Цели урока:
- Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.
- Развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля.
- Формирование умения грамотно излагать свою точку зрения.
Задачи урока:
- Рассказать кратко об истории развития средств вычислительной техники.
- Сформировать представление о классификации ЭВМ.
- Ввести понятие компьютер и его основных частей.
- Развивать внимание, память, логическое мышление, умение делать выводы.
- Научить пользоваться мышью (освоить основное действие мыши – щелчок).
- Научить пользоваться клавиатурой (клавишами ввода данных).
Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, компьютеры, кроссворд, карточки, тест.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел звонок!
Позвал на урок!
Будем мы рассуждать
И друг другу помогать.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. Постановка целей и задач для учащихся. На доске нет темы урока.
II. Актуализация знаний
– На прошлом уроке мы говорили о том, что люди имеют пять чувств восприятия. Разные чувства дают нам разные виды информации. Сейчас нам предстоит разгадать кроссворд, а, разгадав его, мы не только повторим пройденный материал, но и узнаем ключевое слово, это и будет тема урока. (Раздать карточки с кроссвордом.) Воспроизвести кроссворд с правильными ответами, с помощью мультимедийного проектора.
Кроссворд
III. Информационная минутка
– Чем компьютер помогает людям?
– Где он применяется?
В ходе диалога анализируются и обобщаются (последнее слово должно быть за учителем) ответы учащихся, акцентируется их внимание на том, что компьютеры сегодня мы видим в банках (прежде всего для выполнения сложных расчетов), на вокзалах (чтобы подучить информацию о расписании поездов и ценах на билеты), в библиотеках, в больницах и т.п.
– Когда же впервые заговорили о создании вычислительной техники?
IV. Объяснение нового материала
– История создания средств цифровой вычислительной техники уходит в глубь веков. Она увлекательна и поучительна, с нею связаны имена выдающихся ученых мира. Историки сходятся во мнении, что именно Леонардо да Винчи был одним из первых, кто задумал о необходимости создания устройств для облегчения вычислений.
– Работы по созданию ЭВМ после второй мировой войны велись и в СССР. Так, в 1948 году Сергеем Александровичем Лебедевым был предложен первый проект отечественной цифровой ЭВМ, а первые образцы ЭВМ появились через несколько лет.
– В настоящее время ЭВМ можно классифицировать по следующим видам:
- Супер ЭВМ научно-исследовательские лаборатории, институты)
- Большие ЭВМ (банки, крупные предприятия)
- Мини-ЭВМ
- Микро-ЭВМ (персональные компьютеры)
– Более подробно мы сегодня остановимся на изучении персональных компьютеров. Существуют следующие разновидности ПК: настольные, портативные, карманные
– Зачем же, по вашему мнению, нужен компьютер? (Рассуждения учащихся.)
Раздать карточки
Карточка 1 Нарисуйте рядом точно такой же рисунок. |
Карточка 2 Нарисуйте рядом точно такой же рисунок. |
– Все эти задания аккуратнее, точнее и быстрее можно выполнить с помощью компьютера, если умело использовать все его основные элементы (показать учащимся, как это можно сделать и воспроизвести при помощи проектора).
– Из чего же состоит наш компьютер?
Современный персональный компьютер имеет пять
основных узлов. Кроме того, к компьютеру можно
подключить любое дополнительное электрическое
или электронное оборудование.
Системный блок – это главное устройство
компьютера. Системный блок содержит всю
электронную начинку компьютера, его “ мозг”.
Основными элементами системного блока являются
процессор (выполняет программы, состоящие из
команд) и память (хранит данные и программы).
– Звуковые колонки, с помощью этого устройства
компьютер воспроизводит звук.
О следующем устройстве мы узнаем, если выполним
задание (воспроизводим с помощью
мультимедийного проектора)
Необходимо в конце линии поставить букву,
которая стоит вначале –
– Клавиатура – устройство для ввода данных в компьютер. С помощью клавиатуры в компьютер вводят текстовую информацию и команды. Клавиатура компьютера – близкая родственница клавиатуре пишущей машинки, только клавиш у неё больше. Клавиатура имеет следующие клавиши: алфавитно-цифровые, функциональные, управляющие клавши и клавиши дополнительной клавиатуры.
– Остальные два основных устройства учащиеся разбирают самостоятельно (ребята делятся на две группы, каждой группе раздается текстовая информация об одном из устройств, они в течение 2–3 минут готовятся и излагают, написанный текст одним из способов передачи информации: устно, жестами, остальные учащиеся должны догадаться, о каком устройстве идет речь).
Карточка № 1
– Монитор компьютера – это устройство для отображения информации, выводимой из компьютера. Монитор похож на телевизор. Человек получает от него несколько видов визуальной информации: текстовую, графическую, видео. Монитор так и называют – устройство вывода.
Карточка № 2
– Мышь – устройство ввода информации в компьютер. Мышь – это небольшая коробочка с двумя или тремя клавишами. Её легко удержать в руке. Вместе с проводом для подключения к компьютеру это устройство действительно напоминает мышь с хвостом.
V. Физкультминутка (музыкальное сопровождение)
Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли,
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть –
Раз, два, три, четыре,
На счет пять – за парты сесть.
VI. Работа на ПК
Необходимо напомнить учащимся о правилах работы за компьютером.
Задание 1
– Назовите и запишите все указанные устройства.
1.
2.
3.
4.
5.
Все школьники получают по рисунку с изображением основных устройств компьютера. Надо записать, где какое устройство, используя клавиатуру и мышь. В конце задания производится самопроверка – на экране выводится рисунок с правильными ответами.
Задание 2
ТЕСТ
Тест предназначен для проверки знаний учащихся по теме “Основные устройства компьютера” .
1. Устройство ввода текстовой информации:
- Клавиатура
- Монитор
- Звуковые колонки
2. Основные устройства компьютера:
- Мышь, сканер, монитор
- Монитор, клавиатура, системный блок, мышь, звуковые колонки
- Принтер, монитор, клавиатура
3. Основной блок компьютера:
- Монитор
- Мышь
- Системный блок
4. Устройство отображения информации:
- Монитор
- Клавиатура
- Звуковые колонки
VII. Подведение общего итога урока
– Итак, наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать:
- Кроссворд. Повторили пройденный материал.
- Познакомились с основными устройствам компьютера. Напомните мне их.
- Физкультминутка. Отдохнули.
- На практике поработали с клавиатурой (клавишами ввода данных), практически освоили работу с мышью (один щелчок).
VIII. Домашнее задание
– Знать основные узлы компьютера, а поможет вам в этом кроссворд.
Кроссворд
1. В компьютере его называют системный …
2. Устройство похожее на телевизор.
3. Основное устройство для ввода информации.
4. Похожа на серенького зверька с хвостиком.