Тема урока: "Постановка звука [л]"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата (общие артикуляционные упражнения).
  2. Уточнение движений органов артикуляции на данный звук (специальные упражнения).
  3. Развитие силы голоса, длительности, плавности ротового выдоха.
  4. Постановка или формирование кинестетических ощущений (или уточнение) органов артикуляции на данный звук (формирование правильного артикуляционного уклада).
  5. Развитие фонематического восприятия.
  6. Развитие внимания, памяти, мышления.

ОБОРУДОВАНИЕ: профиль артикуляции звуков Л и Ль, фотографии с изображением артикуляционных упражнений, предметные картинки, листики для развития дыхания.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Обработка спиртом рук и логопедических зондов.

2. Знакомство с темой.

Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Л. А помогут нам в этом специальные упражнения (артикуляционная гимнастика):

“ИНДЮК”. Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ (как индюк болбочет).

“ПАРОХОД ГУДИТ”. Приоткрыть рот и длительно произносить звук “ы”.

“САМОЛЕТ ГУДИТ”. Губы растянуты, при длительном произнесении звука “ы” проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении.

3. Развитие дыхания.

Закрепляем у детей правильность выполнения вдоха и выдоха:

Короткий вдох (носом) – длинный выдох (ртом). Слова говорим на выдохе. Для произнесения смычно-проходных звуков (Л, Ль) характерно направление воздушной струи по боковым краям языка.

“Снежинки”. Дать ребенку кусочек ваты. “Это снежинка. Посмотри, как она летает”. Положить ватку на ладонь и сдувать ее с руки.

Инструкция: “Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Попробуй так же подуть на снежинку”. Ребенок сдувает ватку-“снежинку” с руки. Упражнение повторяется несколько раз.

4. Развитие силы голоса.

Упражнение “Ау!”.

Логопед: “Я вдохнула носом воздух, наполнила свои легкие воздухом, а теперь выдыхаю и кричу: “Ау-у-у-у!” долго, продолжительно. Но одна девочка ушла очень далеко. Каким голосом мы будем ее звать ? (Громким). Давай позовем ее – вдох носом, долгий выдох и громко:

“А-у-у-у!”.

5. Анализ артикуляции звука по плану:

- положение губ;

- положение языка: кончика, спинки, корня, боковых краев;

- участие голосовых связок.

а) губы открыты, их положение зависит от следующего звука;

б) зубы разомкнуты, расстояние между верхними и нижними зубами очень небольшое;

в) кончик языка поднят и упирается в альвеолы и частично в верхние резцы, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, поэтому по бокам языка образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух;

г) мягкое небо поднято и закрывает проход для воздуха в нос;

д) голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.

6. Постановка звука:

  • по подражанию;
  • от опорного звука;
  • с использованием механических средств.

7. Развитие фонематического восприятия.

Выделение звука Л из ряда изолированных звуков.

Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л (В Л Т Л Н С Л Л Ф Л).

Выделение слога со звуком Л из ряда слогов.

Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком Л (МА ЛА РО ЛО КУ ЛУ СЫ ЛЫ ТУ). Выделение слова со звуком Л из ряда слов.

Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком Л (полка, яма, купол, лампа, арбуз, вода, слава, тумба, колодец, палатка, ракета, колокольчик).

8. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.