Тема урока: "Согласная буква З как знак для звуков [ з] – [ з’]"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Создать условия для выделения и исследования новой буквы З с опорой на звуковые модели слов, с помощью наблюдений определить работу буквы З в словах.
  • Активизировать знания учащихся через умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
  • Содействовать приобретению положительного опыта работы в группе, паре, самостоятельно.

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой

Цель: создать психологический комфорт учащимся на уроке.

Учитель: Все мы умеем говорить. А когда говорим, то произносим и слышим… звуки. Какими звуками можно передать радость? Огорчение? Удивление? А каким звуком можно передать ваше настроение в данную минуту? На какие группы с точки зрения русского языка можно разделить звуки? (Гласные и согласные)

II. Ситуация “успеха”

Цель: организовать условия для успешного решения практической задачи.

Учитель рассказывает учащимся забавную историю, произошедшую с зайцем, волком и козлом. По ходу сказки появляются предметы (картинки): зонт и зёрна.

– Гулял заяц по лесу и зонт нашел. Вдруг видит – прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.

– З-з-западня, – затресся заяц, – убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может волк меня за гриб примет. Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится. А волк потихоньку сзади подходит… И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо. Летит заяц над лесом, смеется-заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.
– Давай, давай! Нажимай! – кричит заяц, – зарядкой надо заниматься – быстрее бы бегал!
Плюнул волк. Видит – не догнать ему зайца. Побежал в магазин купить у козла зонт. Козел испугался волка. Задрожал от страха. И вдруг его осенило: если обхитрить волка и дать ему “новое современное средство” для взлета – волшебные зерна. Волк превратится в птичку. Сможет летать и уже не навредит зайчику. Так козел и поступил. Теперь всем хорошо: заяц жив-здоров, волк – песни в небе поет, а козел спокойно торгует в своем магазине.

Учитель: Как вы думаете, какие задания можно выполнить со словами зонт и зерна?

Учащиеся предлагают свои варианты. Например:

– Чем похожи слова зонт и зерна? (Слова, называющие предметы/)

– Чем различаются? (Разное лексическое значение, звучат неодинаково, неравное количество слогов…)

Задание: Составить и сравнить звуковые модели данных слов.

Учащиеся самостоятельно в тетрадях выполняют задание, затем проверяют и оценивают результаты. Работу можно организовать в виде соревнования пар по критериям “правильность” и “скорость”, а затем оценить результаты деятельности.

III. Ситуация “разрыва”

Цель: определить границы незнания учащихся.

Создав “ситуацию успеха”, учитель предлагает другую учебную задачу, которая по внешним признакам должна быть близка к “ситуации успеха”, но ее содержательный элемент не позволяет решить ее известным учащимся способом. Возникает разрыв между тем, что дети знают и чего еще не знают.

Задание: обозначьте звуки изученными буквами. ( -онт, -ёрна)

В результате работы учащиеся обнаруживают, что первые звуки в обоих словах они не обозначили. Один ученик работает у доски, остальные – в рабочих тетрадях. Оценивают работу знаками “согласен-не согласен”. Таким образом, на данном этапе урока у учащихся возникает познавательный мотив – двигаться дальше.

IV. Фиксация “разрыва”

Цель: зафиксировать возникшую проблему в графико- знаковой форме для осознания сущности проблемы.

Задание (в группах): Зафиксируйте “незнание” в виде знака, схемы, рисунка…

Каждая группа выполняет задание на отдельных листах и презентует ее у доски. В процессе обсуждения группового задания на доске фиксируется наиболее удачный, лучший вариант (рисунок 1):

V. Постановка учебной задачи

Цель: опираясь на модель, развивать навыки и умения по формулированию учебной задачи.

Учитель: Какую проблему будем решать на уроке?

Учащиеся словесно формулируют учебную задачу урока: какими значками обозначить звуки [ з] и [ з’]?

VI. Решение учебной задачи

Цель: поиск значков для сформулированной учебной задачи.

1. Введение буквы З.

Учитель: У каждого звука должен быть паспорт. Звук, получивший паспорт, только тогда на письме обозначается особым значком.

Задание (в группах): Оформить паспорта для звуков.

Фамилия: Согласный
Имя: [ З ]
Отчество: Звонкий
Характер: Твердый
Родители: Голос, шум
Фамилия: Согласный
Имя: [ З’]
Отчество: Звонкий
Характер: Мягкий
Родители: Голос, шум

Задание (в парах): Обсудить, какими значками на письме можно обозначить парные по твердости-мягкости звуки.

Учащиеся придумали разные значки для данных звуков. Например (рисунок 2):

Учитель: Но люди договорились, чтобы всем было понятно, удобно, обозначать эти звуки знаком – буквой. Сколько букв понадобится для – обозначения звуков парных по твердости-мягкости? Почему? (Учитель показывает букву.) Представьте, что вы – художники. В какой цвет вы бы разукрасили букву З? Почему?

Физкультминутка (стоя)

– Из каких элементов состоит печатная буква З? Напишите букву З частями тела (головой, плечами, бедрами, ногой, рукой, языком, носом…).

2. Обозначение звуков буквами в словах зонт, зёрна.

Учитель показывает, как вчера напечатала букву з ее дочка, которая ходит в детский сад. ( ЕЕЕЕ)

Учитель: Что заметили? Что можете посоветовать Эле, чтобы больше не делать этих ошибок?

Учитель: Напечатайте букву з в словах зонт, зёрна.

3. Обсуждение “работы” буквы З.

Учитель: Обсудите в паре , какую “работу” выполняет буква З в словах зонт, зёрна?

Учащиеся говорят, что в слове зонт буква выполняет одну “работу”: обозначает звук [з] твердый, а в слове зёрна – [з’] мягкий.

4. Фиксация работы буквы З в модели.

Учитель: Покажите на модели, какие работы выполняет буква З.

Результат работы сравнивают с моделью предложенной авторами Букваря.

5. Уточнение с помощью гласных букв качества предыдущего согласного звука.

Учитель: Напечатайте букву З карандашом синего цвета возле той команды гласных букв, которые указывают на твердость предыдущего согласного. Карандашом зеленого цвета напечатайте букву З возле команды гласных, указывающих на мягкость предыдущего согласного.

А
О
У
Ы
Э
Я
Е
Ю
Ё
И

Учитель: Прочитайте первый столбик, как :

1) плачущий ребенок,
2) солдат,
3) тихо-громко,

а второй столбик:

1) с вопросительной интонацией,
2) с радостью.

Физкультминутка (для глаз)

Чтение слов в букваре В.В.РЕПКИНА ( с. 89) с разметкой на слоги и уточнением лексического значения слов в игре “Меткий стрелок”.

6. Заселение в “домик”.

Учитель: Найдите в плане города Буквинска жилье для буквы З. Как и почему называют улицу, на которой стоит “домик”? (Улица Парных согласных.)

– В какой “домик” согласных букв заселим новую букву? Почему?

VII. Рефлексия

Цель: выявить уровень осмысления учащимися процесса учебной деятельности на уроке.

Словарный диктант.

Учитель показывает картинки. Учащиеся делают графическое изображение слова, в котором есть звуки [з-з’]. Затем подписывают известными им буквами. Учитель в диктанте обязательно использует ловушки.
Например, роза, гусь (Л), замок, заноза, ваза, мухомор (Л), мороз (Л), зима, зебра, азбука (количество слов решает учитель). (Л- “ловушка”).

  • Проверим, сможете ли вы самостоятельно к предложенным моделям подобрать слова, в которых есть звуки [з- з’ ]. (на доске звуковые модели слов).
  • Проверьте, в каком домике-модели живет слово “узор”. Задание, не имеющее решения, так как ни одна из предложенных моделей не годится.
  • Проверьте работу ученика другого класса (ошибки в звуковой модели, в делении на слоги, написании изученных букв). Оцени ее по шкале “правильность”.

– Придумайте задание для “соседа”, используя изученные звуки и буквы.

VIII. Постановка задачи на изучение следующей буквы

Цель: составить прогноз работы на следующий урок.

Учитель: Отгадайте метаграмму:

С глухим согласным – ими траву срезают, могут и девочки плести на голове.
Со звонким согласным – они могут листочки объедать, молоко давать.

Ответ: косы-козы.

Учитель: Какой звук не сможем пока обозначить буквой в этих словах? Почему? Чем будем заниматься на следующем уроке? Для каких звуков будем искать значки?

IX. Итоговая рефлексия

  • Над какой проблемой работали на уроке?
  • Как ее решили?
  • Кто раньше был знаком с буквой З?
  • Что узнали о букве З сегодня?
  • Какие еще вопросы о букве З у вас возникли?
  • Из каких элементов она состоит?
  • Какую работу выполняет буква З?
  • Почему звука два, а буква одна?
  • Почему на улицу “Парных согласных” заселилась буква З?
  • Каким группам, парам было легко работать? Каким трудно?
  • Кто все же хочет попробовать себя в самостоятельной работе, без помощи товарища?
  • Чем будем заниматься на следующем уроке?
  • Как вы оцените свою работу на уроке по критериям “правильность”, “интерес”, “трудность”…?

– Что это за предмет? (Градусник, термометр). Измерьте свое самочувствие на уроке таким необычным градусником:
те ребята, которые чувствовали себя на уроке великолепно, зарисуют в тетради – "!".
те, кто чувствовал себя нормально, но мог бы и лучше – "*".
те, кому было неуютно – "/".

Х. Рефлексивное задание на дом

– Рассказать родителям, с какой согласной буквой познакомились на уроке, какую работу выполняет. Нарисовать животных, в названии которых встречается буква З (по желанию).