говорят:

“Картошка – хлебу присошка”,

“Картошка - хлебу подспорье”,

“Картошка - кормилица”.

4-й ученик. Родина картошки – Чили. Обнаружена еще до нашей эры, 400 лет тому назад, найдена в селении Сорокота (Перу). Местные жители назвали клубни “Папа”. Картофель рос по всюду: в лесах, саваннах, на лугах, в степях. Индейцы готовили блюдо чуньо-высохшие клубни, которые могли долго храниться. Позже картофель появился в Европе, в Испании, потом перебрался в Италию, Бельгию, Австрию и завоевал весь мир.

Картофель во всех видах хорош. (стихотворение “любим картошку”).

Проводятся конкурсы:

1. Кто быстрее очистит 3 картофелины

2. Блюдо из картофеля

Ведущий:

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера (Ф. Тютчев)

Осень золотая… Она вся желтая, красная, мерцающая…

Ведущий: “Красна весна цветами, а осень плодами” Осень - пора сбора урожая овощей и фруктов.

И следующий легум – овощ на школьном огороде… Догадайтесь сами…

Ученик: Загадывает загадки.

Был ребенок –
Не знал пеленок,
Стал стариком
Сто пеленок на нем. (капуста)
Маленький попок,
40 ризок оболок. (капуста)
Заплата на заплате,
А иглы не бывало. (кап уста)
Маленький, удаленький,
В черну землю ушел
Белу книгу нашел. (капуста)
Стоит Антипка низок,
на нем 77 ризок. (капуста)
Стоит матрешка
На одной ножке
Закутанная, запутанная. (капуста)
Стоит Филат
на нем сто лат. (капуста)
Не книжка, а с листьями (капуста)

Осень: Узнали, ребята, что это за овощ?

Правильно – капуста.

Ученица: Белокочанная капуста – народная любимица. Она на полях, на деревенских огородах, она в поговорках и в песнях. Так прочно вошла она в русский быт, что трудно поверить, что наш овощ – иностранка. Ее родина – побережье средиземного моря. Даже само название русское. Осенью пели песни про матушку капусту, весной водили хороводы под песню “Вейся, веется качан!” Одна из деревушек останавливалась, круг сужался, подружки приближались все ближе и ближе, как капустные листья, когда завивается кочан (девчонки в костюмах капусты водят хороводы) С лета до осени выручали щи из свежей капусты. В будни – постные, в праздники с мясом. Хлебать их надо было молча, степенно, уважительно. Тот из ребят, кто, не спросясь старших, пробовал выловить из общей миски мясо, получал ложкой по лбу.

А сейчас мы предлагаем вам оригинальный рецепт капустного салата и научим всех ребят его готовить.

Ведущий: Предлагаем посмотреть вам инсценировку стихотворения Ю. Тувима “Овощи”.

Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу! ОХ!
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле
Картошка, капуста, морковка, горох
Петрушка или свекла! ОХ!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу! ОХ!
Накрыты крышкой в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла! ОХ!
И суп овощной оказался не плох

Осень: Ребята прекрасно показали инсценировку, молодцы. А я тоже вам хочу загадать загадки.

Золотая голова, велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (тыква)
На траве – трава,
Под землей – голова (свекла)
Маленький, горький, луку брат… (чеснок)
В огороде вырастаю. А когда я созреваю,
варят из меня томат, в щи кладут и так едят… (томат)
Красная мышка с белым хвостом
В парке сидит под зеленым листом. (редиска)

Осень: Молодцы! Отгадали все загадки.

Ой, а это кто – такой зелененький, стройненький, красивенький.

(Мальчик в костюмчике огуречка)

Мальчик:

Летом - в огороде, свежие, зеленые,
А зимою - в бочке, крепкие, солёные… (огурцы)

Осень: Ребята отгадали! Это огуречик.

Ученик: Родом огурец из Индии. Там не так давно, 30 лет назад был обнаружен его предок – толстокорый дикий огурец. Египтянам огурец был знаком за 2 тысячи лет до н.э. Растили огурец во многих южных странах. Чтобы угодить императору Тиберию, любителю свежих огурцов, умельцы Древнего Рима придумали выращивать рассаду в ящиках, поставленных на колёса. Колёса поворачивали так, чтобы весь день на рассаду лился солнечный свет.

Россия – страна северная. У нас в марте, а бывает и в апреле, белая от снега, холодная земля. Не упросишь солнце: начни весну пораньше, согрей землю! Человек решил это сделать сам. Изобрёл парник. В поле снег, а в парнике по воле человека началась весна, зазеленели всходы. Появились огуречки.

Инсценировка песни “Урожайная”

(Слова Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко)

Мы корзиночки несём,
Хором песенки поём,
Урожай собирай,
И на зиму запасай,
Ой-да, собирай и на зиму запасай!

Мы, ребята – молодцы, собираем огурцы,
И фасоль, и горох, урожай у нас не плох.
Ой-да, горох, урожай у нас не плох!

Ты, пузатый кабачок, отлежал себе бочок.
Не ленись, не зевай,
А в корзину полезай!
Ой-да, не зевай, а в корзину полезай!

Едем, едем мы домой на машине грузовой,
Ворота отворяй – едет с поля урожай!
Ой-да, отворяй – едет с поля урожай!

Ведущий: Ребята отгадайте загадки

Кто его раздевает,
тот слёзы проливает. (лук)
Никого не огорчаю,
а всех плакать заставляю. (лук)

(Сценка) Крестьянская изба. Сидит бабушка перебирает лук. Ей помогает внучка.

Бабушка: Родом лук из Азии, а родина репчатого лука – горы Афганистана, Туркмении, Ирана. Самый сладкий репчатый лук вырастили испанцы. Лук любят итальянцы, вспомним сказку Джанни Родари “Приключения Чиполлино”. Но поговорку “Лук от семи недуг” сложили про этот овощ русские бабушки. Были даже целые луковые села. Многие мужчины уходили из села на заработки, и растили лук терпеливые женские руки. Ни один суп в самой бедной крестьянской семье не варили без луковицы. Луковица была не только приправа к кушанью, но и защитница.

Внучка: Бабушка, а от каких болезней лук защищал?

Бабушка: Когда свирепствовали заразные, как в старину говорили – “прилипчивые”, болезни крестьянская семья надеялась, что ее уберегут развешанные в избе связки репчатого лука.

Внучка: А животные тоже лечились луком?

Бабушка: Черемша – дикий лук - лекарство для зверей. Им лечатся раненые лоси, зайцы, косули.

“Танец Чиполлино”.

Ведущий: Ребята отгадайте загадки.

Как на нашей грядке
Выросли загадки-
Сочные да крупные,
Вот такие круглые,
К осени краснеют. (помидор)
Был зелёный плод
Не просился в рот
Положили в лёжку
Он сменил одёжку,
Красную надел
Для еды поспел. (помидор)

Ученик: В научных книгах его называют томатом. У первых привезённых из Америки томатов плоды были жёлтого цвета и мелкие, как райские яблочки, из которых варят варенье. На солнце они светились, как золото. Итальянцы ахнули: “Помидоро!” “Помо” по-итальянски “яблоко”, “доро” - “золото”. Так в быту и осталось за этим овощем данное ему золотом название. Сейчас на земном шаре помидор - один из самых распространенных овощей.

Ведущий: А сейчас посмотрим сказку “Почему помидор красный”

Я на свете всех вкуснее,
Всех круглее, зеленее,
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете!

Слушай, это просто смех –
Хвастать, что ты лучше всех.

Не поймет никак он, братцы,
Некрасиво задаваться.

А помидор все свое твердил.

Я на свете всех вкуснее,
Всех круглее, зеленее,
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете!

Хвалился, хвалился
И с куста свалился!

В это время на огород пришли ребята, чтобы собрать овощи на обед. Всех с собой взяли, а помидор не заметили.

Позор! Кошмар!
Не хотел быть с нами дружен,
Будешь никому не нужен

Стыдно стало помидору, заплакал он… и
покраснел от стыда.

Вы меня, друзья, простите,
Вы с собой меня возьмите.

Услышали эти слова ребята-огородники, сжалились над помидором, пришли и взяли его с собой. Хотите верьте, хотите нет, но с тех пор осенью помидоры всегда становятся красными. А все овощи никогда между собой не сорятся. Живут дружно.

Ведущий: Мы сегодня с вами посетили страну Легумию. Познакомились с её жителями. Узнали про них много интересного. Будем ждать встречи с легумами в следующем году.

Мы в осени, как в сказке, будем жить,
Тужить не будем о прошедшем лете,
Порою этой будем дорожить,
Как каждою на этом белом свете

Используемая литература:

Журнал “Начальная школа, 1996 г.”, Педсовет 2002 г. № 7, Н. Надеждина “Вокруг света по стране Легумии”.