Методические рекомендации к проверке чертежей учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


“Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно
любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь”

В.О. Ключевский

Курс черчения в средней школе носит общеобразовательный характер и ставит своей целью дать учащимся знания основ теории изображения предметов на плоскости, а также научить навыком чтения и выполнения эскизов, чертежей и наглядных изображений с использованием условностей, установленных стандартом Единой системы конструкторской документации.

Программа ставит следующие учебные задачи:

  1. Дать учащимся знания основ метода прямоугольных проекций и построения аксонометрических изображений.
  2. Ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными обозначениями и изображениями, установленными государственными стандартами.
  3. Способствовать развитию пространственных представлений, научить анализировать форму и конструкцию предметов.
  4. Развивать элементарные навыки культуры труда: уметь правильно организовать рабочее место, применять рациональные приемы работы с чертежными инструментами, соблюдать аккуратность при выполнении чертежа.
  5. Научить самостоятельно работать с учебными и справочными пособиями по черчению в процессе чтения и выполнения чертежей и эскизов.

Весь учебный материал должен оформляться учащимися частью в рабочих тетрадях, частью на форматах по требованию ГОСТов.

В связи с этим учет работы и оценку успеваемости программа рекомендует производить на основании:

  1. Проверки текущих работ учащихся в рабочих тетрадях.
  2. Устного опроса учащихся.
  3. Проверки обязательных графических работ на форматах.
  4. Контрольных работ.

При оценке чертежей, выполненных в рабочих тетрадях, я учитываю правильность и самостоятельность их выполнения, правильность записи темы урока, оформления чертежей.

При оценке чертежей, выполненных на форматах, я учитываю сознательность и самостоятельность их выполнения, знание теоретического материала по данному разделу, четкость и аккуратность построений, правильность оформления чертежей согласно требований ГОСТов.

Значительную часть работ я проверяю в присутствии учащихся, при этом проверку сопровождаю собеседованием по теме с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

При проверке графических работ я соблюдаю следующий порядок: композиция чертежа, необходимое количество видов, разрезов, сечений, проекционные ошибки, правильность нанесения размеров, качество оформления чертежа.

В отдельных случаях приходится конкретизировать некоторые вопросы перечисленных разделов. Например, при постановке размеров я отмечаю их достаточность, наличие лишних размеров, правильность размеров от размерных баз, правильность нанесения размерных чисел, стрелок, выносных линий и т. д.

Имея большой опыт преподавания черчения, я часто прибегаю к способу взаимопроверки чертежей учащимися. При систематическом проведении такой проверки значительно повышается требовательность к выполнению чертежей и заметно повышается эффективность обучения черчению.

Однако не всегда достаточно лишь оценить выполненную работу, важно проверить теоретические знания учащихся. Этому могут содействовать устный опрос учащихся во время урока, а также замечания учителя, сделанные на поле чертежа. Эти замечания должны быть такими, чтобы вызвали у учащегося стремление самому разобраться в ошибке, серьезно, вдумчиво отнестись к своей работе. Например, на поле чертежа, возвращаемого учащемуся для доработки, я делаю надпись: “Проверить размеры”. Ученик в этом случае сам старается отыскать ошибки в нанесении размеров. Он сравнивает свой чертеж с лучшими работами других учащихся, вывешенных на специальном стенде. Учащийся обращается к своей тетради, к книге, консультируется с учителем, то есть активно работает, пока не найдет и не исправит ошибку. Можно не делать замечания на чертеже, а лишь подчеркнуть те места, где имеются ошибки. Если они однотипные, следует подчеркнуть одну из них, а учащийся сам отыскивает другие и исправляет их. Иногда я показываю на поле чертежа или на обратной стороне формата образец исправления той или иной ошибки, например, образец начертания стрелки, знака диаметра, букв чертежного шрифта и т. д.

Если ученик выполняет работу заново, я прошу, чтобы старый и новый чертеж сдавались вместе. Это облегчает проверку и мобилизует учащегося лучше выполнять и тщательно контролировать свою работу.

Одной из самых сложных тем в черчении является изучение способов проецирования. Учащиеся должны научиться изображать пространственные формы предметов на чертеже и уметь по чертежу мысленно представить их себе. Основой для достижения этих целей является развитие пространственного воображения учащихся. Поэтому при проверке графических работ, выполненных по этой теме в рабочей тетради или на формате, главным фактором, влияющим на оценку, следует считать умение учащихся представлять в пространстве детали, изображенные на листе бумаги. Об этом умении я могу узнать только из беседы с учеником.

Следовательно, проверка работ учащихся должна проводиться в присутствии самого учащегося, в противном случае оценка будет отражать только одну сторону работы – умение изобразить деталь. А ведь нередко бывает так, что учащийся выполняет графическую работу хорошо, а при попытке объяснить выполненное испытывает затруднения.

Подобную проверку чертежей я выполняю следующим образом. Вызываю учащегося и занимаюсь анализом ошибок, допущенных при выполнении работы. Исправление производится тут же или, если для этого требуется большое количество времени, учащийся дома исправляет ошибки. В случае, если ошибка была сделана по теме, которую учащийся был обязан прочно усвоить раньше, я только указываю наличие ошибки и ее характер, а учащийся должен самостоятельно отыскать ее на чертеже. Иногда я показываю лишь место ошибки, а учащийся должен определить ее характер, исправить и проверить, нет ли на чертеже подобных ошибок. При такой проверке желательно иметь рядом соответствующие модели или простые геометрические тела, по которым можно было бы наглядно объяснить суть вопроса. Замечу, что при исправлении ошибок я разрешаю учащимся пользоваться всеми видами учебных пособий, книгами, справочниками и т. д.

Конкретных методических форм и приемов проверки графических работ может быть очень много. Но в любом случае метод проверки чертежа должен быть согласован с целями и задачами, поставленными перед данными темами. Только в этом случае проверка и оценка чертежей сведется не к простому фиксированию количества хороших и плохих работ (или отдельных ошибок), а будет способствовать овладению успешными умениями и навыками по черчению.

Изучение предмета должно помочь учащимся облекать в графическую форму свои замыслы, возникающие в процессе обучения. Поэтому развитие навыков самостоятельной работы, настойчивости в достижении поставленной цели, способности критически оценивать свою работу, ответственно относиться к ее выполнению являются важными задачами при обучении черчению.