Тип урока: закрепление изученного материала.
Вид: урок-практикум.
Технология: проблемно-исследовательская.
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензионным программным обеспечением.
Цели урока:
- Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
- Развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
- Научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
- Учебная – изучить и закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.
- Развивающая – развитие логического мышления, расширение кругозора.
ХОД УРОКА
I. Краткий инструктаж по технике безопасности.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие в рамках темы “Электронные таблицы”. Для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять правила техники безопасности в компьютерном классе. Вспомним их.
Предполагаемые ответы учащихся:
– Нельзя самостоятельно, без разрешения
учителя, включать и выключать компьютеры.
– Нельзя касаться тыльной стороны компьютеров и
проводов.
– Нельзя работать мокрыми руками и во влажной
одежде.
– Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
– Нельзя ходить по классу, вставать со своего
места без разрешения учителя.
– В случае неисправности компьютера или при
обнаружении запаха гари – позвать учителя.
II. Фронтальный вопрос для проверки уровня подготовки учащихся к усвоению нового материала.
Учитель: На прошлом занятии мы говорили о возможностях программы EXCEL. Вспомните, для чего нужна эта программа?
Ответ: Для создания таблиц, графиков, диаграмм.
Учитель: Как вы понимаете термин “деловая графика”?
Ответ: Под этим термином обычно понимают графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие данные.
Учитель: Какими возможностями для создания деловой графики обладает EXCEL?
Ответ: С помощью его богатой библиотеки диаграмм можно составлять диаграммы и графики различных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размер и расположение на листе.
Учитель: С помощью какой команды меню можно построить диаграммы и графики в EXCEL?
Ответ: С помощью кнопки вызова Мастера диаграмм.
Учитель: Как задать автоматическое вычисление в таблице значений ячеек по определенной формуле?
Ответ: Ввести знак “=”, затем активизировать нужную ячейку и вводить соответствующие знаки арифметических операций. Контролировать ввод формул можно, используя окно ввода формулы.
Учитель: Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е скопировать ее?
Ответ: Нужно установить курсор на нижнем правом маркере ячейки (курсор должен принять вид маленького черного крестика) и протянуть его до последней ячейки в нужном диапазоне.
III. Объяснение нового материала (проводится одновременно с работой учеников за компьютерами синхронно с учителем) и самостоятельная работа учащихся за компьютерами.
Учитель: Из курса математики вам известно, что корнями уравнения являются значения точек пересечения графика функции с осью абсцисс. Если же мы решаем систему уравнений, то ее решениями будут координаты точек пересечения графиков функций. Этот метод нахождения корней уравнения называется графическим. Мы уже знаем, что с помощью EXCEL можно строить практически любые графики. Воспользуемся этими знаниями для нахождения корней системы уравнений:
Преобразуем данную систему в приведенную:
Для оценки решений воспользуемся диаграммой, на которой отобразим графики обеих функций. Сначала построим таблицу:
Первая строка – строка заголовков.
При заполнении столбца А: в ячейку А2 заносится начальное значение аргумента Х = – 10, для автоматического заполнения всего столбца в ячейку А3 занести формулу “= А2 + 1” и скопировать ее до ячейки А22.
При заполнении столбца В: в ячейку В2 заносится формула “= А2 * А2”, которая затем копируется до ячейки В22.
При заполнении столбца С: в ячейку С2 заносится формула “ = 2 * А2 + 9”, и также копируется до С22
Рисунок 1
С помощью Мастера диаграмм построим в одной координатной плоскости графики заданных функций для первоначальной оценки решений/
Рисунок 2
На диаграмме видно, что оба графика имеют точки пересечения – координаты этих точек и есть решения системы. Так как шаг изменения аргумента достаточно велик, то мы получим приближенные значения решений.
Рисунок 3
Уточним их, построив два графика в интервалах от – 3 до 0, где находится первое решение, и от 3 до 5, где находится второе решение. Составим новые таблицы. Для первого решения – рисунок 4, для второго – рисунок 5.
Рисунок 4
Рисунок 5
Для более точного построения мы уменьшили шаг
изменения аргумента. Решением нашей системы
будут координаты точек пересечения графиков: Х1
= – 2,2; Y1 = 4,6; Х2 = 4,2; Y2 = 17,4. Как вы
уже поняли, графическое решение системы дает
приблизительные результаты.
Это можно сделать, построив график и определив
координаты точек его пересечения с осью OX, либо
построив два графика: Y = X3;
Y = 2X2 + 4X – 12 и определив точки их пересечения.
Рисунок 6
Проверьте, сравнив с результатами на экране проектора, так ли у вас получилось.
IV. Вывод результатов на экран и выставление оценок.
Решение всех примеров представлено в Приложении 1, выполненном в Microsoft Excel.
V. Домашнее задание.
Каждый из вас получает индивидуальное задание. Дома выполните работу, закрепив знания, полученные на уроке. Оформите отчет в тетради.