Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

  1. Формировать представления о числе 10: образовании, составе, записи.
  2. Закреплять знания числового ряда: определение соседей и принципа образования последующего n+1 и предыдущего n-1 числа.
  3. Формировать умения в сериации и классификации, учитывая: цвет, форму, величину.
  4. Развивать навыки счетной деятельности в пределах 10 с опорой на наглядность и без неё.
  5. Воспитывать самостоятельность.
  6. Воспитывать умение объективно оценивать свою работу, действовать по инструкции педагога.

Материал к занятию

Календарь “Дни недели” (7 гномиков по цветам радуги на специальной подставке), ,конторки - игровые “Чудолёты”, набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка, камушки, “Цифроежки” по количеству детей. Карточка - “зашумленные” изображения транспорта (по типу фигур Поппельрейтера): воздушного, наземного, водного. Набор геометрических фигур разной величины и формы на каждого ребёнка. Магнитная доска. Числовая прямая. Простые карандаши. Конверты с нарисованными “Цифроежками”, а в конвертах нули, простые карандаши.

Ход занятия

Дети (в носочках) входят в группу, останавливаются на ковре (кругом разбросаны цифры от 1 до 9 (по количеству детей в беспорядочном положении).

Воспитатель. Рада видеть вас, кто пришёл со мной заниматься (легким поклоном головы приветствует детей). Поприветствуйте и вы друг друга лёгким пожатием рук и пожелайте узнать сегодня на занятии много нового и интересного.

Задание №1

Какого цвета гномик у нас сегодня в гостях? Значит, какой день недели сегодня? А какой вчера был, завтра какой будет, который он по счёту? Вы сказали, что сегодня среда, а по средам - у нас всегда математика. Вы согласны, со мной? Тогда наведём порядок с цифрами.

Задание №2

Составьте на ковре свой числовой ряд в прямом или обратном порядке.

Задание №3

Скажи, Артём, почему цифра 6 стоит на этом месте?

Артём. Цифра 6 меньше семи на один и больше пяти на один.

Воспитатель. Дима пойди и встань ногами на соседей числа три.

Ребята, вы мне ничего не хотите сказать? С числовыми рядами непорядок!

Дети. В каждом числовом ряду не хватает цифры 0.

Воспитатель. Наверное, вы плохо искали цифры. Что-то глазки ваши плохо сегодня видят, попробуем им помочь, сделаем упражнение “Слоник” (правой рукой, левой рукой, двумя руками вместе).

Глазами смотрим поверх пальцев, туловище наклоняем за движением руки. Ищем, ищем цифру 0.

Я, кажется, поняла, в чём дело. Садитесь на ковёр, я вам расскажу. А чтобы вы меня хорошо поняли, выполним упражнение “Шапка для размышления”.

Садитесь удобно на ковёр и слушайте.

Далеко-далеко за морями и горами есть такая страна “Цифирия”. Живут там очень честные жители: математические знаки и цифры. Жили они поживали, очень часто ходили друг к другу в гости и в гости к детям в детские сады. Им нравилось приобретать новых друзей. Цифры любили, когда дети узнавали и правильно называли их.

Недалеко проживала “Цифроежка”, она всячески мешал, детям знакомится с числами. Вот и у нас она побывала, посмотрите, что наделала, но наша няня Наталья Ивановна успела её сфотографировать. Вот она какая (воспитатель показывает изображение “Цифроежки” рис1). Посмотрите, какой у неё хобот, как у пылесоса. Устроила здесь ветер! А как вы думаете, почему она смогла утащить только нули?

Дети. Они ведь овальные, поэтому укатились.

Задание №4.

Воспитатель. Покажите, губами форму нулей, покажите правой рукой, какой ноль, левой рукой. А я то сегодня хотела познакомить вас с числом десять! А как же без нуля? Ведь десять состоит из двух значков. Каких? Один и ноль. И цифры к нам пригласила, что же делать?

Дети. Нужно вернуть.

Воспитатель. Предлагаю побывать в этой сказочной стране. Как?! Посмотрите на подсказку.

(Обращает внимание детей на разные виды транспорта рис2). Можно выбрать вертолёт, машину или корабль, но ведь это сказочная страна туда не попадёшь на этих видах транспорта. Поэтому я предлагаю построить сказочный “Чудолёт”, которым будем управлять с помощью пульта. Подойдём к столам и займём место каждый у своей конторки. Конторки – это пульт на нём расположим десять кнопок. Слушаем внимательно:

Задание №5

- в правом верхнем углу положите две большие треугольные кнопки разного цвета;

- в левом нижнем углу положите две большие кнопки разного цвета;

- в правом нижнем две маленькие кнопки разной формы и разного цвета;

- в верхнем левом две маленькие треугольные кнопки одного цвета;

- в середине пульта – маленькая круглая.

Посчитайте, сколько всего получилось кнопок? А как сделать десять?

Дети. Нужно добавить ещё одну кнопку.

Воспитатель. Добавьте в середину ещё одну кнопку любую, (воспитатель поворачивает магнитную доску с изображением пульта).

Задание №6.

Посмотрите на доску и проверьте себя

Задание №7

Проверьте у своего соседа, правильно ли он сделал.

Задание №8

На какие группы можно поделить кнопки.

Дети. По форме, по величине.

Задание №9

Воспитатель. Покажите это с помощью камушков. Сколько всего кнопок?

Дети выкладывают десять камушков.

Задание №10

Воспитатель. Поделите целое на части и обозначьте цифрами. (Дети делят количество кнопок по форме, величине и обозначают цифрами.)

Наш пульт готов можно отправляться в сказочную страну. Рассчитаем скорость полёта высоты, и время пребывания в полёте.

Всё готово. Осталось, проверить все ли выдержат невесомость.

Встали прямо, руки вдоль тела, глубокий вдох через нос

Руки поднять до уровня плеч, задержать дыхание

Поджать ногу, закрыть глаза

Дети по команде приняли положение.

Воспитатель.

Очень трудно так стоять, руки в стороны держать
И не падать, не качаться, не на кого не отвлекаться

Вижу, что всех, можно взять в этот полёт.

Приготовились. Указательными пальцами нажали на красные кнопки, считаем от десяти обратно.

Считаем двойками. Пуск! Зажмурились, тронулись.

К высоте у вас влеченье
Я диспетчер, задаю вам направление
Раз, два, три, четыре, пять
Пора глаза нам открывать.

Покажите направление вашего полёта, (дети двигаются на ковёр)

Задание №11

Идём на посадку. Сели.

Посмотрите, нас встречают маленькие “Цифроежки” (дети находят на ковре изображения “Цифроежек”, рот нарисован в форме нуля рис.3).

Задание №12

Они попрятали нули, найдите где? Заштрихуйте ноль линиями сверху вниз. Посмотрим, кто справился. И тем “Цифроежки” возвращают ноль.

Возвращаемся в свою группу:

(Дети повторяют за воспитателем)

Раз, два, три, четыре, пять
Мы вернулись в сад опять.

Задание №13

Воспитатель. Можете закончить свой числовой ряд. Кто из вас сможет теперь составить число десять?

Дети выполняют задания и показывают воспитателю.

Воспитатель. Как здорово мы сегодня позанимались. Как бы не хотела помешать пошутить над нами “Цифроежкам”, мы всё равно нашли выход и познакомились с числом десять.