Использование методов нейропсихологической коррекции в работе с детьми с речевой патологией на логопункте ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия: закрепление правильного произношения звука “Р”, развитие фонематического слуха, развитие речевого внимания, речевого слуха и дикции детей, развитие логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности.

Оборудование: Логопедическое лото “Подбери и назови”, лото “Ассоциации”, игровое поле “ Попрыгунчик”.

Ход занятия

Артикуляционная гимнастика.

Наши губы, язык, щеки умеют играть. Давайте вспомним как.

- Язычок умеет цокать, вот так…

- Губы чмокать и улыбаться, вот так…

- Щеки раздуваться и выпускать воздух, вот так…

Уточнение правильной артикуляции звука “Р”.

Логопед говорит: - Давайте вспомним, как мы произносим звук “Р”. Где находится язычок, и что он делает?

- Язык вверху, он дрожит.

- Как надо выдыхать воздух?

- Выдыхать надо сильно, на кончик языка.

- Голосок работает или нет?

- Работает.

- Молодцы, все вспомнили, давайте порычим, как тигры. Как маленькие тигрята. Где еще в природе мы можем слышать этот звук? Собака рычит как? Мотор машины работает как?

Дидактическая игра “Скажи с заданной интонацией”.

Произнеси слоги Ра - ро - ру - ры с интонацией:

  • Обиженного человека;
  • Плача - вы упали, вам больно;
  • Радости - вам подарили долгожданную игрушку,
  • Страха - вы испугались молнии.

Игра “Попрыгунчик”.

Ребенку дается карточка разбитая на квадраты 5?5, в каждом квадрате рисунок предмета со звуком (р - например: ракета, ручка, роза, карандаш…)

Ребенок двигает попрыгунчика (любая мелкая игрушка или фишка) по клеточкам по команде логопеда и называет картинку. Например, начинаем с рисунка в правом верхнем углу. Логопед говорит: “Две клеточки вниз” ребенок отсчитывает заданное количество шагов по полю и называет рисунок (“рысь”). Следующая команда: “Клеточка влево”, и т.д. Логопед контролирует правильность ходов и четкость произношения слов. Движения попрыгунчика “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” - развитие у ребенка умения ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Пальчиковая гимнастика.

А теперь поработаем пальчиками. Выполнение гимнастики для пальцев с текстовым сопровождением.

Сложим из пальцев ворота, замочек,
Горку, канавку, мостик, заборчик.

“Логопедия. Речь, ритм, движение” И.Лопухина.

- Замечательно. Пальчики поработали, можно поиграть в новую игру. Она называется “Подбери и назови”. Участникам игры раздаются большие карточки. Маленькие карточки перемешиваются и по очереди показываются детям. Спрашиваем, у кого на карточке нарисован этот предмет. Например: “У кого нарисован рак?” тот, у кого есть этот рисунок, говорит: “Рак нарисован на моей карточке”. Он берет картинку и закрывает ею рисунок. Выигрывает тот, кто первым закрыл все свои картинки.

Повтори за мной.

По команде логопеда дети делают хлопок перед собой, а потом прикасаются до названной части тела на противоположной от действующей руки стороне тела. Например: - Правая рука – левое плечо. Хлопок. - Левая рука – правое колено. Сначала в медленном темпе, а затем в ускоренном.

Пройди по дорожке.

Дети получают карточки, где картинки со звуком “р” разложены по дорожке. Назвать слова надо в данной последовательности. Цель – отработка произношения звука и умения прослеживать строчку глазами.

Отработка скороговорки

Дети вместе с логопедом повторяют скороговорку, разученную на предыдущем занятии: “Шапка да шубка – вот он наш Мишутка” И затем отрабатывают ее на один выдох. Скороговорка отрабатывается с движениями: на слово “шапка” – руки к голове, “шубка” - перекрещенные руки подносим к плечам, “вот Мишутка” - вытянуть руки вперед ладошками вверх.

Проследи за мной.

Дети должны проследить глазами за игрушкой на пальце логопеда, не отрывая от нее взгляд. Если ребенку тяжело, он может придерживать голову руками, чтобы контролировать сопутствующее движение головы.

Лото “Ассоциации”.

Развитие памяти, наблюдательности, внимания и логического мышления.

Участникам игры раздаются карточки. Игровые фишки складывают в мешочек и перемешиваются. Ведущий достает из мешочка по одной фишке и показывает игрокам. Дети сравнивают рисунок на фишке с рисунком на своей карточке и подбирают их по смыслу. Например: космонавт – ракета; паук – паутина. Тот, кому фишка подходит, берет ее и накрывает совпавший рисунок на своей карточке, объяснив, какая между ними связь. Логопед контролирует произношение звуков и по мере необходимости помогает детям.

Как более сложный вариант игры можно предложить придумать предложение с этими словами: Ракету с космонавтами запустили в космос.

Итог занятия.

Логопед просит детей вспомнить, чем занимались на занятии, самостоятельно назвать 2-3 слова со звуком “Р”.