Наиболее важной задачей современной педагогики является повышение эффективности и интенсификации учебного процесса ( Трайнев, 2004 ). Современный школьник стремиться в совершенстве овладеть компьютерной техникой и технологией. Задача учителя состоит в том, чтобы показать возможности использования и применения этой техники и технологии в получении новых знаний, показать ребенку, что компьютер – это не просто игровая установка, а машина, с помощью которой быстро постигается и узнается новое.
Неотъемлемым компонентом обеспечений современной образовательной системы являются информационные ресурсы ( Интернет в гуманитарном образовании, 2001 ). Информационный ресурс – это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах ( библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах ) (Библиографическое описание.., 2001 ). Одним из разновидностей информационных ресурсов выступает сеть Интернет.
В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных вопросов ( Смирнов, Якупов, 2006 ).
Постулаты Федерации Интернет Образования (www.fio.ru) гласят:
- Современному образованию – современные учителя;
- Современным учителям – современные знания;
- Современные знания – через Интернет-технологии.
Однако специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией ( Интернет в гуманитарном образовании, 2001 ). Уроки “Основ безопасности жизнедеятельности” более специфичны в отличие от других школьных предметов, как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах. Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключаются в следующем:
- Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
- Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;
- Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ;
- Создание специализированного сайта.
Свободный поиск Интернет-ресурса по заданной теме привел к созданию электронной библиотеки ОБЖ и справочным указаниям для учителя. Фрагмент справочных указаний приводится ниже:
5.2.6. Транспортная безопасность. ПДД
№ |
Название |
Электронный адрес |
2.5.1 | ПДД РФ | http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.shtml |
2.5.2 | Пропаганда ПДД | http://gibdd.onego.ru/p_propag.htm |
2.5.3 | Безопасность автомобиля | http://www.seu.ru/cci/lib/books/calendar/ |
2.5.4 | Безопасность на транспорте | http://www.warning.dp.ua/bezop11.htm |
2.5.5 | Безопасность пешехода | http://www.warning.dp.ua/bezop13.htm |
2.5.6 | https://urok.1sept.ru/2003_2004/ index.php?member=103499 |
Пример изучения конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя
1. Задание по теме “Экология и здоровье человека”. Найдите на сайте электронной экологической библиотеки “НИА-Природа” материал о вредности биодобавок для здоровья человека.
2. Алгоритм выполнения задания:
- Подключение к Интернету.
- Выход на сайт http:// www.lib.priroda.ru
- Вход в раздел “Здоровье человека”.
- Поиск и просмотр искомого материала.
- Закачка найденного материала.
- Просмотр основных моментов материала.
- Составление резюме материала.
- На завершающем этапе работы данный материал записывается в электронную экологическую библиотеку и ему присваивается шифр хранения.
3. Карта выполненной работы
Резюме к материалу
“____________________________________________________” Электронный адрес ____________________________ Тема _________________________________________________________ Описание _______________________________________________________________ Резюме составил___________________________ Дата ____________________ |
Пример использования Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ.
Урок в 9классе “Биоритмы – организаторы нашей жизни” из раздела “Экологическая безопасность”.
Так, в подготовленной презентации урока демонстрируется ссылка на сайты Интернета, с отдельными страницами которых обучаемые будут работать по индивидуально-групповой схеме, проводя исследование.
Исследовательская работа на рассматриваемом уроке проводится по группам. Состав группы 2-3 ученика. Каждая группа перед началом урока получают индивидуальную карточку задание и листы рабочей тетради по теме урока.
Пример карточки-задания для группы № 1.
Лист рабочей тетради группы № 1.
Страницы указанных выше сайтов записаны заранее и включены в папку по теме урока. Обучаемые получают возможность провести исследование ( по указанному заданию ) с изучением информации, помещенный в Интернет-ресурсе. Данная методика показывает обучаемым, что Всемирная сеть Интернет имеет учебное и познавательное и познавательное значение.
В результате длительного изучения сети Интернет возникла необходимость в попытке создания специализированного сайта по “Основам безопасности жизнедеятельности”. Причиной тому послужило отсутствие такового и Интернете.
Адрес сайта: http://obz-bzd-npt.narod.ru/. Авторский сайт представляет собой учебно-методический комплекс Основ Безопасности Жизнедеятельности и Безопасности Жизнедеятельности. Структура сайта:
Сайт работает с апреля 2006 года. Статистика счетчика сайта выглядит следующим образом:
Месяц |
Число обращений к сайту |
Кол-во уникальных посетителей |
Среднее число обращений к сайту одним уникальным посетителем |
Апрель |
431 |
48 |
9 |
Май |
217 |
41 |
5 |
Июнь |
60 |
14 |
4 |
Июль |
65 |
17 |
4 |
Август ( по 19.08 ) |
36 |
12 |
3 |
Всего за апрель-август |
809 |
132 |
6 |
Таким образом, Всемирная компьютерная сеть Интернет имеет огромные информационные и дидактические возможности при подготовке и проведении уроков ОБЖ.
Литература
- Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 272 с.
- Смирнов А.В., Костин В.А. Преподавание раздела “Экологическая безопасность” посредством экологических Интернет-библиотек // Информационная культура в системе подготовки будущего инженера: Мат-лы регион.науч.-практич.конферн. – Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н.Туполева, 2006. – 236 с. – С.176-177.
- Смирнов А.В. Технологические основы использования Интернета на занятиях ОБЖ и БЖД // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2005-2006, г.Москва. - [электронный ресурс]. - https://urok.1sept.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310653
- Смирнов А.В., Якупов З.Я. Содержание вопросов экологической безопасности // Окружающая среда и здоровье: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции.- Пенза: РИО ПГСХА, 2006. – 238 с. – С.4-7.
- Трайнев И.В. Конструктивная педагогика / Под общ.ред.В.Д.Матросова. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004. – 320 с.