Мастер-класс "Использование регионального компонента в преподавании информатики"

Разделы: Информатика


Цель: формировать личность студента как достойного гражданина, знатока традиций России, Урала.

Региональный компонент призван способствовать выполнению следующих задач:

  • развитие устойчивого понимания ценностного значимости Урала в истории России;
  •  углубление навыков гуманитарных и естественнонаучных методов проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся;
  • оформление результатов собственных изысканий;
  • формирование у студентов навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация историко-этнографического материала, создание и деятельность виртуального музея колледжа.

Трудности в работе

Преподаватель может столкнуться:

  • с проблемами отбора учебного материала;
  • с разработкой познавательных задач, творческих заданий,  вопросов для диалога и дискуссий, тематики исследований учащихся;
  • с выбором оптимального сочетания аудиторных занятий с экскурсиями, работой в музее, встречами со старожилами и т.п.;
  • с аспектами формирования интереса, мотивации в изучении родного края.

Уровень решения данных проблем характеризуют творческое начало и методическую компетентность преподавателя.

Задание 1. Восстановление основных навыков работы с мышью

Расположите правильно таблички с надписями.

Задание 2. Графический редактор Paint “Месторождения района”

Установите соответствие

Задание 3. Графический редактор Paint “Карта района”.

На карте Саткинского района подпишите указанные символом * населённые пункты (Преподаватель предоставляет карту саткинского района, на которой отсутствуют названия населённых пунктов). Это задание подходит и для работы в Microsoft Word.

Задание 4. Microsoft Word Краеведческий диктант “Уникальный район”.

В этом задании требуется набрать предложенный текст и вставить пропущенные слова, например, Центром Саткинского района является город __________... Три цвета в гербе Саткинского района _________, ________ и ___________ символизирует красоту, богатство, величие, совершенство, возвышенные устремления…

Задание 5. Microsoft Word “Визитные карточки городов Челябинской области”

Используя различное начертание шрифта, наберите текст по образцу.

Миасс – город в “Золотой долине”. Около полувека Миасская долина была главной кладовой золота России.

Златоуст – город “Крылатого коня”. Наибольших высот удалось достичь в искусстве гравировки знаменитому художнику Ивану Бушуеву. Любимым изображением, которое часто применял “Иванко Крылатко”, был крылатый конь – Пегас, который потом стал основным элементом герба города.

Сатка – горное сердце края. Один из уральских городов расположенный на высоте 350 метров над уровнем моря…

Задание 6. Microsoft Word “Города – миллионники”

Наберите таблицу по образцу:

Города с численностью постоянного населения 100 и более тысяч человек

(по итогам всероссийской переписи населения 2002 г.)

Города

Субъект Российской Федерации, в состав которого входит город

Тысяч человек

мужчины и женщины

мужчины

женщины

I. Города с численностью населения 1 млн. человек и более

Москва  

10101,5

4749,0

5352,5

Санкт-Петербург  

4669,4

2099,4

2570,0

Новосибирск Новосибирская область

1425,6

651,8

773,8

Нижний Новгород Нижегородская область

1311,2

583,7

727,5

Екатеринбург Свердловская область

1293,0

582,4

710,6

Самара Самарская область

1158,1

523,8

634,3

Омск Омская область

1133,9

519,0

614,9

Казань Республика Татарстан

1105,3

495,5

609,8

Челябинск Челябинская область

1078,3

487,8

590,5

Ростов-на-Дону Ростовская область

1070,2

489,7

580,5

Уфа Республика Башкортостан

1042,4

477,1

565,3

Волгоград Волгоградская область

1012,8

463,3

549,5

Пермь Пермская область

1000,1

451,7

548,4

Задание 7. Microsoft Excel“По данным переписи населения 2002 г” В этом задании необходимо представить данные в табличной форме и построить по ним график либо диаграмму по образцу (данные предоставляет преподаватель).

Задание 8. Microsoft Access. База данных “Красная книга”, в которую будут занесены редкие виды растений и животных национального парка Зюраткуль (данные предоставляет преподаватель)

Программирование

Мой колледж – моя крепость

1. Требуется заменить “ветхий” заборчик вокруг Саткинского горно – керамического колледжа на новый из бетонных плит, но при этом огородить участок максимальной длины.

Формат INPUT.TXT:

В первой строчке одно число – количество имеющихся бетонных плит.
Во второй строчке k чисел, разделённых пробелами – длины плит.
Формат OUTPUT.TXT:
Одно число – максимальная площадь, которую можно огородить с точностью до третьего знака дробной части.
Пример INPUT.TXT:
3
3 4 5
OUTPUT.TXT для примера:
6.000

2. Среднемесячная начисленная заработная плата в Челябинской области за октябрь 2004 года равна 6103,4 руб., что составляет 117,2% от среднемесячной заработной платы за октябрь 2003 года. Вычислите среднемесячную заработную плату в Челябинской области за октябрь 2003.

Оператор почты

3. Известны коды городов Челябинской области. Составить программу, которая позволяет определить стоимость переговоров.

Город Челябинской области

Внутриобластной код

Стоимость 1 мин переговоров (руб.)

Аша

232

6,46

Верхнеуральск

243

6,46

Еманжелинск

238

6,46

Златоуст

236

3,80

Касли

249

6,46

Катав-Ивановск

247

3,80

Копейск

239

6,46

Коркино

252

6,46

Куса

254

3,80

Магнитогорск

29

6,46

Миасс

235

3,80

Нязепетровск

256

6,46

Сим

279

6,46

Троицк

263

6,46

Южноуральск

234

6,46

Челябинск

22

6,46

4. Ночью температура окружающего воздуха изменялась по закону , где (t – время после полуночи в часах).

а) Сколько градусов показывал термометр в 1 час, 2 ч., 3 ч., 4 ч., 5 ч., 6 ч.?
б) В какое время температура была ниже нуля?
в) В какое время температура была наименьшей?

Проектная деятельность

В 2005 году в апреле я стала организатором Фестиваля Компьютерных Знаний в нашем районе. В числе прочих номинаций была и проектная деятельность учащихся школ района. Темой презентаций и Web-сайтов стала 60-я годовщина победы в Великой отечественной войне, а также тема краеведения. Так, были представлены работы “Судьба моей семьи в судьбе страны”, “Фронтовые дороги моего прадеда” – 5–8-й класс, “Судьба города в судьбе страны”, “Моя родина – Сатка”, “Бакал – фронту”, “Саткинцы – герои Советского Союза”, “Моя родословная”, “Летопись моей семьи” – 9–11-й класс. Студенты горно-керамического колледжа создали виртуальный музей истории, проведя при этом большую исследовательскую работу, применив полученные на уроках информатики знания по созданию Web-страниц.