Элективный курс для 9-го класса: "Задачи математики – задачи жизни"

Разделы: Математика


Основные цели:

  • Расширить кругозор учащихся историческими сведениями, математическими знаниями;
  • Совершенствовать навыки работы с математическими терминами.
  • Учить решать текстовые задачи.

Задачи:

  1. Создать условия для развития умений учащихся решать текстовые задачи, имеющие практическую направленность. Расширить кругозор учащихся, опираясь на исторические сведения из математики.
  2. Выработать практические навыки работы с математическими терминами.

Пояснительная записка

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Содержание курса рассчитано на обучение в зоне ближайшего развития ребёнка. Это позволяет каждому ученику, выбирать наиболее простой путь достижения поставленной цели, увязывать решение задач с жизнью. Развивает: речь, умение формулировать вопросы, искать на них ответы, выбирать специальные приёмы решения задач, в ходе которых у учащихся формируется логическое мышление. Они овладевают интеллектуальными умениями и мыслительными операциями – анализом и синтезом. Развивая любознательность учащихся и умение преодолевать трудности, мы формируем их главный инструмент в обучении — память.

Курс имеет практическую направленность. Цель обучения сориентирована на развитие личности учащегося, воспитание культурного человека, владеющего практическими навыками применения решений математических задач на практике. Курс учит учащихся логически мыслить в определенных жизненных ситуациях. Содержание курса обратит внимание учащихся на дальнейшее применение этих заданий на экзамене. Темы курса не дублируют изучаемое в 9 классе. Программа рассчитана на 23 часа и построена от простого к сложному.

Задачи берутся с 5 по 9 класс, решаются различными способами:

- арифметическим;

- алгебраическим;

На каждую тему отводится по 3 часа:

1 час – это практикум (распределение ролей, если это игра; сбор информации через СМИ и т.д.; экскурсии)

2 час – это практикум (моделируется практическая ситуация связанная с жизнью, решаются задачи на данные ситуации)

3 час – это мастерская (составляются задачи с выходом из критической ситуации, которые в последствии могут применяться на уроках в младших классах).

Форма контроля отражается в составлении и решении задачи практического содержания (учитывается при этом занимательность, степень сложности и так далее). Практическая значимость данной программы заключается в сближении теории с жизненной практикой.

Превращение математики не в абстрактную науку с набором безликих цифр, а в науку, которая помогает в реальных жизненных ситуациях. Такой подход позволяет повысить интерес учеников к математике, способствует более легкому усвоению теоретических знаний. Результатом использования данного курса должно стать формирование умения учащихся решать текстовые задачи школьного курса и стать фундаментом для подготовки усвоения знаний профильного уровня.

Содержание курса

1. Текстовые задачи в школьном курсе математики. Способы решения текстовых задач, на основе исторических сведений.

2. Виды предпринимательства. Задачи по теме “Натуральные числа”. Задачи на “части”, задачи на дроби, на работу. Тематика задач: работа в поле, уборка урожая, хранение и сбыт, прибыль и банкротство.

3. Кулинария. Арифметические и алгебраические задачи на смеси, задачи на части, на проценты. Тематика задач: рецепты кулинарных книг.

4. Банк: задачи на дроби, на проценты, на “сложные” проценты. Тематика задач: виды вкладов, кредиты, прибыль по вкладам.

5. Торговля: Задачи на составление уравнений и их систем. Задачи на дроби, на проценты. Тематика задач: нелегальная торговля, налоги с торговли, прибыль, убытки.

6. Автотранспортное предприятие: комбинаторика, прямая и обратная пропорциональная зависимости, задачи на движение. Тематика задач: распределение водителей на рейсы, грузоперевозки, перевозка пассажиров, прибыль и банкротство.

7. Интерьер: задачи на дроби, на совместную работу, применение свойств квадрата Тематика задач: оформление интерьера и расходы, связанные с этим.

8. МОКХ: задачи по теме “Рациональные числа”. Задачи на дроби, на совместную работу, на проценты. Задачи на “пропорцию”. Тематика задач: электричество, отопление, затраты и экономия.

9. Итоговая работа.

Учебно-тематический план

Тема курса

Всего часов

Форма работы учащихся

Работа с социумом

1 Текстовые задачи в школьном курсе математики 1 мастерская  
2 Заработай сам свой капитал.

2

1

Практикум

мастерская

Частное предпринимательство
3 Щедрый стол.

2

1

Практикум

мастерская

Столовая
4 А как поживает мой доход?

2

1

Практикум

мастерская

Банк
5 Нелегальная торговля

2

1

Практикум

мастерская

Рынок
6 Зарплата на колёсах

2

1

Практикум

мастерская

Автотранспортное предприятие
7 Интерьер

2

1

Практикум

мастерская

Музей
8 Сколько стоит наша вода.

2

1

Практикум

Мастерская

МОКХ
9 Итоговый урок

1

мастерская  

Занятие №3: Тема: “Щедрый стол”

1 час. Экскурсия.

Цель: Показать, как столовая связана с математикой, хотя это учреждение питания. Как рассчитывается обед для школьников, как закупаются продукты для школьной столовой и что делается, для того чтобы обеды в столовой стали дешевле.

Новые слова:

Сборник рецептур – книга рецептов различных блюд.

Фактура – сопроводительный документ на продукты.

Мармит – плита для разогрева первых блюд.

Калькуляция – расчет стоимости одного блюда.

2 час. Практикум

Цель: Создать условия для развития умения учащихся составлять текстовые задачи, применяемые на практике. Развивать умение слушать других, анализировать ответы, логически мыслить. Составить задачи на смеси, на части, на проценты.

Материалы: кулинарная книга “Чудеса выпечки”, газета “Щедрый стол”, картинки и рисунки для оформления “Сборника”, “Сборник”, составленный учащимися.

Проблема

Учитель: У вашего одноклассника через месяц день рождения. Его родители уезжают в командировку и поэтому, он не планирует отмечать свой праздник. Но вам, как настоящим друзьям, очень хочется сделать ему сюрприз.

Дети: необходимо составить план подготовки; составить меню; определиться с набором продуктов; выяснить количество каждого продукта; сосчитать сумму денег для покупки продуктов.

Учитель: На данный момент, что для нас самое важное?

Дети: Составить меню.

Учитель: Давайте составим меню.

На данном этапе ребята, разбирая рисунки и картинки, составляют меню.

Примерное меню для данного занятия:

  • Фрукты
  • Пирожные “Корзиночка”
  • Торт “Сладкоежка”
  • Морс

Учитель: Мы с вами составили меню, но каждое блюдо состоит из различных продуктов.

В какие справочники нам с вами нужно посмотреть, сколько и какого продукта нужно в то или иное блюдо?

Дети:

  1. Кулинарная книга “Чудеса выпечки”.
  2. Газета “Щедрый стол”

Учитель: Ребята, давайте попытаемся составить задачи, по данным картинам.

На этом этапе идет творческая работа учащихся. После того как, задачи составлены:

Учитель: Как вы думаете, для чего составлялись задачи?

Дети: Для повторения школьного материала и подготовки к экзаменам.

Учитель: А получится ли у нас с вами научить на этих задачах других ребят?

Дети: Мы постараемся.

Учитель: Значит, нам осталось оформить нашу работу.

На данном этапе идет оформление условий задач в “Сборник”.

Задачи, составленные на занятии:

  1. Мальчики принесли фрукты в сумке и взвесили, получилось 12,3 кг. Груш купили в 1,5 раз больше, чем яблок. Апельсин на 60% больше, чем яблок. Сколько яблок, груш, апельсин было куплено мальчиками в отдельности?
  2. Девочки разложили по двум вазочкам 16 яблок. Когда с первой вазочки Аня переложила на вторую столько, сколько было на второй, то яблок стало поровну в обоих вазочках. Определите, сколько яблок было первоначально в вазочках.
  3. Марина с Олей взялись приготовить пирожное “Корзиночка”. Они взяли 1 часть сахара, 1 часть маргарина, 2 части муки, 1,5 части повидла. Сколько грамм потребуется в отдельности сахара, маргарина, муки, повидла на приготовление пирожного, если при замесе теста получилось1100 грамм.
  4. Слава приготовил морс. В приготовленном морсе, где в 2 литрах воды содержится 90% варенья. Света с Валентином сказали, что морс слишком сладкий. Слава решил добавить 4 литра воды. Определите процентное содержание варенья в новом морсе.
  5. В торт “Сладкоежка” Катя с Ритой взяли основные его компоненты, такие
  6. как мука, сметана, сахар, масло. Вес торта получился 800 грамм. Известно, что сметаны на 180 грамм меньше, чем муки и на 40 грамм больше чем, сахара. Масло взято в 7 раз меньше, чем сметаны. Найдите вес каждого из компонента.

3 час. Лаборатория.

Цель: Создать условия для развития умения учащихся решать текстовые задачи, применяемые на практике. Совершенствовать навыки решения задач различными способами. Развивать внимательность и аккуратность при оформлении составленных задач в альбоме. Решать задачи на смеси, на части, на проценты.

Задачи решаются различными способами, составляется план оформления решения задач на альбомных листах. Таким образом, решения заносятся в “Сборник” составленный учащимися.

Решение предлагаемых задач:

1. Пусть х кг было яблок, тогда 1,5х кг было груш. 60% = 60:100 = 0,6. На 0,6х кг больше бананов, чем яблок. (х+0,6х) кг бананы. По условию задачи фруктов закупили 12,3 кг. Составим уравнение: х+1,5х+(х+0,6х) = 12,3 4,1х = 12,3 Х = 3 (кг) – вес яблок

По условию задачи груш было в 1,5 раза больше, чем яблок:31,5 = 4,5(кг)

Банан купили на 60% больше, чем яблок: 3+30,6 = 4,8(кг)

Ответ: 3 кг яблок, 4,5 кг груш, 4,8 кг бананов.

2. Решение данной задачи осуществляется “обратным ходом”.

16:2 = 8 (яблок) – стало на каждой вазочке

8:2 = 4 (яблок) – переложили с первой вазочки на вторую

8+4 = 12 (яблок) – было на 1 вазочке.

8-4 = 4 (яблока) – было во 2 вазочке.

Ответ: на первой было 12 яблок, а во второй 4 яблока.

3. Всего на 5,5 частей приходится 1100 грамм.

Значит, на 1часть приходится 1100:5,5=200 (грамм).

200 грамм - сахара и маргарина.

400 грамм – муки.

300 грамм – повидла.

Ответ: 200 грамм - сахара и маргарина, 400 грамм – муки, 300 грамм – повидла.

4. (290%):100% = 1,8 (литра) – варенья было в морсе

4 + 2 = 6 (литров) общий объём морса

(1,8:6)100% = 30(%) – процентное содержание варенья в морсе

Ответ: 30% процентное содержание варенья в новом морсе.

5. Пусть х грамм масла, у грамм сметаны. Пусть муки у+180 грамм, а у-40 грамм сахара. По условию задачи вес торта 800 грамм, сметаны в 7 раз больше, чем масла. Составим систему уравнений:

img1.gif (1836 bytes)

По условию задачи муки было 210 + 180 = 390 (грамм), а сахара 210 - 40 = 170 (грамм).

Ответ: 30 грамм масла, муки 390 грамм, сметаны 210 грамм, сахара 170 грамм.

Итог занятия

Учитель: Ребята давайте подведём итог нашему большому занятию.

Примерные вопросы для подведения итогов:

  • Что узнали нового?
  • Чему научились?
  • Что необычного и интересного было на занятиях?
  • В каких задачах вы столкнулись с трудностями?
  • Что бы вы предложили будущим девятиклассникам для разрешения этих проблем?
  • А какие задачи вам показались наиболее легкими?
  • Какие задачи можно решить не только одним способом?
  • Какой способ для вас показался самым простым?
  • С какими трудностями вы столкнулись, решая задачу на смеси?

Итог всего занятия: составленные задачи, решены различными способами, оформлены в “сборнике” задач данного курса. Эти задачи пойдут на уроки младших классов. Учащиеся повторили материал 7-8 классов, частично разобрали экзаменационный материал.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Литература:

1. С.А. Гомонов “Элективные курсы”

2. “Математика в школе” Шевкин А.В. “Текстовые задачи в школьном курсе математики”

3. Г.И. Глейзер “История математики в школе”

4. Е.И. Игнатьев “Математическая смекалка”

5. Г.М. Серегин “Понятие процента в школьном курсе математики”

6. Ю.М. Колягин “Поисковые задачи по математики”

7. Ю.А. Долженко “Проблемы формирования “успешного” педагога в системе постдипломного образования”

8. Ю.А. Долженко “Методическое сопровождение личностного – ориентированного образования”

9. Н.Г. Калашникова “Личностно-ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности” Учебное пособие для системы повышение квалификации.

10. Е.Ю. Фрейкман “Экономика и бизнес”.

11. Карл Хесс “Так устроен мир” экономика для юношества

12. Кулинарная книга “Чудеса выпечки”

13. Районная газета “Заря”

14. Газета “Щедрый стол”