Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, способные к позитивному созиданию.
К сожалению, современный детский сад ещё сохраняет традиционный подход к усвоению знаний. Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Хотя есть многие воспитатели, которые вдумчиво и всерьез относятся к развитию личности детей, с тревогой спрашивают: "Куда исчезают почемучки?", "Почему все меньше и меньше дети задают на уроках вопросы?", "Где фантазеры и выдумщики, которые пусть не всегда послушны, но зато щедры на неожиданные и самостоятельные находки?".
Конечно, и многие родители стремятся к развитию творчества у своих детей: отдают их в студии, кружки, специальные школы, где с ними занимаются опытные педагоги. Часто развивать творчество у ребенка уже поздно, так как очень многое закладывается гораздо раньше. "Все мы родом из детства…". Эти прекрасные слова Антуана Сент-Экзюпери могли бы быть своего рода эпиграфом к работе психологов, в первую очередь детских психологов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, творит человек в самом начале своего жизненного пути. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство закладывается то, что во многом определяет нашу "взрослую" судьбу.
Еще Л. Н. Толстой писал: "Разве не тогда приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние." Конечно, это некоторое преувеличение. Но не случайно сейчас внимание психологов все больше и больше привлекает дошкольный возраст, истоки развития личности человека. Ведь если мы поймем, что особенно важно для формирования способностей ребенка, его чувств, знаний и умений, мы сможем помочь ему дать возможность для наиболее полного развития.
Нужно воспитывать и развивать ребенка так, чтобы он в будущем мог создавать что-то новое, стал творческим человеком.
Но что же характеризует людей, которые настроены на создание этого нового, которые склонны к творческому поиску. Это люди, которые обладают творческими способностями. Каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности вовремя. Эти условия - среда, семья, люди которые работают с детьми.
Формирование творческих способностей может осуществляться при наличии определенных условий - организационных, кадровых, материально-технических: нужны пособия, оборудование и место для творческой деятельности, и, конечно, увлеченный, заинтересованный педагог.
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность - все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.
Я бы хотела обратить внимание на комплексные занятия, в которых развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства.
Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности.
Значение искусства в формировании творческих способностей.
Проанализировав большое количество педагогической литературы, психологических исследований по проблеме формирования творческих способностей я пришла к таким выводам:
- в настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Это объясняется “назревшей социальной необходимостью” в творческих кадрах, главным образом в творческих исполнителях;
- необходимость развития творческих способностей связывают также с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции, а также с личной удовлетворенностью трудом.
Проблема творчества и развития творческих способностей детей является сложной для исследования, но рассмотрение всех возможных подходов к ней чрезвычайно актуально в настоящее время. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.
Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности. Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей. Наконец, третья группа это — зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности.
Огромную роль в формировании творческих способностей ребенка играет искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, так как именно искусство пробуждает у детей дошкольного возраста творческое начало, формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир.
Исходя из этого, я в своей работе по формированию творческих способностей детей на занятиях ставлю интеграцию разных видов искусств.
Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).
Механизмом интеграции является образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их художественной деятельности:
- в литературе средство выразительности - слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры);
- в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации - движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
- в изобразительной деятельности - рисунок (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.;
- в музыке - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами. Например, в поэтических произведения А. С. Пушкина представлены разные образы моря:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой…
Видит: Море слегка разыгралось.
Знакомство детей с картинами Айвозовского, музыкой Римского-Корсакого из оперы "Сказка о царе Салтане" позволяет им воспринимать образ моря в живописи и музыке, созданный художниками и композиторами средствами изобразительного искусства, музыки и музыкальной выразительности.
Интеграция разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств.
На комплексном занятии дети поочередно занимаются пением, рисованием, чтением стихов, танцами. При этом выполнение декоративных работ или сюжетных композиций под звуки мажорной лиричной музыки создает эмоциональное настроение, и дети успешнее выполняют задание.
На комплексном занятии дети ведут себя непринужденно, раскованно. Например, выполняя коллективный рисунок, они советуются, кто и как будет рисовать. Если они хотят инсценировать песню, то предварительно сами договариваются о своих действиях, сами распределяют роли. Во время декоративно-прикладной деятельности (плетение ковриков, роспись глиняной посуды и т. д.) можно использовать в грамзаписи русские народные мелодии, что создает у детей хорошее настроение, вызывает желание напевать знакомые мелодии.
Классификация комплексных занятий.
1). По содержанию комплексные занятия могут быть достаточно разнообразными и осуществляться в разных вариантах:
- отдельные блоки занятий по введению детей в мир искусства (музыкального и изобразительного);
- блоки занятий, объединенных по наиболее интересным для детей темам: "Зоопарк", "Любимые сказки" (см. приложение 6);
- блоки занятий по знакомству детей с творчеством писателей (см. приложение 3), музыкантов, художников и их произведениями (см. приложение 4);
- блоки занятий на основе работы по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой (см. приложение 2);
- блок занятий по ознакомлению с народным искусством;
- блок занятий по нравственному и эмоциональному воспитанию.
2). Структура комплексных занятий зависит от возраста ребенка, от накопления чувственного опыта: от живого наблюдения к рассматриванию картин, к восприятию образа в стихах, музыке.
3-4 года - живое наблюдение предмета или явления плюс яркая иллюстрация его.
4-5 дет - яркая иллюстрация или картина, небольшое литературное произведение.
5-6 лет - литературное произведение плюс несколько репродукций, позволяющих выделить выразительные средства; музыкальное произведение или песня (как фон или как самостоятельная часть занятия).
6-7 лет - художественное произведение плюс 2-3 репродукции (изображающие либо сходный пейзаж либо различный) либо описание предмета или явления в 2-3 стихотворениях (сравнение, сопоставление); музыкальное произведение (в сравнении - какое подходит к репродукции или стихотворению).
3). Комплексные занятия делятся на два типа по значению видов искусства:
- доминантный тип, когда один вид искусства доминирует, а остальные как бы проходят фоном (например, стихотворение о природе и музыка помогают понять картину, ее настроение);
- равнозначный тип, когда каждая часть занятия дополняет друг друга(см. приложение 7).
4). Комплексные занятия могут варьироваться по сочетанию музыкальных, изобразительных и художественных произведений.
Вариант 1. Поочередное включение произведений разных видов искусства.
Цель: усилить воздействие искусства на эмоции детей.
Структура
- прослушивание музыкального произведения;
- общение педагогов и детей о характере музыкального произведения;
- просмотр живописного произведения;
- общение педагогов и детей о характере живописного произведения;
- прослушивание литературного произведения;
- общение педагогов и детей о характере литературного произведения;
- сравнение сходства музыкального, живописного и литературного произведений по выраженному в них эмоциональному настроению, характеру художественного образца.
Вариант 2.
Попарное включение произведений разных видов искусства.
Структура.:
- прослушивание нескольких музыкальных произведений;
- обмен мнениями педагога и детей, сравнение чем и похожи и отличаются по характеру музыкальные произведения;
- просмотр нескольких живописных произведений;
- сравнение сходства и различий живописных произведений;
- прослушивание нескольких литературных произведений;
- сравнение сходства и различия произведений по характеру, настроению;
- сравнение похожих по эмоциональному по настроению музыкальных, живописных и литературных произведений.
Вариант 3.
Одновременное включение в восприятие разных видов искусства (см. приложение 5).
Цель: показать гармонию музыки, живописи и литературы.
Структура:
- звучит музыкальное произведение и на его фоне воспитатель читает литературное произведение;
- воспитатель показывает одно живописное произведение и предлагает детям прослушать несколько музыкальных произведений или литературных, и отобрать только одно из них, созвучное данному живописному произведению;
- звучит одно музыкальное произведение и дети подбирают к нему из нескольких живописных произведений или литературных одно, созвучное по настроению.
Вариант 4.
Включение контрастных произведений разных видов искусства.
Цель: сформировать оценочные отношения.
Структура:
- прослушивание контрастных по звучанию литературных произведений;
- обмен мнениями педагога и детей об их отличии;
- просмотр контрастных по колориту, настроению живописных произведений;
- обмен мнениями педагога и детей об их отличии;
- прослушивание контрастных по настроению литературных произведений;
- обмен мнениями педагога и детей об их отличии;
- восприятие похожих между собой музыкальных, литературных и живописных произведений;
- обмен мнениями педагога и детей об их сходстве.
В процессе комплексных занятий дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию и развитию творческих способностей.
Интеграцию всех видов искусства и художественно-творческой деятельности я понимаю, как более глубокую форму взаимосвязи различных разделов воспитания и образования детей.
Идея, убеждение, замысел произведение воспринимается сердцем, через эмоции. А убеждение, воспринятое через эмоции наиболее эффективно.
Комплексные занятия могут проводится как одним воспитателем, так и воспитателем совместно с музыкальным руководителем.
Отбор содержания для проведения комплексных занятий.
Планируются комплексные занятия в соответствии с программой художественно-речевой, музыкально и изобразительной деятельности.
Для того, чтобы провести комплексное занятие необходимо правильно отобрать произведения искусства (литературы, музыки, живописи):
- доступность произведений искусства детскому пониманию (опираться на детский опыт);
- реалистичность произведений художественной литературы, живописи;
- привлекательность для детей, по возможности следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающий эмоциональный отклик в душе ребенка.
Наиболее эффективной формой интеграции разных видов искусства является их объединение в своеобразные блоки различной тематики. Блоки должны быть вариативными, чтобы каждый педагог мог выбирать то, что соответствует его возможностям (состав группы, условия дошкольного учреждения и т. д.).
Работа по блокам предполагает интеграцию разных видов деятельности на интересном для детей содержании и концентрацию внимания на этом содержании, осваиваемом в разных видах деятельности (чтение произведений детской литературы, рисование, лепка, аппликация, слушание музыки и пения, восприятие и осмысление изобразительного искусства).
Заключение
Таким образом, в процессе комплексных занятий дети самостоятельно, а иногда и с помощью воспитателя (особенно в младшей и средней группах) учатся использовать художественно-выразительные средства всех видов искусства для передачи замысла. Приобретенный ранее художественный опыт помогает им создавать выразительный образ (музыкальный, поэтический, изобразительный). Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для формирования и развития творческих способностей.
Литература
- Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995, №5, с. 49-58.
- Вайнцвайг И. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
- Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.
- Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. М., 1992.