Дидактическая цель урока: формировать общеучебные навыки: правильность, беглость, выразительность чтения.
Развивающая цель: развивать речь учащихся, расширять словарный запас, показать “силу”, возможность слова.
Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, вежливость, желание знакомиться с творчеством народов Севера.
Оборудование: книги А.Барто, В.Осеевой, иллюстрации к рассказу В.Осеевой “Волшебное слово”, русские народные пословицы и пословицы народов Севера.
№ этапа урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы |
1. | Организационный момент. - Приветствие учащихся. - Проверка готовности к уроку. |
Коллективно | ||
2. | 1 мин | Актуализация опорных знаний. Дома, ребята, вы выучили стихотворение “Вовка – добрая душа” – кто написал это стихотворение? – Что вы знаете о творчестве Агнии Барто? Правильно, стихи у Агнии Барто весёлые и грустные, но всегда добрые. И помнят, знают её стихи ваши родители, бабушки и дедушки, ведь в этом году все читатели отмечают 100-летие со дня её рождения. А с какими книгами Агнии Барто вы познакомились? |
Дети отвечают на вопросы.
Дети демонстрируют прочитанные книги. |
Фронтально
Фронтально |
3. | 4 мин | Проверка дом. задания. Послушаем стихи, которые вы выучили дома. |
Дети рассказывают выученные дома стихи. | Индивидуально |
4. | 6 мин | Изучение нового материала. Ребята, вы хорошо поработали дома, послушали замечательные стихи. Какое у вас сейчас настроение? А вот у мальчика из рассказа В.Осеевой (портрет писательницы), настроение никак нельзя назвать хорошим. Почему так не везло нашему герою? Ответ на этот вопрос вы можете дать, если внимательно послушаете рассказ “Волшебное слово”. (чтение рассказа) |
Дети выбирают нужное слово из слов:
бодрое, сердитое, весёлое, грустное.. Дети слушают рассказ, отвечают на вопрос учителя. |
Индивидуально
Коллективно Фронтально |
5. | 6 мин. | Чтение цепочкой. Читая рассказ цепочкой, обращаем внимание на знаки препинания, стараемся передать тон мальчика и других действующих лиц. И, конечно же читаем без ошибок. |
Чтение рассказа учениками. | Фронтально |
6. | 3 мин. | Работа с пословицами. А сейчас, ребята, внимательно прочитаем пословицу “Добрый человек добру и учит”. – Как вы считаете в нашем рассказе к кому она относится? Какие пословицы о добре вы знаете? |
Ответ на вопрос. “Добрые дела два века живут”, “Доброе слово, что дождь в засуху”. |
Индивидуально |
7. | 4 мин. | “Р.к.” Беседа о народах Севера. Молодцы, вы знаете пословицы русского народа, а как называется край где мы живём? Правильно и по соседству с нами на севере Красноярского края живёт много других народностей, это долгане, нганасаны, эвенки, энцы и другие. И если мы говорим “Пословица не даром молвится”, она обязательно чему – то учит, то у народов севера она так и называется – “наставление”. Послушайте их “Если на охоте ничего не добудешь – не ругай те места и ту землю, где охотился. Дух охоты услышит и надолго убежит от тебя”. И ещё: “Часто не сердись и не дуйся, а то скоро состаришься”. Вот такие бесхитростные и мудрые наставления. |
Ответ детей.
Дети слушают |
Коллективно |
8 | 2 мин. | Физкультминутка. А теперь мы перенесёмся с нашего морозного севера в джунгли к весёлым обезьянкам |
Дети выполняют физкультминутку вместе с обезьянкой. | Коллективно |
9. | 5 мин. | Работа с сюжетными рисунками. Расположим рисунки по порядку действия рассказа и к каждому рисунку придумаем заглавие. |
Дети располагают рисунки в нужном
порядке. Получают план рассказа. а. Встреча. |
Самостоятельно |
10 | 6 мин. | Выборочное чтение. А теперь давайте проследим по тексту, как действовало “волшебное слово” на родных Павлика. |
Дети читают: руки Лены, сжимавшие карандаши, разжались. Все морщинки на лице бабушки засмеялись как лучики солнца. Брат засмеялся, взъерошил волосы Павлика | Поисковый |
11 | 2 мин. | Рефлексия урока. Ребята, на примере рассказа В.Осеевой мы увидели, какую волшебную силу имеет слово. Как вы считаете, что же надо делать, чтобы людям рядом с нами жилось лучше, уютнее? |
Мы будем стараться в своей жизни и в классе и дома употреблять больше волшебных слов. | Фронтально |
А какие это слова? | Дети называют и прикрепляют к доске слова: извините, спасибо, до свидания, здравствуйте, спокойной ночи. | Фронтально | ||
12 | 1 мин. | Домашнее задание. Научиться выразительно читать рассказ В. Осеевой “Волшебное слово”. И никогда не забывать, о чём мы говорили сегодня на уроке. |
Дети записывают задание в дневники | Коллективно |