Внедрение школы полного дня как способ расширения воспитательного пространства образовательного учреждения

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


В законе “Об образовании” указывается, что “Образование –это процесс воспитания и обучения подрастающего поколения …”. Воспитание – это постоянная проблема, вокруг которой разворачивались споры о том, каким оно должно быть.

Воспитание сегодня – наиважнейшая задача, требующая рассмотрения в первоочередном порядке. Как пишет П.П.Блонский – мы должны воспитать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению.

При этом, направление “школа полного дня” для некоторых школ Москвы не является кардинально новым, но по-прежнему остается инновационным направлением.

Попытка внедрения полного дня в некоторые школы Москвы несколько десятилетий назад не везде дала положительный результат – в Москве много культурных центров, домов творчества, клубов по интересам – куда учащийся может пойти во второй половине дня.

Возвращение в настоящее время методики школы полного дня связано с реформированием системы образования, направленным не только на всесторонне развитую, индивидуально обособленную личность, но и коммуникабельную, самостоятельную, умеющую решать сложные жизненные задачи личность.

Школа, которая работает в режиме полного дня, становится особым социо-культурным пространством, “общим местом” жизнедеятельности детей и взрослых, в котором образовательная и воспитательная среда оказывается более комфортной и безопасной, чем за ее границами.

Педагогический штат школы, как правило, дополняется педагогами дополнительного образования, психологами, воспитателями групп продленного дня и другими специалистами.

Такая работа школы в режиме полного дня позволяет более полно использовать возможности учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.

Ребенок, занимаясь в школе полного дня может быть как в коллективе, так и вне коллектива. Здесь могут быть как коллективные, так и индивидуальные занятия, поэтому формы коллективного и индивидуального пребывания ребенка в школе сочетаются очень разумно.

В рамках программы “Столичное образование” стоит задача дать детям в средней школе не только “качественное образование – каждому ребенку”, но и соответствующее воспитание, что позволяет повысить роль воспитания в образовательном процессе, в социализации детей, активном включении детей в социальную практику, в общественно-значимую деятельность.

Ключевым направлением является деятельность, согласно городской программе “Столичное образование”, направленная на воспитание здорового нравственно и физически, интеллектуального, с большим запасом знаний и высокой духовности гражданина, находящегося в атмосфере взаимопонимания, взаимоподдержки, в едином коллективе взрослых и детей.

Система школы полного дня позволяет развивать личность ребенка и через систему дополнительного образования в школе.

Наличие в школе высококвалифицированных специалистов обеспечивает это.

Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей. Воспитательная система строится из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного образования, реализацию программ воспитания округа и города, преемственности детский сад-школа-вуз, экскурсионной и творческой деятельности.

Система воспитательной работы формируется и расширяется по основным направлениям: нравственное воспитание: воспитание моральных устоев личности, взаимоотношений в коллективе, художественно-эстетическое и трудовое воспитание: формируется художественный вкус, знание и понимание культуры народов, отношение к труду, культура здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, проведение дней здоровья, профилактические осмотры и диспансеризации, гражданско-патриотическое воспитание – воспитание гражданина России, ученического самоуправления, системы работы классного руководителя, общешкольных дел (традиций).

Рассматривая школу полного дня с одной стороны, можно сделать вывод о формировании нового пространства жизнедеятельности учащихся, более безопасного, чем общепринятое пространство, в котором ребенок находится ежедневно. Но с другой стороны в школе полного дня появляется достаточное количество свободного времени для учащихся – оно может использоваться как время самоподготовки, отдыха или организации досуга через посещение кружков или секций по интересам. Но появление дополнительного времени у педагогов позволяет им не просто расширить имеющееся воспитательное пространство, а серьезно изменить влияние школы на подрастающее поколение, сделав это с применением современных методов, способов, иными словами – через внедрение инноваций.

Свободное воспитательное пространство школы полного дня необходимо чем-то наполнять. Это могут быть инновационные технологии, которые уже готовы к внедрению в обычную школу, но в связи с наличием четкой структуры воспитательной работы и занятостью каждого отдельно взятого сектора, не могли быть использованы в полном объеме – просто не хватало времени.

В мировой литературе понятие “инновация” интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах или технологиях.

В современном российском образовании не существует определенной и общепринятой концепции инновационной деятельности в образовании и отсутствует внятный, устоявшийся тезаурус инновационной деятельности, ее отдельные термины многозначны и размыты, что создает устойчивую иллюзию общепонятности.

В последние два-три года понятие об инновациях в образовании вообще стало предметом изменения и о нем ходят неясные интуитивные мнения и выдумки, которые колеблются между двумя альтернативами. С одной стороны, говорят, что инновациями занимаются все – особенно при разработке конкретных исследовательских тем, а потому и не нуждаются в каком-либо особом исследовании или обсуждении того, что такое инновации в образовании. С другой стороны видны идеи о необходимости оценки инноваций, разработки критериев их валидности, отсеивания мнимых инноваций, что, очевидно, предполагает построение соответствующей исследовательской программы.

Большинство школ России успешно внедряют инновации, которые помогают им совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Любое отставание от внедрения инноваций приводит к отставанию в нововведениях, которые стареют морально довольно быстро.

Внедрение нововведений - всегда процесс довольно болезненный для педагогических структур. Во всех случаях альтернативные технологии сталкиваются с предыдущими принятыми решениями. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений. Другая причина неопределенности связана с самими нововведениями. Ведь результат их внедрения, как правило, неизвестен, но с накоплением опыта эта неопределенность как правило, должна исчезнуть. Но здесь возникает снижение риска применения нововведения от его использования, и снижается предел его распространения. Следовательно, для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.

Для наиболее успешного управления внедрением инновационной деятельности необходимо тщательное изучение инноваций. Новизна инноваций оценивается по технологическим позициям и рыночным параметрам.

Инновационными технологиями можно считать внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, так как они, как правило, кардинально изменяют воспитательную систему школы.

Например, ученическое самоуправление. Разработка различных форм организации учебного процесса и процесса воспитания и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялось человечеством с незапамятных времен.

Самоуправление – это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни. Современный этап развития школьного самоуправления условно начинается с момента зарождения школьных советов.

В настоящее время практически в каждой школе есть школьный ученический совет самоуправления, но к сожалению, не во всех школах он работает в реальном смысле. В основном, речь идет о соуправлении. Еще пять лет назад можно было говорить лишь о незначительном проценте школ, в которых действовали ученические советы самоуправления. Главной причиной такого медленного развития самоуправления является не только игнорирование педагогических принципов и психологических требований к построению школьного самоуправления, но и отсутствие эффективной системы управления внедрением инноваций в воспитательную работу школы при быстром росте количества инноваций и, как следствие, сильной загруженностью педагогического коллектива в попытках внедрения инноваций.

Но в школе полного дня, как правило, ученическое самоуправление развивается более активно, учащиеся помогают в работе с младшими школьниками – шефская работа. В основу самоуправления входят следующие принципы: педагогического руководства, предметной деятельности, планирования, выборности, сменяемости, согласия, участия всех учащихся. Возглавляет школьный совет самоуправления ученик старших классов.

В.М.Лизинский одним из первых рассматривает взаимосвязи между ученическим самоуправлением и системой дополнительного образования школы: “…речь идет о системе социального воспитания, где школа выполняет общественно-государственный заказ в рамках этой системы, а все учреждения, связанные с воспитанием, занимаются системным обеспечением интересов и потребностей учащихся и молодежи”.

Большинство недостатков в работе школьного самоуправления проанализированы Н.П.Капустиным и положительные результаты нашли отражение в его книге.

Таким образом, внедрение в школе ученического самоуправления, требует не просто дополнительного времени от педагогов и учащихся, но и определенных знаний, которыми должны обладать педагоги как организаторы этого процесса.

Главная педагогическая идея учебно-воспитательного процесса в школах с продленным днем – в создании единой системы воспитательного воздействия на детей, способствующей их всестороннему, гармоничному развитию. Эти идеи способствуют работе в настоящее время школ полного дня.

Основные результатами школ как школы полного дня:

  • Появление дополнительного времени для развития воспитательной системы,
  • единое расписание первой и второй половины дня;
  • соединение базового и дополнительного образования;
  • творческое развитие учащихся в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности;
  • формирование и расширение образовательного и воспитательного пространства;
  • организация совместной работы с родителями;
  • создание образовательного пространства школы как пространства выбора для учащихся;
  • проектно-исследовательская деятельность в начальной школе и среднем и старшем звене;
  • организация отдыха и досуга детей во второй половине дня;
  • разнообразие и качество работы кружков, секций, студий в системе дополнительного образования;
  • создание максимально комфортных условий в школе.

“В школьной практике накоплен богатый опыт организации внеурочной работы образовательной работы, но многие вопросы не нашли еще убедительного решения” - эти слова актуальны и в настоящее время.

Развитие дополнительного образования в школе актуально и в особенности “перспективнее вариант развития дополнительного образования как звена воспитательной системы. И тогда “…система дополнительного образования будет работать на процесс, на результат и на возможные интересы и потребности детей…”.

Таким образом, изменения в социокультурной среде школы необходимы (в виде внедрения школы полного дня), так как назрела острая необходимость пересмотра сложившейся воспитательной системы и перестройки ее в соответствии с современными требованиями науки, технологий, общества. В связи в современными запросами социума особое значение приобретает школа полного дня как ресурс нескольких направлений: образовательный, здоровьесберегающий, воспитательный, развивающий, и т.д.

Список литературы

  1. Под ред.В.А.Бадил “Воспитательное пространство округа – социальная инфрпаструктура детства”. –М:Созидание. – 272с.
  2. Н.П.Капустин Педагогические технологии адаптивной школы. – М., 1999. – 216с.
  3. В.И.Бочкарев Социально-педагогические основы школьного самоупрвления. – М., 1997
  4. В.М.Лизинский Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. – М., 2005. – 160с.
  5. Н.П.Капустин Педагогические технологии адаптивной школы. – М., 1999. – 216с.
  6. С.Э.Карклина Педагогика продленного дня. – М., 1988. – 142с.
  7. С.Э.Карклина Педагогика продленного дня. – М., 1988. – 142с.
  8. Е.Б.Евландова, Л.А.Николаева Дополнительное образование: содержание и перспективы развития // Педагогика. – М., 1995. - №5
  9. В.М.Лизинский Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. – М., 2005. – 160с.