Цели урока:
- закрепить письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число;
- закрепить умение решать составные задачи;
- развивать математическую смекалку, творческое мышление;
- формировать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник “Математика” 4 класс (автор Моро), карточки со схемами-опорами, карточки с ответами примеров, карточки с изображениями птиц и животных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Тема урока.
- Сегодня на уроке мы будем закреплять письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное число.
III. Устный счет.
- Запишите в тетради промежуточные ответы.
Фронтальная проверка.
-Запишите ответы в порядке возрастания.
Г | О | К | И | Я | О | Л | Э |
560 | 120 | 80 | 200 | 700 | 180 | 160 | 60 |
- Соотнесите число с буквой.
- Какое слово у вас получилось? (Экология)
- Как вы понимаете значение этого слова?
- С какой темой будет связан наш урок?
-Надеюсь, что сегодня вы не только повторите письменное умножение и деление многозначных чисел на однозначное, но и узнаете еще много интересного. Все задания нашего урока будут связаны с экологией.
- Продолжаем устную работу.
В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?
Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки очистительных сооружений в этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?
-Так как мы сегодня с вами на уроке будем закреплять письменные приемы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, нам необходимо повторить названия компонентов при умножении и делении.
На доске:
... : 250 = 3
700 : ... = 2
... х 4 = 4000
- Назовите компоненты при делении.
Что неизвестно в первом примере?(Делимое)
- Как найти неизвестное делимое?
- Чему равно делимое?(750)
- Что неизвестно во втором примере? (Делитель)
- Как найти неизвестный делитель?
- Чему равен делитель? (350)
- Что неизвестно в третьем примере? (Множитель)
- Как найти неизвестный множитель?
- Чему равен множитель? (1000)
- Мы говорим об экологии. Вы нашли интересные числа.
750- столько жуков-короедов съедает за один день дятел.
350 – столько лет живет сосна.
1000 – столько полевых мышей уничтожает сова за год.
IV. Закрепление письменных приемов умножения и деления на однозначное число.
- Мы делили и умножали устно, а теперь переходим к письменному умножению и делению многозначных чисел на однозначное число.
20862х6(125172)
41508х9(373572)
15828:4(3957)
27981:9(3109)
Двое детей решают за доской.
-Послушайте дополнительные вопросы, которые являются экологическими задачами.
Дополнительные вопросы
Карточка1
Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет. Во сколько раз меньше живет липа, чем дуб? (4)
Карточка2
Для естественного восстановления слоя почвы толщиной в 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя? (1000)
Т | К | Ы | О |
3957 | 125172 | 3109 | 373572 |
-Соотнесите ответ примера с буквой в таблице и составьте слово (коты)
- Какое отношение коты имеют к нашему уроку? (Проведем физкультминутку про котов)
V. Физкультминутка
Шли по крыше три кота,
Три кота Василия.
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз.
И сказали три кота:
- Красота! Красота!
VI. Решение задачи
-А сейчас мы перейдем к следующему этапу нашей работы. Но сначала вам предстоит отгадать загадку.
Первая часть слова состоит из предлога “за”, а вторая часть слова – это загородный дом (задача).
1 человек у доски.
На территории Окского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара дроздов приносит своим птенцам в день 335 гусениц, что в 6 раз меньше, чем пара дятлов, а пара скворцов приносит в 3 раза меньше гусениц, чем пара дятлов. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара дятлов, чем пара скворцов?
Дрозды – 335 гусениц
Дятлы - ? в 6 раз больше | |
) на ? | |
Скворцы - ? в 3 раза меньше |
- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)
- Почему? (Мы не знаем, сколько гусениц приносит пара дятлов и сколько гусениц приносит пара скворцов.)
- Как можно узнать? Каким действием?
- Повторите вопрос задачи.
- Каким действием узнаем, на сколько больше гусениц приносит пара дятлов, чем пара скворцов? (Вычитанием)
-Измените вопрос задачи так, чтобы последним действием было сложение (Сколько гусениц приносит пара скворцов и пара дятлов вместе?)
VII. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.
- А теперь решим еще одну задачу из учебника на странице 34 №16.
1 человек за доску. Слабым ученикам раздается опора для решения задачи (краткая запись).
Проверка задачи.
VIII. Итог урока.
- Над чем работали сегодня на уроке?
-Что вам особенно понравилось?
Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали на уроке.
- Кроме знаний по математике мы говорили с вами о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.