Цели:
- Создать условия для выделения и исследования новой буквы З с опорой на звуковые модели слов, с помощью наблюдений определить работу буквы З в словах.
- Активизировать знания учащихся через умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
- Содействовать приобретению положительного опыта работы в группе, паре, самостоятельно.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой
Цель: создать психологический комфорт учащимся на уроке.
Учитель: Все мы умеем говорить. А когда говорим, то произносим и слышим… звуки. Какими звуками можно передать радость? Огорчение? Удивление? А каким звуком можно передать ваше настроение в данную минуту? На какие группы с точки зрения русского языка можно разделить звуки? (Гласные и согласные)
II. Ситуация “успеха”
Цель: организовать условия для успешного решения практической задачи.
Учитель рассказывает учащимся забавную историю, произошедшую с зайцем, волком и козлом. По ходу сказки появляются предметы (картинки): зонт и зёрна.
– Гулял заяц по лесу и зонт нашел. Вдруг видит – прямо из зарослей на него волк смотрит злющими-презлющими глазами.
– З-з-западня, – затресся заяц, – убегать
поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может
волк меня за гриб примет. Так и сделал. Стоит на
пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами
стучит от страха, но сам не шевелится. А волк
потихоньку сзади подходит… И тут, на зайцево
счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик
вместе с зайцем и поднял высоко в небо. Летит заяц
над лесом, смеется-заливается, а волк внизу по
земле бежит, зубами щелкает, задыхается.
– Давай, давай! Нажимай! – кричит заяц, – зарядкой
надо заниматься – быстрее бы бегал!
Плюнул волк. Видит – не догнать ему зайца.
Побежал в магазин купить у козла зонт. Козел
испугался волка. Задрожал от страха. И вдруг его
осенило: если обхитрить волка и дать ему “новое
современное средство” для взлета – волшебные
зерна. Волк превратится в птичку. Сможет летать и
уже не навредит зайчику. Так козел и поступил.
Теперь всем хорошо: заяц жив-здоров, волк – песни
в небе поет, а козел спокойно торгует в своем
магазине.
Учитель: Как вы думаете, какие задания можно выполнить со словами зонт и зерна?
Учащиеся предлагают свои варианты. Например:
– Чем похожи слова зонт и зерна? (Слова, называющие предметы/)
– Чем различаются? (Разное лексическое значение, звучат неодинаково, неравное количество слогов…)
Задание: Составить и сравнить звуковые модели данных слов.
Учащиеся самостоятельно в тетрадях выполняют задание, затем проверяют и оценивают результаты. Работу можно организовать в виде соревнования пар по критериям “правильность” и “скорость”, а затем оценить результаты деятельности.
III. Ситуация “разрыва”
Цель: определить границы незнания учащихся.
Создав “ситуацию успеха”, учитель предлагает другую учебную задачу, которая по внешним признакам должна быть близка к “ситуации успеха”, но ее содержательный элемент не позволяет решить ее известным учащимся способом. Возникает разрыв между тем, что дети знают и чего еще не знают.
Задание: обозначьте звуки изученными буквами. ( -онт, -ёрна)
В результате работы учащиеся обнаруживают, что первые звуки в обоих словах они не обозначили. Один ученик работает у доски, остальные – в рабочих тетрадях. Оценивают работу знаками “согласен-не согласен”. Таким образом, на данном этапе урока у учащихся возникает познавательный мотив – двигаться дальше.
IV. Фиксация “разрыва”
Цель: зафиксировать возникшую проблему в графико- знаковой форме для осознания сущности проблемы.
Задание (в группах): Зафиксируйте “незнание” в виде знака, схемы, рисунка…
Каждая группа выполняет задание на отдельных листах и презентует ее у доски. В процессе обсуждения группового задания на доске фиксируется наиболее удачный, лучший вариант (рисунок 1):
V. Постановка учебной задачи
Цель: опираясь на модель, развивать навыки и умения по формулированию учебной задачи.
Учитель: Какую проблему будем решать на уроке?
Учащиеся словесно формулируют учебную задачу урока: какими значками обозначить звуки [ з] и [ з’]?
VI. Решение учебной задачи
Цель: поиск значков для сформулированной учебной задачи.
1. Введение буквы З.
Учитель: У каждого звука должен быть паспорт. Звук, получивший паспорт, только тогда на письме обозначается особым значком.
Задание (в группах): Оформить паспорта для звуков.
Фамилия: Согласный Имя: [ З ] Отчество: Звонкий Характер: Твердый Родители: Голос, шум |
Фамилия: Согласный Имя: [ З’] Отчество: Звонкий Характер: Мягкий Родители: Голос, шум |
Задание (в парах): Обсудить, какими значками на письме можно обозначить парные по твердости-мягкости звуки.
Учащиеся придумали разные значки для данных звуков. Например (рисунок 2):
Учитель: Но люди договорились, чтобы всем было понятно, удобно, обозначать эти звуки знаком – буквой. Сколько букв понадобится для – обозначения звуков парных по твердости-мягкости? Почему? (Учитель показывает букву.) Представьте, что вы – художники. В какой цвет вы бы разукрасили букву З? Почему?
Физкультминутка (стоя)
– Из каких элементов состоит печатная буква З? Напишите букву З частями тела (головой, плечами, бедрами, ногой, рукой, языком, носом…).
2. Обозначение звуков буквами в словах зонт, зёрна.
Учитель показывает, как вчера напечатала букву з ее дочка, которая ходит в детский сад. ( ЕЕЕЕ)
Учитель: Что заметили? Что можете посоветовать Эле, чтобы больше не делать этих ошибок?
Учитель: Напечатайте букву з в словах зонт, зёрна.
3. Обсуждение “работы” буквы З.
Учитель: Обсудите в паре , какую “работу” выполняет буква З в словах зонт, зёрна?
Учащиеся говорят, что в слове зонт буква выполняет одну “работу”: обозначает звук [з] твердый, а в слове зёрна – [з’] мягкий.
4. Фиксация работы буквы З в модели.
Учитель: Покажите на модели, какие работы выполняет буква З.
Результат работы сравнивают с моделью предложенной авторами Букваря.
5. Уточнение с помощью гласных букв качества предыдущего согласного звука.
Учитель: Напечатайте букву З карандашом синего цвета возле той команды гласных букв, которые указывают на твердость предыдущего согласного. Карандашом зеленого цвета напечатайте букву З возле команды гласных, указывающих на мягкость предыдущего согласного.
А О У Ы Э |
Я Е Ю Ё И |
Учитель: Прочитайте первый столбик, как :
1) плачущий ребенок,
2) солдат,
3) тихо-громко,
а второй столбик:
1) с вопросительной интонацией,
2) с радостью.
Физкультминутка (для глаз)
Чтение слов в букваре В.В.РЕПКИНА ( с. 89) с разметкой на слоги и уточнением лексического значения слов в игре “Меткий стрелок”.
6. Заселение в “домик”.
Учитель: Найдите в плане города Буквинска жилье для буквы З. Как и почему называют улицу, на которой стоит “домик”? (Улица Парных согласных.)
– В какой “домик” согласных букв заселим новую букву? Почему?
VII. Рефлексия
Цель: выявить уровень осмысления учащимися процесса учебной деятельности на уроке.
Словарный диктант.
Учитель показывает картинки. Учащиеся делают
графическое изображение слова, в котором есть
звуки [з-з’]. Затем подписывают известными им
буквами. Учитель в диктанте обязательно
использует ловушки.
Например, роза, гусь (Л), замок, заноза, ваза,
мухомор (Л), мороз (Л), зима, зебра, азбука
(количество слов решает учитель). (Л- “ловушка”).
- Проверим, сможете ли вы самостоятельно к предложенным моделям подобрать слова, в которых есть звуки [з- з’ ]. (на доске звуковые модели слов).
- Проверьте, в каком домике-модели живет слово “узор”. Задание, не имеющее решения, так как ни одна из предложенных моделей не годится.
- Проверьте работу ученика другого класса (ошибки в звуковой модели, в делении на слоги, написании изученных букв). Оцени ее по шкале “правильность”.
– Придумайте задание для “соседа”, используя изученные звуки и буквы.
VIII. Постановка задачи на изучение следующей буквы
Цель: составить прогноз работы на следующий урок.
Учитель: Отгадайте метаграмму:
С глухим согласным – ими траву срезают, могут и
девочки плести на голове.
Со звонким согласным – они могут листочки
объедать, молоко давать.
Ответ: косы-козы.
Учитель: Какой звук не сможем пока обозначить буквой в этих словах? Почему? Чем будем заниматься на следующем уроке? Для каких звуков будем искать значки?
IX. Итоговая рефлексия
- Над какой проблемой работали на уроке?
- Как ее решили?
- Кто раньше был знаком с буквой З?
- Что узнали о букве З сегодня?
- Какие еще вопросы о букве З у вас возникли?
- Из каких элементов она состоит?
- Какую работу выполняет буква З?
- Почему звука два, а буква одна?
- Почему на улицу “Парных согласных” заселилась буква З?
- Каким группам, парам было легко работать? Каким трудно?
- Кто все же хочет попробовать себя в самостоятельной работе, без помощи товарища?
- Чем будем заниматься на следующем уроке?
- Как вы оцените свою работу на уроке по критериям “правильность”, “интерес”, “трудность”…?
– Что это за предмет? (Градусник, термометр).
Измерьте свое самочувствие на уроке таким
необычным градусником:
те ребята, которые чувствовали себя на уроке
великолепно, зарисуют в тетради – "!".
те, кто чувствовал себя нормально, но мог бы и
лучше – "*".
те, кому было неуютно – "/".
Х. Рефлексивное задание на дом
– Рассказать родителям, с какой согласной буквой познакомились на уроке, какую работу выполняет. Нарисовать животных, в названии которых встречается буква З (по желанию).