ЦЕЛИ:
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата (общие артикуляционные упражнения).
- Уточнение движений органов артикуляции на данный звук (специальные упражнения).
- Развитие силы голоса, длительности, плавности ротового выдоха.
- Постановка или формирование кинестетических ощущений (или уточнение) органов артикуляции на данный звук (формирование правильного артикуляционного уклада).
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие внимания, памяти, мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ: профиль артикуляции звуков Л и Ль, фотографии с изображением артикуляционных упражнений, предметные картинки, листики для развития дыхания.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Обработка спиртом рук и логопедических зондов.
2. Знакомство с темой.
Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Л. А помогут нам в этом специальные упражнения (артикуляционная гимнастика):
“ИНДЮК”. Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет).
“ПАРОХОД ГУДИТ”. Приоткрыть рот и длительно произносить звук “ы”.
“САМОЛЕТ ГУДИТ”. Губы растянуты, при длительном произнесении звука “ы” проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении.
3. Развитие дыхания.
Закрепляем у детей правильность выполнения вдоха и выдоха:
Короткий вдох (носом) – длинный выдох (ртом). Слова говорим на выдохе. Для произнесения смычно-проходных звуков (Л, Ль) характерно направление воздушной струи по боковым краям языка.
“Снежинки”. Дать ребенку кусочек ваты. “Это снежинка. Посмотри, как она летает”. Положить ватку на ладонь и сдувать ее с руки.
Инструкция: “Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку”. Ребенок сдувает ватку-“снежинку” с руки. Упражнение повторяется несколько раз.
4. Развитие силы голоса.
Упражнение “Ау!”.
Логопед: “Я вдохнула носом воздух, наполнила свои легкие воздухом, а теперь выдыхаю и кричу: “Ау-у-у-у!” долго, продолжительно. Но одна девочка ушла очень далеко. Каким голосом мы будем ее звать ? (Громким). Давай позовем ее – вдох носом, долгий выдох и громко:
“А-у-у-у!”.
5. Анализ артикуляции звука по плану:
- положение губ;
- положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;
- участие голосовых связок.
а) губы открыты, их положение зависит от следующего звука;
б) зубы разомкнуты, расстояние между верхними и нижними зубами очень небольшое;
в) кончик языка поднят и упирается в альвеолы и частично в верхние резцы, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, поэтому по бокам языка образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух;
г) мягкое небо поднято и закрывает проход для воздуха в нос;
д) голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.
6. Постановка звука:
- по подражанию;
- от опорного звука;
- с использованием механических средств.
7. Развитие фонематического восприятия.
Выделение звука Л из ряда изолированных звуков.
Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л (В Л Т Л Н С Л Л Ф Л).
Выделение слога со звуком Л из ряда слогов.
Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком Л (МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ). Выделение слова со звуком Л из ряда слов.
Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком Л (полка, яма, купол, лампа, арбуз, вода, слава, тумба, колодец, палатка, ракета, колокольчик).
8. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.