Цели урока:
- Дидактические:
- способствовать формированию знаний учащихся о кислороде, его химических свойствах;
- обеспечить условия для усвоения учащимися понятий: реакция окисления, реакция горения, медленное окисление, оксиды;
- сформировать умения записывать уравнения химических реакций горения простых и сложных веществ в кислороде, давать названия полученным веществам;
- способствовать осмыслению учащимися роли кислорода на земле и в жизни человека.
- Развивающие:
- способствовать формированию:
- умений выделять общие и существенные признаки и свойства;
- умений увидеть проблему и найти пути её решения;
- умений применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий;
- продолжить развитие самостоятельности, умения работать в парах и группах.
- способствовать формированию:
- Воспитательные: способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду, положительного отношения к знаниям, инициативности, настойчивости, способности преодолевать трудности для достижения цели.
Оборудование: колба с пробкой, кислородная подушка, химическая ложечка (2 шт.), порошок серы, красный фосфор, лучинка, спиртовка, спички, сливная кружка.
Дидактический материал: учебник “Химия 8 класс” Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара; химический диктант (Приложение 1), проверочные листы (Приложение 2) и (Приложение 3).
Тип урока: комбинированный. Основная часть – формирование новых знаний и умений.
Эпиграф к уроку:
Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия.
Берцелиус
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
Ожидаемый результат |
I. Организационный этап | Учитель приветствует учащихся,
определяет готовность к уроку. Далее обращает внимание ребят на эпиграф, написанный на доске: “Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия”. Берцелиус – Ребята, в чём заключается роль кислорода на
Земле и в жизни человека? |
Учащиеся, используя информацию
прошлого урока, в устной форме проговаривают, что
роль кислорода на Земле и в жизни человека
глобальна.
Дети определяют цели изучения темы. |
После краткой беседы эмоциональное напряжение начального этапа снято, и учащиеся проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности. |
II. Актуализация знаний учащихся | Учитель раздаёт на каждую парту лист с
химическим диктантом /приложение 1/ и даёт такие
комментарии: – Ребята, я предлагаю вам выполнить это задание для того, чтобы вы вспомнили ключевые понятия прошлого урока. Многие характеристики кислорода помогут нам более детально разобраться в теме сегодняшнего урока. |
Учащиеся выполняют задание по пройденной теме: “Общая характеристика кислорода, его физические свойства и способы получения” в своих тетрадях индивидуально. | Актуализируются опорные знания учащихся. Ребята подготавливаются к восприятию нового материала. |
Далее учитель вывешивает на доску
“ключ” ответов: Знак “+” 1 3 4 7 9 10 11 12 14 15 и организует самостоятельную деятельность детей по взаимопроверке отработанных знаний. – Я прошу вас продемонстрировать результат выполненной работы; поднимите руку те дети, кто получил положительную оценку. (Если в классе окажутся дети с неудовлетворительной оценкой, учитель предложит им выполнить это задание ещё раз на следующем уроке). |
Ребята обмениваются друг с другом
своими тетрадями и производят проверку по
“ключу” ответов, оценивают полноту знаний,
выставляют оценки, обсуждают результаты. Демонстрируют результат выполненной работы. |
Данная деятельность способствует развитию умений компетентно оценивать свою деятельность и деятельность друг друга, определять собственные трудности и достижения. | |
III. Целеполагание и планирование
|
1. Определение темы и целей урока. – Предлагаю вашему вниманию небольшое стихотворение, внимательно его послушайте и попытайтесь назвать тему урока, а также определить, чему мы будем учиться на этом уроке.
– Какие фразы из этого стихотворения говорят о признаках химической реакции? Учитель стимулирует учащихся к высказываниям без боязни ошибиться. – Какую цель мы поставим перед собой при изучении данной темы? Ключевые фразы учитель фиксирует на доске:
|
Учащиеся формулируют свои варианты
темы урока, а учитель направляет их к правильному
варианту. Учащиеся отвечают, что горение, выделение теплоты и света, превращение одного вещества в другое вещество – это и есть признаки химической реакции, следовательно, тема сегодняшнего урока “Химические свойства кислорода”. Записывают тему в тетрадь. Определяют цели урока, планируют свою деятельность. |
Мотивация на приобретение новых знаний.
Учащиеся осознают компоненты учебной деятельности и мотивы собственных действий. |
IV. Изучение нового материала | 1. Изучение химических свойств
кислорода. – Ребята, обратите внимание на доске написано новое для вас понятие – реакция окисления. Давайте запишем его в тетрадь и дадим ему определение: Реакция окисления – реакция, в результате которой вещество взаимодействует с кислородом. – Сейчас я предлагаю вам на конкретном примере пронаблюдать, как происходит окисление некоторых веществ в кислороде. Учитель демонстрирует взаимодействие
кислорода с неметаллами – углеродом, серой,
фосфором. C + O2 ––> CO2 Учитель ставит перед ребятами проблемный вопрос: – Какие признаки реакции вы наблюдали? – Правильно, вы назвали признаки реакции горения, а теперь дополните свой конспект ещё одним определением: Реакция горения – реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света. Учитель организует разрешение проблемной ситуации и одобряет активность учащихся: – Почему в кислороде горение данных неметаллов происходит ярче и активнее, чем на воздухе? – Ребята, обратите внимание на химические формулы образовавшихся веществ, что вы можете сказать об их составе? – Вы правильно определили состав образовавшихся веществ, они действительно состоят из двух элементов, один из которых кислород, такие вещества называют оксидами. Запишите новое определение в тетрадь: Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. 2. Правила составления названия оксидов. Для того чтобы учащиеся ознакомились с правилом составления названия оксидов, учитель организует самостоятельную деятельность детей по приобретению необходимых знаний: – Ребята, я предлагаю вам самостоятельно ознакомиться с правилом составления названий оксидов по учебнику [1], с.162 и рассказать это правило друг другу. Учитель корректирует работу учащихся, организует самоконтроль по схеме: Слово “оксид” + название элемента + указание валентности (в скобках) для тех случаев, когда элемент имеет переменную валентность. – Назовите оксиды, образовавшиеся в результате химических реакций. – Запишите эти названия в тетрадь. 3. Изучение химических свойств кислорода. Учитель записывает на доске уравнение химической реакции взаимодействия железа с кислородом: 3Fe + 2O2 ––> Fe3O4 и комментирует, что Fe3O4 (железная окалина) – это смешанный оксид:
Далее учитель просит самостоятельно записать уравнение химической реакции, отражающей взаимодействие магния с кислородом и назвать полученное вещество. Затем учитель записывает уравнение химической реакции горения сложного вещества в кислороде: CH4 + 2O2 ––> CO2 + 2H2O – Обратите внимание, что в результате реакции образовались оксиды тех элементов, которые входят в состав сгорающего вещества. Более подробно о горении сложных веществ в кислороде и правилах уравнивания таких реакций мы познакомимся на следующем уроке. – Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что есть реакции окисления, которые протекают не так ярко и энергично, но, тем не менее, имеют большое значение в жизни человека – это реакции медленного окисления, запишите новое понятие и его определение в тетрадь: Медленное окисление – реакция окисления, которая идёт медленно с постепенным выделением теплоты и не сопровождается выделением света. Учитель приводит несколько примеров реакций медленного окисления. |
Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия реакция окисления. Ученики наблюдают процесс взаимодействия углерода с кислородом, серы с кислородом, фосфора с кислородом, сравнивают как идёт взаимодействие углерода, серы, фосфора с кислородом воздуха и с чистым кислородом. Записывают уравнения химических реакций в тетрадь.
Учащиеся называют признаки показанных реакций: выделение света и теплоты.
Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия реакция горения.
Учащиеся приходят к выводу, что кислород – это газ, поддерживающий горение; интенсивность протекания реакций резко увеличивается в атмосфере кислорода. Дети отвечают, что в составе образовавшихся в результате реакций веществ находятся два элемента, один из которых кислород. Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия оксиды.
Школьники приобретают новые знания, используя информацию учебника.
Узнают правило составления названий оксидов по учебнику, а затем, работая в парах, объясняют это правило друг другу. Называют оксиды: оксид углерода (IV), оксид серы (IV), оксид фосфора (V) и записывают их названия в тетрадь.
Ребята записывают уравнение химических реакций и название вещества в тетради.
Один учащийся у доски, а остальные в своих тетрадях записывают уравнение химической реакции и называют полученное вещество: 2Mg + O2 ––> 2MgO (оксид магния) Учащиеся записывают уравнение химической реакции в тетрадь.
Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия реакция медленного окисления. |
Ребята осознают содержание понятия реакция окисления.
Перед ребятами возникает проблемная ситуация, почему взаимодействие углерода, серы и фосфора с кислородом воздуха отличается от взаимодействия этих веществ с чистым кислородом.
Школьники верно называют признаки реакции.
Учащиеся правильно освоили понятие реакция горения.
Ребята умело используют знания прошлого урока.
Школьники правильно определяют состав веществ.
Учащиеся осознают содержание понятия оксиды.
Обеспечение взаимопомощи в ходе парной работы.
Дети осваивают правило по составлению названия оксидов. Учащиеся верно освоили правило.
Учащиеся понимают то, каким образом можно использовать полученные знания на практике
Ребята осознают содержание понятия медленное окисление. |
V. Валеологическая пауза | Учитель предлагает классу выполнить
несколько упражнений для пальчиковой
гимнастики: – “солнечные лучи”, “ножницы” и упражнения на развитие познавательно-психических процессов: – “качание головой”, “сова” (Приложение 4) |
Учащиеся выполняют упражнения, предложенные учителем. | Ребята отдохнули и готовы для дальнейшей работы. |
VI. Закрепление изученного материала | 1. Групповая работа по закреплению
полученных знаний. Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по нахождению соответствий предложенных явлений с реакциями горения и медленного окисления: – Для того, чтобы вы более детально разобрались в сущности реакций горения и медленного окисления, я предлагаю вам выполнить в группах следующее задание (Приложение 2). Для выполнения задания учитель делит класс на 3 группы, раздаёт каждой группе проверочный лист (Приложение 2) и перед каждой группой ставит проблемный вопрос: – Среди перечисленных явлений выберите те, которые относятся к реакциям горения и те, которые относятся к реакциям медленного окисления. Групповую работу выполните на проверочном листе, один человек от каждой группы должен подготовиться к ответу. Учитель создаёт условия для организации плодотворной работы в группе каждого учащегося, акцентирует важность участия и мнения каждого в деятельности группы. |
Учащиеся выполняют задания в группах,
проявляя собственные способности и возможности,
обмениваются информацией друг с другом,
готовятся к ответу и обоснованию его содержания.
Приходят к заключению, что для выполнения
задания им необходимо знать понятия реакции
горения и реакции медленного окисления. Один
учащийся из каждой группы выступает перед
классом с пересказом содержания тех знаний,
которыми обладает группа.
Другие учащиеся имеют возможность контролировать ответ, задавать вопросы, ликвидировать пробелы в знаниях. |
Ребята актуализируют знания,
ликвидируют пробелы в знаниях. Результатом
данной работы является формирование
сотрудничества, понимание того, каким образом
можно использовать полученные знания на
практике.
Мотивация достижений коллективного успеха. |
2. Индивидуальная дифференцированная
работа по закреплению полученных знаний. Учитель организует самостоятельную деятельность детей с целью проверки полученных ими новых знаний. Для этого раздаёт на каждую парту проверочный лист /приложение 3/ и просит выполнить задание индивидуально каждого. Предложенные задания дифференцированы по сложности на 3 уровня, т.е.учитель создаёт ситуацию выбора:
|
Каждый ребёнок сам определяет задание,
какой сложности он выполнит в своей тетради. После выполнения задания учащиеся сдают тетради учителю. |
Учащиеся определяют границы известного
материала путём применения для выполнения
заданий полученных знаний. Результатом работы является определение достаточности собственных знаний. |
|
VII. Рефлексия | Учитель совместно с учащимися
оценивает урок и принимает их предложения и
пожелания: – Чему каждый из вас научился на
сегодняшнем уроке? |
Ребята отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, производят самооценку своей работы. Выявляют наиболее интересные и полноценные ответы, обосновывают свою точку зрения. | Учащиеся выявляют степень выполнения учебных целей. |
VIII. Задание на дом | – Ребята, что необходимо сделать для
полного усвоения темы? Учитель фиксирует домашнее задание на доске и разъясняет, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания: § 60, 61, ответить на вопросы после параграфа, отмеченные треугольником и квадратом. Составить конспект на тему “Применение кислорода”, используя информацию § 62. (это задание для всех) Задания, отмеченные кружочком и звёздочкой, выполняют желающие учащиеся. Также для желающих ребят учитель предлагает выполнить следующие творческие задания:
(Все творческие задания, выполненные учащимися, оцениваются учителем) В финале урока можно зачитать стихотворение: Примерно века два назад – Урок завершён, всем спасибо. |
Учащиеся определяют объём и содержание
домашнего задания, записывают его в дневник. Приходят к выводу, что нужно выучить, закрепить, о чем получить дополнительную информацию, в какой области расширить знания. |
Дифференцированное домашнее задание даёт возможность учащимся выбрать посильное задание, обеспечивая успех каждому ученику. |
Литература:
1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений М.: Вентана-Граф, 2002.
2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Учебник для 8 класса средней школы М.: Просвещение, 1989.
3. Брейгер Л.М. Нестандартные уроки по химии Волгоград: Учитель, 2004.