Вашему вниманию предоставляется интегрированный урок в 3-м классе по теме: "Байкал - Чудодей", как один из вариантов интегративного подхода на стыке предметов математики и краеведения. Когда мы говорим о природе, то в нашем сознании сразу возникают различные картины: море, лес, берег озера. Многие утверждают, что математика - это сухие цифры, формулы и непонятные уравнения. На уроке я хотела, чтобы ребята оценили красоту и уникальность природы озера Байкал через величие математики, ощутили силу ее эмоционального воздействия через решение интересных задач, уравнений и примеров.
В педагогике под интегрированным уроком следует понимать урок, в котором вокруг единой темы объединяется материал нескольких предметов.
С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности, стимулирует познавательную активность, является условием успешного усвоения материала и способствует созданию у учащихся целостного представления об окружающем мире. Интегрированное обучение - система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира. При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова, звука, линии, цвета, цифры можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира или наше состояние. В этом случае отдельные знания, полученные на уроках, будут складываться в одну большую "картинку-представление", способствующую созданию истинной системы знаний и правильному миропониманию. Такие занятия помогают расширять экологические представления младших школьников, расширяют кругозор учащихся, закрепляют вычислительные навыки.
Основной педагогической целью данного урока является формирование интереса учащихся к изучению особенностей родного края наряду с закреплением темы по математике проблемно-диалогическим методом. Уроку предшествовала самостоятельная работа детей: написание сочинений-очерков, подготовка докладов и сообщений.
Интегрированные уроки по математике особенно актуальны, поскольку обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают несомненный познавательный интерес у учащихся. На интегрированных уроках здание математики создается на глазах учащихся и с их посильным участием, отчетливо выявляются связи математических понятий с практической деятельностью человека.
Современное образование требует преодоления разрозненности учебных предметов. Системообразующую роль в этом процессе следует отдать информационным технологиям, которые позволяют преодолеть предметную разобщенность и изолированность за счет межпредметных связей. Значение межпредметных связей в развитии мышления и творческих способностей учащихся велико. Осуществление межпредметных связей приводит к образованию в сознании учащихся межсистемных ассоциаций. Это приводит к серьезным изменениям психологии мышления. Мышление становится более гибким, подвижным, что очень важно для решения задач творческого характера. В сложившейся обстановке стихийного вторжения информационных технологий во внеурочное время учащихся младших классов, перед педагогической наукой встает проблема оперативного вмешательства в данный процесс и превращение возможностей современных персональных компьютеров из противника воспитателей в их активного союзника.
В уроке использованы информационные технологии, как средства для иллюстрации и презентации природы в данном случае озера Байкал, такие как анимация и слайд-фильмы,
Известно, что система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность нескольких уровней, в том числе федерального и регионального.
Региональная система образования должна учитывать национальные традиции, особенности, менталитет, идеи развития национальной культуры, опыт народной педагогики в воспитании заботливого отношения, любви к родному краю. Общенаучные знания составляющие основу федерального базового компонента учебно-воспитательного процесса и конкретные целостные знания о регионе, создающие условия и предпосылки для развития личности с учетом специфики местного окружения, органически связаны между собой едиными образовательно-воспитательными целями: адаптация личности обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, формирование здорового образа жизни, что в настоящее время является особенно актуальным.
Таким образом, школа региональной культуры - это требование времени: школа, существующая в определенном месте, должна отвечать требованиям того региона, где она находится. Краеведение в школе имеет большое значение. Краеведческий принцип преподавания - один из определяющих в процессе обучения географии. Через краеведческий материал развивается и экологическое мышление
Известно, что в географии наиболее наглядным и удобным инструментом, помогающим в создании общей картины размещения объектов или явлений, служит географическая карта. Формирование картографических пространственных представлений является одной из важнейших задач школьной географии. Проблема в том, что многие учащиеся воспринимают географические знания как сумму названий и цифр, часто без должной территориальной привязки. Даже старшеклассники, не имеют должных навыков генерализации изученного материала. Первый шаг к пониманию карты, важный шаг к её усвоению - это умение распознавать географические объекты по расположению относительно других объектов. Первые схемы сориентированы по сторонам света в соответствии с картографическим каноном. Схемы без труда вычерчиваются мелом на доске в несколько секунд. Выполнение таких заданий заставляет зорче вглядываться в карту. Разумеется, начинать работу с заданиями такого рода нужно не "вслепую", а позволяя ученикам пользоваться картой. Но со временем они войдут в карту, вникнут в территорию. Они сами начнут составлять подобные схемы, но это новшество ещё надо апробировать. В качестве учебного пособия, которое поможет ученикам правильно расставить акценты при изучении темы, даст возможность увидеть важнейшие закономерности функционирования той или иной системы, могут служить генерализированные карты-схемы, составляемые учителем совместно с учениками в ходе изучения основного материала. Тематические генерализированные карты-схемы, используемые на уроках для закрепления изученного материала, могут представлять собой либо наиболее общую схему размещения, нанесенную непосредственно на карту, либо только схему, нарисованную на доске рядом с географической картой. Подобный рисунок на доске приблизительно повторяет местоположение ключевых географических объектов на карте. Данные схемы заключают в себе самые важные закономерности пространственного размещения объектов или явлений. Благодаря генерализации такая карта-схема легко запоминается учащимися и поэтому может дать заметный эффект в повышении успеваемости по географии.
Цели:
- Развитие логического мышления (приемы сравнения), зрительного восприятия, пространственной ориентации.
- Закрепление навыков по умножению и делению трехзначных чисел на однозначное.
- Решение комбинаторных задач.
- Закрепление пройденного материала по теме “Природное сообщество – озеро”.
- Закрепление учащимися знаний лимнологии озера Байкал.
Задачи:
- На основе предметных знаний подвести к осознанию объективно существующих связей и зависимости между природой, в частности в природном сообществе озера.
- Формировать экологическую и картографическую грамотность.
- Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, добывать информацию в соответствующей литературе.
- Воздействовать на развитие нравственных качеств личности.
Оборудование:
Рабочие странички, физическая карта России, физическая карта Иркутской области, слайдовая презентация, видеофильм о Байкале.
Этапы урока:
- Минута вхождения в урок. Вводная беседа о Байкале.
Родина. В этом небольшом слове заключено столько глубокого смысла! Наша Родина- Россия. Великая и могучая держава со своей историей и традициями. Но у каждого человека есть ещё и своя малая Родина. Это то место где он родился и вырос. Куда бы вас ни забросила судьба, где бы вы ни были – лучше, дороже и милее родных мест нет! Покажите на карте Россию.
Наша малая родина это Иркутская область. И предметом особой гордости для нас является озеро Байкал. Организация ЮНЕСКО учредило 506 природных объектов всемирного наследия, среди которых и озеро Байкал. Найдите на карте Иркутской области озеро Байкал.
- Решение кроссворда с целью выявления темы урока. Целеполагание.
Чтобы определить тему урока, мы должны решить кроссворд. Работаем на рабочих страничках. <Приложение 2> Вопросы кроссворда были даны заранее, кроме того детям было предложено найти интересную информацию об объектах кроссворда. Если дети не давали дополнительную информацию по ходу решения кроссворда, ее давал учитель.
Весь урок подкрепляется слайдами из презентации. <Приложение 1>
1. Ветер, с помощью которого можно переплыть озеро? (Баргузин)
Какие ещё ветра вы знаете? (Сарма, Ангара, Горная)
Ветра называют по имени долин рек, из которых они дуют. Наиболее известны баргузин, дующий из долины реки Баргузин и сарма, дующий из долины реки Сарма. Ветры на Байкале сильные и порывистые, что крайне опасно для судов.
2. Дочь Байкала.
У тебя, краса река женское обличье.
Даже имя у тебя – женское, девичье.
Ласковым тебя не зря окрестили словом,
Несмотря, что родилась ты в краю суровом.
(Ангара) Ангара – единственная река, вытекающая из озера. А сколько рек впадает в озеро? (Байкал - конечный водоем стока более чем 300 рек и ручьев. )
3. Рачок – санитар. (Эпишура) Этот маленький рачок 15 мм длиной очищает 15 км 3 воды в год. Если эпишура погибнет, то и воды Байкала лишатся своей чистоты.
4. Рыба, через которую можно читать газету. (Голомянка) Голомянка – розовато – белая, полупрозрачная, не имеющая чешуи рыбка с воздушными длинными плавниками. Это живородящая рыбка. Она мечет не икру, а живых детенышей.
5. Бухта на Байкале – член семьи. (Бабушка) Какие вы еще знаете бухты? Песчаная – одно из самых известных мест на озере. Здесь солнечных дней столько же, как на Черноморском побережье Кавказа.
6. Зверек, взятый под охрану в Баргузинском заповеднике. (Соболь) Из-за красивого, прочного и дорогого меха соболь называют царем дикой пушнины-“мягким золотом”.
7. Пик в поселке Листвянка. (Пик Черского) Иван Дементьевич Черский – исследователь Сибири.
8. Детеныш нерпы. (Хубунок) Молодого нерпенка - детеныша называют хубунком (бурятское хубун – детеныш дикого зверя).
9. Ценное дерево Байкальской тайги. (Кедр) На побережье Байкала встречен кедр в возрасте 550 лет. При этом древесина не имела даже сердцевидной гнили, а сам кедр продолжал плодоносить. Кедр – это не только прочная и легкая древисина, но и богатые маслом кедровые орехи.
10. Красная рыба Байкала. (Омуль) Семейство лососевых представлено пятью видами: таймень, ленок, голец, сиг и байкальский омуль. Омуль – самая многочисленная промысловая рыба Байкала.
11. Город на берегу Байкала. Своим названием обязан полезному ископаемому. (Слюдянка) Слюдянка расположена на юго-западном берегу озера у подножия хребта Хамар-Дабан. Центр добычи мрамора, в прошлом центр добычи слюды.
12. Млекопитающее озера. (Нерпа) Байкальская нерпа - единственный пресноводный вид ластоногих на Земле, обитающий исключительно в озере Байкал.
13. Рыба, любимая бурятами. (Налим)
Прочитаем в кроссворде тему урока. Байкал-Чудодей.
Каждый миг меняет краски,
Серебрист, оранжев, ал…
Чародей из детской сказки -
Чудодей – БАЙКАЛ.
Легендарное озеро – одно из величайших творений природы. Байкал полон загадок и тайн. Зарождающийся океан. Самое глубокое пресноводное озеро в мире. Байкал славится неповторимой красотой природы, исключительной прозрачностью воды, большим разнообразием животного и растительного мира.
Игра “Данетка” (устный счет и работа с картой - обозначение о. Ольхон). <Приложение 2> Работаем на рабочих страничках. Хотите узнать ещё много интересного об озере? Тогда поиграем. В таблице учащиеся раскрашивают ячейки с номерами утверждений в желтый цвет, если результат вычислений совпадает с числом данной информации, в синий цвет – если не совпадает.
1. Глубина в районе бухты Листвиничная. Самое маленькое четырехзначное число. (1000 м)
2. На Байкале два десятка пещер. (80:4=20)
3. Глубина соров на Байкале достигает 70м. (49:7=7)
4. Возраст озера 20 – 25 млн. лет. (Каждое из этих чисел кратно 5)
5. Максимальная скорость передвижения нерпы 10км/ч. (75:3=25)
6. На Байкале 6 крупных заливов. (Найди разность чисел 92 и 86)
7. Если бы Ангара текла непрерывно, а в Байкал не поступало бы ни капли воды, то вся вода из Байкала вытекла бы через 40 лет. В этом числе 4 сотни.
8. Средняя глубина озера около 730м. (73*10=730)
9. Обитает 12 семейств рыб. Частное чисел 96 и 8.
10. Из 52 видов рыб – 27 эндемики. Произведение чисел 9 и 3.
11. Чтобы вырастить 1кг омуля нужно 10кг эпишуры. Назовите самое маленькое двузначное число.
12. Самая многочисленная рыба в Байкале – голомянка (биомасса 150 тысяч тонн). 15 * 10=150
В итоге у учащихся должен получиться контур водного зеркала озера Байкал, который они сравнивают с картой Байкала.
- Валеопауза. А теперь давайте отдохнём. Представим себя у озера. В уроке использовался видеоролик “Жемчужина Сибири” (Все права защищены). Можно использовать любой другой видеоматериал.
- Решение сложного выражения. Работа с картой озера Байкал - обозначение максимальной глубины озера, истока р. Ангары, г. Слюдянка.
Найди значение выражения 233 * 7+63:(81-72)= узнаешь максимальную глубину Байкала. У учащихся получается 1638. Результат не совпадает с глубиной. Предлагается изменить в выражении одно число, чтобы результат соответствовал глубине.
Работа с генерализованной картой-схемой на рабочей страничке. В пределах озера расположен небольшой участок суши со всех сторон, окруженный водой. Кто помнит как называется участок суши со всех сторон окруженный водой? (остров). На территории Байкала 22 острова. Наиболее крупный из них Ольхон. Давайте его подпишем на вашей карте. Название данного объекта наносим на карту по следующим правилам: слово “остров” сокращаем до строчной буквы о и ставим точку, далее прописываем название острова с заглавной буквы. Желательно выдержать горизонтальное направление. Рядом наносим глубину 1637.
- Нерпа - млекопитающее Байкала (решение выражений на деление и умножения для определения окраса нерпы на разных стадиях развития млекопитающего - работа с раскраской, охрана нерпы).
Обитатели Байкала тоже необычны и загадочны. Из 1700 видов животных и растений 1000 относится к эндемичным. Такого обилия нет ни в одном другом озере мира с пресными водами. Самое уникальное – байкальская нерпа. На разных стадиях своего развития нерпа имеет разную окраску. Какую, вы узнаете найдя значения выражений. 360:90=4 (4кг-вес новорожденной нерпы) 30:15=2 (в 2 месяца впервые линяет) 50*4=200 (на такой глубине вылавливали нерпу) Молодого нерпёнка называют хубунком (бурятское название хубун – детеныш дикого зверя),он имеет мех белого цвета – это его охранительная окраска, которая позволяет в первые недели жизни оставаться почти незамеченным на снегу. Впервые перелинявшего зверя называют куматканом. Зверобойный промысел идет преимущественно на куматканов. Цвет меха серебристо-серый. У взрослых особей буро-коричневый окрас.
- Реши задачу:
Молодь омуля, эпишура, нерпа, молодь голомянки питаются макрогектопусом, голомянкой, эпишурой и микроскопическими водорослями. Любительница макрогектопуса и молодь омуля представители одного класса животных. Нерпа, голомянка и растительноядное животное – эндемики, равно и как эпищура, омуль и любительница голомянки, то что является кормом для молоди омуля, по размеру больше водорослей. А нерпа питается самым крупным кормом из представленных. Кто из жителей озера чем питается?
макрогектопус | эпишура | голомянка | водоросли | |
молодь омуля | ||||
эпишура | ||||
нерпа | ||||
молодь голомянки |
- Цепи питания.
Составьте возможные цепи питания по результатам решения задачи. Редкая чистота озера обеспечивается жизнедеятельностью его уникального животного и растительного мира. Однако достаточно нарушить одно из звеньев очень сложной и строго сбалансированной системы пищевых и других взаимоотношений, как вся экосистема будет нарушена.
- Домашнее задание: Ваш образ Байкала (рисунок, стихотворение, мини-сочинение)
- Итог урока.