Развитие музыкальных способностей у детей 3-го года жизни в разделе музыкального воспитания "Подпевание и пение"

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие музыкальных способностей у детей 3-го года жизни в разделе музыкального воспитания “Подпевание и пение”

Цель: развивать восприятие и музыкальную активность ребенка.

Задачи:

  • Побуждать детей к подпеванию и пению.
  • Развивать слуховое внимание, память, речь.
  • Формировать первоначальные навыки исполнительства.

Методы и приемы, используемые на занятиях:

Требования к подбору песенного репертуара и систематизация по разделам:

  1. Учет возрастных особенностей ребенка.
  2. Интересное, доступное содержание.
  3. Простая мелодия, состоящая из коротких, повторяющихся фраз.
  4. Короткий текст (1–2 четверостишия).
  5. Диапазон, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  6. тесситура, удобная, не вызывающая напряжения.

Животные, птицы, растения

Времена года, природные явления

Игрушки (игровые действия)

“Бобик” Т. Попатенко;
“Собачка” М. Раухвергера;
“Кошка” А. Александрова;
“Птички” М. Раухвергера;
“Белые гуси” М. Красева;
“Зайка” (р.н.м.);
“Зайка мой серый” А. Филиппенко;
“Петушок” (р.н.п.);
“Пастушок” А. Филиппенко;
“Цветики” В. Карасевой;
“Цыплята” А. Филиппенко;
“У меня есть зайка” З. Качаевой
“Дождик” (р.н.м.)
“Солнышко” А. Филиппенко
“Утро” Г. Гриневича
“Пришла зима” М. Раухвергера
“Снежок” А. Филиппенко
“Зима проходит” (р.н.м. обр. П.Чайковского)
“Веснянка” (укр.н.м. в обр. И. Плакиды)
“Елочка” Е. Тиличеевой
“Солнышко” Е.Макшанцевой
“Горка” З.Качаевой
“Ладушки – ладошки” (р.н.м.)
“Лошадка” Е. Тиличеевой
“Я на лошади скачу” А. Филиппенко
“Куколка Маша” С. Невельштейн
“Баю-баю” М. Красева
“Кто пищит” Е. Макшанцевой
“Колокольчик” (р.н.м)
“Качели” А. Филиппенко

Что облегчает для педагога возможность выбора песни на нужную тему. При этом используется принцип последоваетльности “от простого к сложному”, поскольку подобранные песни побуждают к подпеванию и пению сначала повторяющихся слогов (“ля-ля”, “да-да”) и звукоподражаний (“ав-ав”, “мяу-мяу”), затем отдельных слов, фраз, и, наконец, всей песни.

Подпевание и пение в системе музыкальных занятий включается:

  • как специальная часть;
  • в другие виды музыкальной деятельности:
    • слушание,
    • упражнения по развитию музыкально-сенсорных способностей,
    • музыкально-ритмические движения

и объединено на принципе сюжетно-игрового единства.

Диагностический лист по определению уровня развития музыкальных способностей детей 3-го года жизни в разделе “Подпевание и пение” (составлен на основе программы В. Петровой “Малыш” и адаптирован к условиям МДОУ № 57”)

№ п/п

Содержание и критерии

Ф.И.ребенка

Уровень развития

высокий

средний

низкий

I.

Эмоциональное восприятие
  • внимательно слушает песню
  • понимает содержание песни (про кого, про что)

 

+

V

II.

Активность:
  • активен, с интересом, но не поет
  • воспроизводит звукоподражания, подговаривает или подпевает “ля-ля”
  • подпевает отдельные слова, фразы, всю песню
  • безразличен
       

III.

Слух, чувство ритма
  • передает общее направление мелодии, поет в унисон, вторит
  • воспроизводит ритмический рисунок
       

IV.

Память. Узнавание песни:
  • по музыкальному сопровождению
  • по музыкальному вступлению
  • по мелодии
  • при проигрывании на разных музыкальных инструментах
  • в исполнении взрослого, напевающего без слов “ля-ля” без аккомпанемента.
       
           

Этапы разучивания песни с детьми 3-го года жизни

I-й этап (занятия № 1, № 2)

Знакомство с содержанием песни, текстом, исполнение музыкальным руководителем с аккомпанементом (дети слушают сидя).
Повторное исполнение: поют музыкальный руководитель и воспитатель; затем дети и воспитатель встают, подходят к музыкальному руководителю сидящему на стуле, свободно группируясь. Начало разучивания “с голоса” музыкального руководителя и воспитателя 1-го куплета.

II-й этап (занятия № 3, № 4)

Исполнение песни с музыкальным сопровождением (музыкальный руководитель и воспитатель)
Повтор (по желанию детей). Дальнейшее разучивание текста, отдельных строчек “с голоса” музыкального руководителя.
Исполнение только мелодии, вопрос: про кого, про что песня?
Чередование пения с голоса и в сопровождении только мелодии (стоя у фортепиано).

III-й этап (занятия № 4, № 5)

Исполнение только мелодии, дети называют (про кого, про что песня); пение без музыкального сопровождения. Повтор песни в сопровождении мелодии, затем – с аккомпанементом.
Пение с музыкальным сопровождением, стоя у фортепиано. Исполнение мелодии на каком-либо музыкальном инструменте.

IV-й этап (последующие занятия)

Песня исполняется и с аккомпанементом и без него (по усмотрению музыкального руководителя).
Формы организации работы музыкального руководителя с воспитателем:

  1. Консультации (подготовка к занятиям, праздникам, развлечениям).
  2. Предварительная работа (наблюдение, рассматривание, объяснение, рассказ воспитателя на прогулке или занятии в группе).
  3. Планирование работы с детьми вне музыкального занятия.

Проект занятия "Кошка Мурка в гости к нам пришла"

Цель: развивать музыкальные способности детей, используя подпевание и пение во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи:

  • Развивать и укреплять певческие интонации.
  • Учить различать контрастные по высоте звучания и воспроизводить их в звукоподражании.
  • Продолжать учить выполнять музыкально-ритмические движения, активизируя их подпеванием повторяющихся слогов и отдельных слов.

Материал:

  • Музыкально-ритмические движения: Упражнение Е. Тиличеевой “Вот как мы умеем” (“Топ-топ” СД “Танцуй, малыш” Т. Суворовой)
  • Игра: “Ой, летали птички” (немецкая народная песня в обработке Т. Садко)
  • Песни: А. Александров “Кошка”, “Ладушки – ладошки” (р.н.м.)

Оборудование:

  • игрушки:
    • кошка,
    • котенок;
  • металлофон.

Предварительная работа на занятиях в группе:

  • Чтение потешек, прибауток, стихотворений про кошку: “Кисонька – мурысонька”, “Киска, брысь!”, “Тра – та – та”, “У меня есть Мурка – кошка” и т.д.
  • Рассматривание иллюстраций, игрушек, инсценировка с использованием кукол би-ба-бо “Про маленького котенка” Л. Пальмер.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Музыкально-ритмическое упражнение Е. Тиличеевой “Вот как мы умеем” (подпевание окончаний фраз “Топ-топ”)

II. Упражнение “Кошка и котенок” (стоя)

Музыкальный руководитель: Дети, сегодня к нам пришла гостья, угадайте, кто это? (Имитирует мяуканье кошки)

Дети: Кошка!

Музыкальный руководитель (показывает большую игрушку): Правильно, это мама Кошка! Она большая и мяукает низким голосом. Вот так (показывает). У мамы Кошки есть Котенок (показ маленькой игрушки), он – маленький и мяукает высоким, тонким голосом (показывает). Давайте покажем, как мяукает Кошка и Котенок (показывают поочередно).

III. Музыкально-дидактическая игра “Чей домик” (на развитие звуковысотного слуха)

Дети садятся на стулья-домики, расставленные спинками вперед по полукругу на небольшом расстоянии друг от друга.
Музыкальный руководитель берет одного из детей за руку, идет с ним вдоль стульев, поет.

Куда же наш (имя ребенка) пойдет?
Туда ли где кошка поет?
А может, туда, где спросонок
Мяукает сладко котенок?

Останавливаются у одного из стульев, музыкальный руководитель стучит по спинке одного из них и спрашивает: “Кто в домике живет?”. Сидящий на стуле ребенок мяукает низким или высоким голосом (по желанию). Правильно отгадав загадку, водящий занимает свой стул – домик. Игра повторяется с 2–3 водящими.

IV. Слушание и подпевание: “Кошка” А. Александрова, “Ладушки – ладошки” (русская народная песня)

Музыкальный руководитель: Давайте посадим кошку перед нами, а я спою для нее песенку.

Исполнение песни “Кошка” музыкальным руководителем.

Музыкальный руководитель: Как кошка мяукала? – Жалобно. Она голодная, просит кушать: “Мяу-мяу” (поет). Как кошка просит кушать? (Повтор с детьми.) Что любит кошка пить? – Молоко. Давайте покормим кошку. (Дети “кормят” кошку, ладошки складывают в “блюдечко”.)

Музыкальный руководитель: Кошка наелась и говорит “Спасибо”(напевает “мур-мур”). Спойте со мной “мур-мур”. А теперь споем песенку про кошку, а она послушает нас.

Повторное исполнение. Дети подпевают звукоподражания “мяу”, “мур”.

Музыкальный руководитель: А сейчас споем для кошки нашу любимую песенку “Ладушки – ладошки”.

Исполнение с взрослыми и аккомпанементом, на металлофоне.

Музыкальный руководитель: Кошке понравилось, как дети пели. Она хочет с вами поиграть.

V. Игра “Ой летали птички”

Подпевание отдельных слов “клю-клю”, “вот так”, “прыг-прыг”. По окончании кошка (игрушка) догоняет детей, они убегают на стулья.
После игры музыкальный руководитель подзывает детей к себе:

– Кто приходил к нам в гости? Кто говорил высоким голосом? Низким голосом? Про кого пели песенку? Давайте скажем кошке: “До свидания”.

Глоссарий (cловарь музыкальных терминов)

  1. Музыкальные способности: слух, память, чувство ритма.
  2. Музыкально-сенсорные способности: вслушивание, различение и воспроизведение свойств музыкального звука – высоты, длительности, тембра и силы.
  3. Диапазон – звуковые возможности певческого голоса, объем между самыми высокими и низкими звуками голоса.
  4. Тесситура – распределение звуков по высоте.

Библиография:

  1. Т.С. Бабаджан Музыкальное воспитание детей раннего возраста, Москва, “Просвещение”, 1967
  2. В.А. Петрова Музыка – малышам, Москва, “Мозаика – синтез”, 2001.
  3. И.Л. Дзержинская Музыкальное воспитание младших дошкольников, Москва, “Просвещение”, 1985.
  4. А. Ануфриева , О. Митюкова Игры и занятия для малышей, Горький, Книгоиздат, 1962.
  5. Т. Караманенко, Ю. Караманенко Кукольный театр – дошкольникам, Москва, “Просвещение”, 1982.