Развитие музыкальных способностей у детей 3-го года жизни в разделе музыкального воспитания “Подпевание и пение”
Цель: развивать восприятие и музыкальную активность ребенка.
Задачи:
- Побуждать детей к подпеванию и пению.
- Развивать слуховое внимание, память, речь.
- Формировать первоначальные навыки исполнительства.
Методы и приемы, используемые на занятиях:
Требования к подбору песенного репертуара и систематизация по разделам:
- Учет возрастных особенностей ребенка.
- Интересное, доступное содержание.
- Простая мелодия, состоящая из коротких, повторяющихся фраз.
- Короткий текст (1–2 четверостишия).
- Диапазон, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям детей.
- тесситура, удобная, не вызывающая напряжения.
Животные, птицы, растения |
Времена года, природные явления |
Игрушки (игровые действия) |
“Бобик” Т. Попатенко; “Собачка” М. Раухвергера; “Кошка” А. Александрова; “Птички” М. Раухвергера; “Белые гуси” М. Красева; “Зайка” (р.н.м.); “Зайка мой серый” А. Филиппенко; “Петушок” (р.н.п.); “Пастушок” А. Филиппенко; “Цветики” В. Карасевой; “Цыплята” А. Филиппенко; “У меня есть зайка” З. Качаевой |
“Дождик” (р.н.м.) “Солнышко” А. Филиппенко “Утро” Г. Гриневича “Пришла зима” М. Раухвергера “Снежок” А. Филиппенко “Зима проходит” (р.н.м. обр. П.Чайковского) “Веснянка” (укр.н.м. в обр. И. Плакиды) “Елочка” Е. Тиличеевой “Солнышко” Е.Макшанцевой “Горка” З.Качаевой |
“Ладушки – ладошки” (р.н.м.) “Лошадка” Е. Тиличеевой “Я на лошади скачу” А. Филиппенко “Куколка Маша” С. Невельштейн “Баю-баю” М. Красева “Кто пищит” Е. Макшанцевой “Колокольчик” (р.н.м) “Качели” А. Филиппенко |
Что облегчает для педагога возможность выбора песни на нужную тему. При этом используется принцип последоваетльности “от простого к сложному”, поскольку подобранные песни побуждают к подпеванию и пению сначала повторяющихся слогов (“ля-ля”, “да-да”) и звукоподражаний (“ав-ав”, “мяу-мяу”), затем отдельных слов, фраз, и, наконец, всей песни.
Подпевание и пение в системе музыкальных занятий включается:
- как специальная часть;
- в другие виды музыкальной деятельности:
- слушание,
- упражнения по развитию музыкально-сенсорных способностей,
- музыкально-ритмические движения
и объединено на принципе сюжетно-игрового единства.
Диагностический лист по определению уровня развития музыкальных способностей детей 3-го года жизни в разделе “Подпевание и пение” (составлен на основе программы В. Петровой “Малыш” и адаптирован к условиям МДОУ № 57”)
№ п/п |
Содержание и критерии |
Ф.И.ребенка |
Уровень развития |
||
высокий |
средний |
низкий |
|||
I. |
Эмоциональное восприятие
|
|
+ |
V |
– |
II. |
Активность:
|
||||
III. |
Слух, чувство ритма
|
||||
IV. |
Память. Узнавание песни:
|
||||
Этапы разучивания песни с детьми 3-го года жизни
I-й этап (занятия № 1, № 2)
Знакомство с содержанием песни, текстом,
исполнение музыкальным руководителем с
аккомпанементом (дети слушают сидя).
Повторное исполнение: поют музыкальный
руководитель и воспитатель; затем дети и
воспитатель встают, подходят к музыкальному
руководителю сидящему на стуле, свободно
группируясь. Начало разучивания “с голоса”
музыкального руководителя и воспитателя 1-го
куплета.
II-й этап (занятия № 3, № 4)
Исполнение песни с музыкальным сопровождением
(музыкальный руководитель и воспитатель)
Повтор (по желанию детей). Дальнейшее разучивание
текста, отдельных строчек “с голоса”
музыкального руководителя.
Исполнение только мелодии, вопрос: про кого, про
что песня?
Чередование пения с голоса и в сопровождении
только мелодии (стоя у фортепиано).
III-й этап (занятия № 4, № 5)
Исполнение только мелодии, дети называют (про
кого, про что песня); пение без музыкального
сопровождения. Повтор песни в сопровождении
мелодии, затем – с аккомпанементом.
Пение с музыкальным сопровождением, стоя у
фортепиано. Исполнение мелодии на каком-либо
музыкальном инструменте.
IV-й этап (последующие занятия)
Песня исполняется и с аккомпанементом и без
него (по усмотрению музыкального руководителя).
Формы организации работы музыкального
руководителя с воспитателем:
- Консультации (подготовка к занятиям, праздникам, развлечениям).
- Предварительная работа (наблюдение, рассматривание, объяснение, рассказ воспитателя на прогулке или занятии в группе).
- Планирование работы с детьми вне музыкального занятия.
Проект занятия "Кошка Мурка в гости к нам пришла"
Цель: развивать музыкальные способности детей, используя подпевание и пение во всех видах музыкальной деятельности.
Задачи:
- Развивать и укреплять певческие интонации.
- Учить различать контрастные по высоте звучания и воспроизводить их в звукоподражании.
- Продолжать учить выполнять музыкально-ритмические движения, активизируя их подпеванием повторяющихся слогов и отдельных слов.
Материал:
- Музыкально-ритмические движения: Упражнение Е. Тиличеевой “Вот как мы умеем” (“Топ-топ” СД “Танцуй, малыш” Т. Суворовой)
- Игра: “Ой, летали птички” (немецкая народная песня в обработке Т. Садко)
- Песни: А. Александров “Кошка”, “Ладушки – ладошки” (р.н.м.)
Оборудование:
- игрушки:
- кошка,
- котенок;
- металлофон.
Предварительная работа на занятиях в группе:
- Чтение потешек, прибауток, стихотворений про кошку: “Кисонька – мурысонька”, “Киска, брысь!”, “Тра – та – та”, “У меня есть Мурка – кошка” и т.д.
- Рассматривание иллюстраций, игрушек, инсценировка с использованием кукол би-ба-бо “Про маленького котенка” Л. Пальмер.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Музыкально-ритмическое упражнение Е. Тиличеевой “Вот как мы умеем” (подпевание окончаний фраз “Топ-топ”)
II. Упражнение “Кошка и котенок” (стоя)
Музыкальный руководитель: Дети, сегодня к нам пришла гостья, угадайте, кто это? (Имитирует мяуканье кошки)
Дети: Кошка!
Музыкальный руководитель (показывает большую игрушку): Правильно, это мама Кошка! Она большая и мяукает низким голосом. Вот так (показывает). У мамы Кошки есть Котенок (показ маленькой игрушки), он – маленький и мяукает высоким, тонким голосом (показывает). Давайте покажем, как мяукает Кошка и Котенок (показывают поочередно).
III. Музыкально-дидактическая игра “Чей домик” (на развитие звуковысотного слуха)
Дети садятся на стулья-домики, расставленные
спинками вперед по полукругу на небольшом
расстоянии друг от друга.
Музыкальный руководитель берет одного из детей
за руку, идет с ним вдоль стульев, поет.
Куда же наш (имя ребенка) пойдет?
Туда ли где кошка поет?
А может, туда, где спросонок
Мяукает сладко котенок?
Останавливаются у одного из стульев, музыкальный руководитель стучит по спинке одного из них и спрашивает: “Кто в домике живет?”. Сидящий на стуле ребенок мяукает низким или высоким голосом (по желанию). Правильно отгадав загадку, водящий занимает свой стул – домик. Игра повторяется с 2–3 водящими.
IV. Слушание и подпевание: “Кошка” А. Александрова, “Ладушки – ладошки” (русская народная песня)
Музыкальный руководитель: Давайте посадим кошку перед нами, а я спою для нее песенку.
Исполнение песни “Кошка” музыкальным руководителем.
Музыкальный руководитель: Как кошка мяукала? – Жалобно. Она голодная, просит кушать: “Мяу-мяу” (поет). Как кошка просит кушать? (Повтор с детьми.) Что любит кошка пить? – Молоко. Давайте покормим кошку. (Дети “кормят” кошку, ладошки складывают в “блюдечко”.)
Музыкальный руководитель: Кошка наелась и говорит “Спасибо”(напевает “мур-мур”). Спойте со мной “мур-мур”. А теперь споем песенку про кошку, а она послушает нас.
Повторное исполнение. Дети подпевают звукоподражания “мяу”, “мур”.
Музыкальный руководитель: А сейчас споем для кошки нашу любимую песенку “Ладушки – ладошки”.
Исполнение с взрослыми и аккомпанементом, на металлофоне.
Музыкальный руководитель: Кошке понравилось, как дети пели. Она хочет с вами поиграть.
V. Игра “Ой летали птички”
Подпевание отдельных слов “клю-клю”, “вот
так”, “прыг-прыг”. По окончании кошка (игрушка)
догоняет детей, они убегают на стулья.
После игры музыкальный руководитель подзывает
детей к себе:
– Кто приходил к нам в гости? Кто говорил высоким голосом? Низким голосом? Про кого пели песенку? Давайте скажем кошке: “До свидания”.
Глоссарий (cловарь музыкальных терминов)
- Музыкальные способности: слух, память, чувство ритма.
- Музыкально-сенсорные способности: вслушивание, различение и воспроизведение свойств музыкального звука – высоты, длительности, тембра и силы.
- Диапазон – звуковые возможности певческого голоса, объем между самыми высокими и низкими звуками голоса.
- Тесситура – распределение звуков по высоте.
Библиография:
- Т.С. Бабаджан Музыкальное воспитание детей раннего возраста, Москва, “Просвещение”, 1967
- В.А. Петрова Музыка – малышам, Москва, “Мозаика – синтез”, 2001.
- И.Л. Дзержинская Музыкальное воспитание младших дошкольников, Москва, “Просвещение”, 1985.
- А. Ануфриева , О. Митюкова Игры и занятия для малышей, Горький, Книгоиздат, 1962.
- Т. Караманенко, Ю. Караманенко Кукольный театр – дошкольникам, Москва, “Просвещение”, 1982.