Цели:
- познакомить учащихся с тремя основными красками (на примере гуашевых красок);
- научить детей смешивать основные краски для получения других цветов;
- прочувствовать с детьми радость от красоты многоцветия мира.
Перспектива урока: снять проблему механической раскраски путем смешивания основных красок для достижения многообразия цвета; “учиться быть живописцами”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Психологический настрой – выбери символ в зависимости от твоего настроения:
- веселое лицо – мне хорошо, я спокоен;
- грустное лицо – мне плохо, я боюсь;
- спокойное лицо – мне все равно.
II. Сообщение темы урока
Вот мы взяли краски в руки –
И не стало в доме скуки.
Чтобы было веселей,
Яркой краски не жалей.
Это правда,
Ну, чего же тут скрывать,
Дети любят,
Очень любят рисовать.
– Сегодня на уроке мы будем говорить о красках и цветах.
– Какие цвета вы знаете? (Ответы детей)
III. Работа над новым материалом
– Ребята, сейчас я расскажу вам сказку, и вы узнаете, откуда появились эти цвета, которые вы сейчас назвали. (Приложение)
В некотором царстве, в некотором государстве
жили-были счастливые люди. А были они счастливы
потому, что умели замечать красоту в природе.
Голубое небо и белые облака (слайд 1),
бескрайнее море (слайд 2), первая зелень (слайд
3) – все радовало их. Королева Радуга (слайд 4,
5) вселяла в души людей чувство прекрасного и
доброту. Но однажды случилась беда. Злой-презлой
волшебник, пролетая над счастливым
царством-государством, решил отнять у людей
радость. И задумал он самое страшное: закрыл
своим волшебным плащом небо и держал плащ так
долго, что все краски стали блекнуть и сереть (слайд
6, 7, 8).Но и этого показалось мало злому
волшебнику. Он заставил всех людей забыть, что
мир был разноцветный. Волшебник ликовал: вот
теперь-то скука и злость придут в это серое
царство-государство. Так все и случилось. После
долгой ночи наступило утро. Люди стали
заниматься своими делами. Бесцветный мир уже не
привлекал их внимания, скучающие взгляды не
задерживались ни на чем. Сами люди тоже посерели:
и лицо, и волосы, и одежда. К тому же они стали чаще
раздражаться и ссориться. Но как ни старался злой
волшебник стереть воспоминания о красочном мире,
детские нежные души почувствовали сразу, что они
лишились чего-то прекрасного. И вот один мальчик
отправился в дорогу (слайд 9). Стал он ходить
по царству-государству да расспрашивать, не
знает ли кто, отчего все стали жить скучно и
безрадостно. Но люди только пожимали плечами в
ответ. Однажды мальчик набрел на старую хижину, в
которой жил слепой древний старик (слайд 10).
– Слушай, сынок, – промолвил старец, – я расскажу
тебе, как люди жили раньше и что случилось потом.
В те времена я был моложе и хорошо видел. Я был
придворным малярм. Я красил замки и дома в
нежнейшие оттенки. Я очень любил свое дело,
потому что приносил людям радость. Меня даже
пригласил один заморский король для росписи
своего замка. А когда я вернулся домой, чуть не
умер с горя: труд всей моей жизни, все дома, да и
все вокруг стало серым, а люди стали как будто
чужими. Больше я не видел счастливых глаз. Сам я
поседел, моя кожа посерела от старости, глаза
выцвели и ослепли от слез. Самое дорогое, что у
меня осталось, – это три краски, привезенные
издалека.
– Дедушка, покажи, пожалуйста, мне их, – робко
попросил мальчик. Старичок нащупал узелок и
достал дощечку с тремя красками.
– А теперь, прежде чем я продолжу сказку, попробуйте догадаться, какие краски дал старичок мальчику? (Слайды 11, 12, 13)
При показе слайдов детям задается вопрос: ”Что общего у трех предметов на слайде?” (Цвет)
IV. Самостоятельная работа
– А теперь каждый у себя на листе нарисуйте эти три краски (слайд 14).
Мальчик не мог оторвать взгляда от этих
нарядных красок. Старец почувствовал это. Он стал
рассказывать о том, какие краски бывают еще, и
какого цвета все было вокруг. Затаив дыхание,
мальчик слушал.
– Я знал, – продолжал старик, – что тебе
понравятся эти краски. Из этих красок можно
сделать любой цвет. Бери их. И ты сможешь вернуть
людям радость. Долго я ждал этого часа. Старичок
вздохнул и уснул вечным сном. Мальчик поплакал и
решил, что надо поскорее исполнить последнее
желание доброго мастера: сделать мир счастливым.
Но вот беда:
Три цвета, три цвета, три цвета.
Ребята, не мало ли это?
А где нам зеленый, оранжевый взять? (Ответы детей)
Конечно, нужно краски по парам смешать!
V. Физминутка (слайд 15)
Мальчик совсем не умел обращаться с красками и поэтому, чтобы ничего не испортить в городе, отправился на далекий необитаемый остров (слайд 16).
Детям раздаются рисунки острова.
”Здесь-то я и потренируюсь”, – решил он. На солнышко мальчик брызнул желтой краски. Солнышко заулыбалось (слайд 17). Песку тоже достался желтый цвет. Он тут же потеплел от удовольствия (слайд 18). В море мальчик капнул синей краски, и оно ожило (слайд 19). Теперь осталось дерево с апельсинами, одиноко стоящее на острове”.
– Ребята, давайте поможем мальчику. Кто знает, как получить оранжевый цвет? (Ответы детей. Слайд20)
VI. Самостоятельная работа
1. Дети на альбомных листах получают оранжевый цвет и раскрашивают апельсины. (Слайд 21)
Выкрасив апельсины, мальчик стал смотреть на листья дерева. Теперь он легко догадался, как получить зеленый цвет. Мальчик смешал две краски и раскрасил листья (слайд 22).
– Какие две краски смешал мальчик? (Слайд 23)
2. Дети смешивают краски, получают зеленый цвет и раскрашивают листья на дереве.
Затем мальчик набрал на кисть красную краску,
но нечаянно задел синюю, и две краски смешались (слайд
24).
– Ничего,– решил мальчик, – этот цвет я
использую себе для брюк.
– Ребята, давайте смешаем красную краску с синей, и посмотрим, какой цвет получится. (Слайд 24)
– А теперь, – решил мальчик, – смешаю-ка я вместе все три краски, которые у меня есть: желтую, синюю и красную (слайд 25). Он попробовал смешивать краски несколько раз, добавляя больше то жетой, то красной, то синей. И, о чудо, у него получились различные цвета.
VII. Проверка
– Какие же цвета вы получили, смешивая три краски? (Слайд 25)
– Можно ли из этих цветов выбрать цвет для ствола пальмы? Раскрасьте (слайд 26).
Юный художник уже собрался покинуть оживший
остров, но увидел, что небо осталось
безжизненно-белым. “Нет, сюда такой же синий
цвет, как у моря, не подойдет, – размышлял
мальчик.
– Как же сделать небо нежно-голубым? (Слайд 27)
Я смешивал разные краски, но ни один оттенок для
неба не подходит”. От бессилия мальчик заплакал.
Прозрачная слеза, скатившись по щеке, капнула
прямо на палитру с синей краской. Краска
растеклась и стала светло-голубой. (Слайд 28)
– Ребята, что будет, если к любой краске добавить побольше воды? (Ответы детей)
VIII. Самостоятельная работа
3. Дети получают голубой, розовый и другие осветленные цвета.
Мальчик научился многому. Он смело отправился в город, где ждала его большая работа на радость людям. Так начался его путь в мир красок.
IX. Итог урока (слайд 29)
X. Домашнее задание: понаблюдать в жизни красоту цветовых оттенков.