Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной деятельности.
“Что представляет собой познавательная деятельность школьника?”
“Является ли термин “познавательная деятельность” синонимом по отношению к термину учебная деятельность?”
В учебной деятельности познание выступает как особая и самостоятельная задача. В школе усвоение знаний и формирование умений их применять носят целенаправленный характер, они специально организуются. Но познание окружающего мира происходит не только в школе и не всегда специально программируется. Это позволяет рассматривать познавательную деятельность как более широкое понятие по сравнению с учебной деятельностью.
Учебная деятельность школьника – это целенаправленная познавательная деятельность, протекающая в специально организованных условиях. Развивающее обучение выходит за пределы одной учебной дисциплины. Оно направлено на формирование личностных качеств, в том числе и таких качеств как любознательность, трудолюбие, работоспособность, целеустремленность, для которых в школьные годы определяющим является правильная организация познавательной деятельности.
Осуществляя учебно-познавательную деятельность и стремясь к гармоничному ее развитию, за основу должен быть взят принцип единства эмоционального и интеллектуального как важнейшее условие, соблюдение которого позволит сформировать и развить в ребенке так необходимые творческие умения и навыки, с помощью которых он сможет не только познавать мир, но и активно преобразовывать его. Например, осуществление координации уроков музыки и чтения с опорой на принцип единства эмоционального и интеллектуального гармонизирует учебно-познавательную деятельность, придает ей действенный творческий характер, воспитывает в ребенке положительную мотивацию к учению, формирует в нем поисковые, исследовательские навыки, способствует тем самым развитию нестандартно мыслящего человека, обладающего различными средствами и методами познания мира, умеющего и желающего преобразовывать и совершенствовать его.
Активация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель. Методы – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов обучения реализуются образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения.
В определении метода следует обратить внимание на три момента.
Первое – деятельность педагога. Он объясняет, демонстрирует, инструктирует, поощряет, наказывает и т.д.
Второе – действия ученика, который слушает, записывает, читает, выполняет и т.д. Осмысление учебного материала, желание его познать, сосредоточится, преодолеть себя – эти действия связаны с интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной сферами школьника.
Третья особенность – взаимодействие учителя и ученика. Она проявляется во внешней деятельности – организация ученика на работу и во внутренней – управления развитием школьника: обучение анализу, синтезу, упражнение силы воли, расширение диапазона социально значимых мотивов и др. Поэтому педагогическая ценность метода определяется не столько внешней формой его выражения, сколько внутренней, раскрывающей творческие возможности развития личности ребенка на уроке. Учитель должен уметь правильно строить свои отношения с учениками, сделать их соучастниками учебно-воспитательного процесса. Для формирования творческой личности школьника необходимо использование всех методов, которыми располагает современная дидактика. При выборе методов обучения педагог ориентируется на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность, расширяют у них кругозор, содействуют становлению творческой личности. При подготовке к уроку учитель продумывает, каких микросдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности школьников он будет добиваться на данном уроке, какие для этого он использует методические приемы. Если педагог не ставит перед собой таких задач, то он не будет целеустремленно работать над их разрешением. Значит, в обучении будет преобладать стихийность. А в результате снизится и воспитывающее, и развивающее значение урока.
Ребенок должен ощущать радость общения с учителем, только в этом случае его познавательный труд будет эффективным, а обучение поистине развивающим. Очень важно, чтобы ребенок, общаясь с учителем в процессе учебно-познавательной деятельности, не только использовал, но и осознавал приемы учебной работы, то есть необходимо обеспечить полное понимание учащимися того, какие интеллектуальные действия они выполняют и зачем они это делают.
При планировании учебной познавательной деятельности детей необходимо четко определить за счет каких видов работы будет обеспечена интенсивность мышления и, что не менее важно, в какой форме учащиеся будут ориентированы на выполнение той или иной учебной задачи. В связи с особенностью детей начальных классов, проявляющейся, в частности, в неустойчивости внимания, необходимости его переключения важно использование разнообразных видов работы с раздаточным материалом, демонстрационных пособий, включение в познавательную игру. Существенным компонентом познавательной деятельности в начальных классах является игра. Игровая форма деятельности детей на уроке должна сочетаться с познавательным содержанием, представляющим собой учебную задачу и предполагающим ее решение. Уроки (особенно в 1-м классе) должны быть с определенным игровым сюжетом. Игровой сюжет – это такая форма организации учебной деятельности, при которой урок пронизывается от начала до конца единой игровой линией, темой высказываний. Но, применяя этот прием, надо помнить, что чрезмерное, частое использование знакомых сюжетов и героев в качестве средств и форм обучения может лишить учебный урок новизны и привлекательности.
Систематичность уроков с единым игровым сюжетом предполагает: а) проведение циклов уроков на заданную тему по одному предмету (например, в течении нескольких уроков математики при знакомстве с таблицей сложения и вычитания ученики вводятся в тему высказываний “Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес”); б) проведение интегрированных уроков (уроки русского языка и литературного чтения связаны общей темой высказываний); соединение уроков и самоподготовок в группе продленного дня. По мере того, как у ученика растет ученический стаж, у него возникает желание самому поучаствовать в рождении игры.
Известно, что один из лучших способов узнать новое – изобрести, поэтому логическим продолжением предлагаемых учителем сюжетов уроков становится придумывание и проведение уроков самими учащимися. Своеобразная игра стала стимулом как для сильных, так и для менее подготовленных учеников. Интерес к творчеству, естественно не ограничивается рамками урока. Познавательная потребность побуждает учащихся охотно выполнять творческие домашние задания. Результаты поиска толкают ребенка к новым знаниям, рождают новые идеи, вызывают желание их проверить и обсудить. Не все рождаются творческими личностями. Однако при создании определенных условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности предоставление возможности для творчества, самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями последует движение вперед по пути познания и творчества.
Поощрение – один из факторов активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.
Важным фактором активизации познавательной деятельности является поощрение. Впервые годы учебы у ребенка еще мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности. Учителю важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных, у младших школьников, а это приводит к тому, что процесс формирования мотивов учебно-познавательной деятельности может замедлится. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Американский психолог Торндайк, сравнивая механизмы действия поощрения и наказания, приходит к выводу, что награды имеют тенденцию поддерживать и усиливать любую связь, ведущую к ним, что чувство удовлетворенности, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство неудовлетворенности, вызванное наказанием (Торндайк Э. Процесс учения у человека). Возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста указывают на необходимость использования поощрения для достижения активизации учебного процесса. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.
Поощрение развивает внимание, память, мышление, формирует познавательный интерес и т.д. Поощрение должно идти от более простого к более сложному.
Поощрение можно классифицировать по средством выражения. Мимические и пантомимические - улыбка учителя, учитель погладил по голове, аплодисменты товарищей, ласковый взгляд учителя, пожатие руки …
Словесные: Умница! Молодец! Солнышко! Прекрасно! Звездочка! Материализованные – благодарность в дневнике, различные грамоты, значки.
Деятельностные – познавательная игра, более сложные задания.
Наибольшим успехом пользуется поощрение деятельность – игрой. Несмотря на то, что учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, игра занимает прочное место в их жизни, этим и объясняется предпочтение учениками этого вида поощрения.
Выбор поощрения зависит от личности самого учащегося, от того насколько сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребенка к поощрению, от успеваемости детей, от работы учителя в этом направлении.
В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность. Поощрение должно применяться в системе объективно;
- наиболее эффективно использование двух или нескольких видов поощрений;
- учитывать индивидуальные возможности и развития детей, их подготовленности;
- идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрений – деятельности.
Итак, среди важнейших требований к организации познавательного процесса детей начальных классов в условиях развивающего обучения можно выделить:
- Гуманистическое отношение к детям, максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию.
- Целенаправленность построения обучения с учетом его эффективности для общего развития детей.
- Стремление к обеспечению полного осознания детьми приемов учебной работы.
- Использование разнообразных видов деятельности на уроке с целью переключения внимания учащихся в связи с его неустойчивостью.
- Включение новых знаний в практическую деятельность учащихся как необходимое условие их успешного усвоения.
- Сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении.