Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Вот уже четыре года я занимаюсь драматизацией, одним из видов театра. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.
Чем мы занимаемся, и почему я выбрала именно литературно-драматический кружок?
Я глубоко убеждена, что в наше время - время стрессов, резких взлетов и более резких падений в судьбах людей - все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщенa отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенные головы и психику ребенка. Как уберечь их от этой страшной и разрушительной силы? Вот поэтому я и решила через кружок привить детям любовь к литературе и театру, к русскому слову и развить творческие способности у детей. Так же, на мой взгляд, занятия в литературно-драматическом кружке помогут ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающyю нас действительность развитой и полноценной личностью.
Задачами литературно-драматического кружка я ставлю:
- Развитие личности ребенка, формирование мировоззрения на лучших традициях русской национальной культуры.
- Привитие устойчивого интереса к литературному слову, театру, и русскому фольклору.
- Совершенствование навыков воплощения в игре и определенных переживаний.
- Развитие патриотического, нравственного воспитания (воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего народа).
- Развитие способности у детей воспринимать художественный образ.
- Развитие творческих способностей ребенка.
Занятия в кружке развивают у ребенка правильную речь, память и мышление. На занятиях я не раз видела, как бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Когда я стала заниматься с детьми то, поняла, что каждый из детей по-своему талантлив, что каждый может проиграть одну и ту же роль, но по разному и поэтому каждому ребенку просто необходимо дать слово (возможность выступить), чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя этот груз “зажатости”. А затем у каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, - и это победа. (Пример: одна девочка пришла ко мне в группу скованная, заикалась, всего боялась, но когда я взяла ее в свой кружок, проработала с ней какое - то время, а затем дала ей главную роль - она раскрылась), великолепно, сыграла Машеньку в сказке “Маша и медведь”. В общении с детьми стала раскрепощенной, а на занятиях эмоциональной, выразительной.
В начале учебного года я составила план работы кружка по определенным темам: “Книги - наши друзья”, “Волшебница Осень”, “Весна красна”, “Дружба”, “В гостях у сказки” включила практический выход на сцену с премьерой сказки “Кошкин дом”, который затем мы показали на семинаре, посвященный игре.
Свои занятия я начала проводить с детьми старшей группы, продолжила работу в подготовительной группе, а потом и с маленькими детьми. С большими я занималась с 12-ю детьми по 30-40 мин, а с малышами по 20-25мин. Индивидуальную работу и репетиции проводила за неделю или за две до спектакля. На занятиях было необходимо музыкальное сопровождение и аудиотехника. Помогала мне в этом наш музыкальный руководитель. У старших детей репетиции занимали час, а у маленьких 30мин., но дети не уставали, и даже просили продолжить занятия. Занятия я всегда начинала с переклички. Дети по очереди выходили на сцену и с гордостью называли свое имя и фамилию. Учила кланяться, вселяла уверенность в себе, учила не бояться говорить.
Занятия строились на технике речи - чистоговорки, разминки языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция. На первых занятиях я рассказала детям о театре, о том, как он возник, знакомила детей с Петрушкой. В ходе занятий дети придумали различные истории, учились выходить из-за занавеса и начинать говорить с выражением. Особую роль уделяла развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводила игры “Веселые превращения”, “Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери, “Игры с воображаемыми предметами” (с мячом, с куклой и др.)
В ходе занятий применяла чтение художественной литературы, вместе с детьми сочиняли истории, играли в развивающие игры “Мое настроение ”, игры-драматизации: “На лесной поляне”, “На болоте”, проигрывали мини-этюды, пантомимы, проводили конкурсы литературной викторины, которые вызывали у детей большой восторг. Использовали шапочки, костюмы, атрибуты, магнитофонные записи, а также привлекала родителей к изготовлению костюмов и декорации для спектаклей, в которых их дети принимали участие.
Постоянно знакомила детей с произведениями детских писателей К.И.Чуковского. С.Я.Маршака, А.Л.Барто. После их прочтения проводила обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляли характер героев, положительный или отрицательный, и как можно его показать, проиграть.
Часто проводила развивающие игры “Что ты слышишь за окном?”, “Передай позу”, “Летает - не летает”, “Растет - не растет”, “Живой телефон”, которые развивают у детей память, слуховое внимание, координацию движения, воображение и фантазию.
Применяла упражнения и этюды: “Угадай, что я делаю?”, “Превращение детей” (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные эмоции “ГРУСТЬ”, “РАДОСТЬ”, “ГНЕВ”, “УДИВЛЕНИЕ”, “СТРАХ”… Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Проводила игры на жестикуляцию “УХОДИ”, “СОГЛАСИЕ”, “ПРОСЬБА”, “ОТКАЗ”, “ПЛАЧ”, “ПРОЩАНИЕ”. А также игры по технике речи, “Зарядка для язычка”, “Цоканье”, “Достань язычком губу, нос, щечку” и на дыхание: “Эхо”. “Ветер” и др. И на развитие фантазии “Продолжи сказку…”.
Большую роль уделяла работе над самим спектаклем. Сначала выбирали с детьми сказки, которые мы хотели бы поставить. Распределяли роли по желанию детей. Готовые сценарии я старалась брать из книг только в стихах, или переделывала сказки на новый лад - на стихотворную форму. Так из простых русских народных сказок “Колобок”, “Теремок” происходило превращение в новую, более интересную сказку. Дети с удовольствием заучивали свои, иногда даже большие роли в стихах. Затем работа шла над отдельными эпизодами с текстом. Проигрывая каждую роль, показывала детям, какие при этом надо применять жесты и как выражать мимикой характер и настроение героев. Потом подбирали с музыкальным руководителем сопровождение. Соединяли различные эпизоды сказки с сопровождением музыкального инструмента. Заключительный этапом подготовки спектакля было повторный показ и генеральная репетиция. Вместе с родителями изготовляли костюмы и декорации к постановкам.
В подготовительной группе под моим руководством были поставлены сказки на новый (стихотворный) лад, - это и “Колобок”, “Маша и медведь”, “Теремок”, “Гриб-боровик”, “Снежная королева”, “Кошкин дом”. И все, кто видел наши спектакли, это и сотрудники детского сада и сотрудники Департамента образования, а особенно родители - давали им положительную оценку. По словам родителей, после занятий в кружке их дети стали более эмоциональны, более раскрепощенные и выразительные.
Показывали мы свои сказки и детям младших групп, а однажды в литературной викторине в роли “Сказочника” играла мама одного ребенка, и ей самой это тоже очень понравилось. А как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья! И я видела результат своей работы.
Сейчас я работаю с детьми средней группы, и в настоящее время в кружке занимаются 10 детей 4-5 летнего возраста. Занятия с ними я провожу по 20-30 минут. Разучиваем с малышами потешки, прибаутки, короткие стишки, сказки и игры, мини-сценки. На занятиях применяю кукольный, настольный театр. Сначала малыши смотрят небольшие кукольные спектакли, или мини-сценки, а затем я даю ребенку игрушку и побуждаю его с ней пообщаться, хорошенько ее рассмотреть и попробовать поиграть. Применяю обучающие способы управления куклами “МИШКОЙ, КОШКОЙ, ЛОШАДКОЙ...” - используя стихи А.Л. Барто. Игрушки беру мягкие, или изготовленные из картона. Дети младшей, средней группы с удовольствием играют с ними и с нетерпением ждут встречи с новыми друзьями.
Особый интерес проявляется, когда они сами играют свои роли и ждут новых репетиций. Вместе с детьми подготовили и показали театрализованные спектакли по сказкам “Волк и семеро козлят” “Репка”, “Рукавичка”, “Кто сказал МЯУ?”, “Лесной пожар”, в которых играли сами малыши, что вызывало у них большой восторг от игры.
Представляю Вам один сценарий сказки для малышей.
Сценарий сказки “Кто сказал “ Мяу”?
(Для детей средней группы).
Действующие лица: Ведущая, Щенок, Кошка, Собака (Мама), Петух, Лягушка, Пчела.
(В центре зала стоит домик с окном. На полу возле дома лежит коврик.)
Ведущий:
Жил в домике Щенок
Веселый, озорной.
Он поиграть бы мог
С тобою и со мной.
Он лаял очень звонко,
Нисколько не скучал
И мамочку родную
Совсем не огорчал.
(Появляется Щенок с мамой)
Щенок:
Гав, гав, гав! Давайте же будем
Вместе весело играть.
Вместе бегать, вместе прыгать.
Кто же будет начинать?
(Танец Щенка с мамой).
Вед:
Наш Щенок был очень весел,
Очень боек, очень скор,
Но устал. И вот, зевая,
Спать улегся на ковер.
(Мама укладывает Щенка спать. Он сворачивается клубочком на коврике возле домика. Вбегает Кошка, подкрадывается к Щенку).
Кошка:
Спать улегся без обеда…
Разбужу-ка я соседа.
Погоди-ка милый мой,
Пошучу я над Тобой
Мяу-мяу! (убегает).
Щенок: (просыпается)
“Мяу!” кто сейчас сказал?
Кто поспать Щенку не дал?
Вед:
Выглянул во двор Щенок,
Видит: Петя-Петушок.
В красных новеньких сапожках
Учит всех играть на ложках.
Петушок:
Ко-ко-ко, Ку-ка-ре-ку!
Научить я всех могу.
(Игра на ложках).
Щенок:
“Мяу!” Ты сейчас сказал?
Ты поспать Щенку не дал?
Петушок:
Я кричу: Ку-ка-ре-ку!
По-другому не могу. (Уходит).
Вед:
Загрустил совсем Щеночек
Поскорей узнать он хочет.
Кто же “мяу!” говорит,
И подальше прочь бежит.
(Щенок через окно выпрыгивает во двор. За его спиной выглядывает Кошка, мяукает, и прячется. Раздается “Мяу”)
Щенок:
“Мяу!” кто сейчас сказал?
Кто поспать Щенку не дал?
Лягушка:
Я зелененькое брюшко,
Пучеглазая Лягушка.
Всем кто спросит без труда,
Отвечаю: Ква-ква-ква! (убегает).
Ведущий:
Вдруг опять он слышит “Мяу!”……
Видит он цветок в саду,
Подошел Щенок к цветку,
Нос свой сунул, отбежал.
Щенок:
“Мяу!” кто сейчас сказал?
Пчела:
Ж-Ж-Ж. Повеж-жлевее пес,
Береги свой бедный нос.
Ж-ж-ж, не будешь зря соваться
Знай, на пчел нельзя бросаться. (Жалит щенка в нос).
(Щенок закрывает свой нос и обегает вокруг домика).
Щенок:
Ай, как носик мой болит,
Ай-яй-яй, как он горит!
Я теперь несчастный самый,
Позову на помощь маму.
Мама знает все на свете,
И на мой вопрос ответит.
Мама! Мама!
Мама:
Что, сынок?
Щенок:
Я прилег поспать часок,
Кто-то громко мне сказал:
“Мяу!” - сразу убежал.
Мама:
Просмотри-ка на окошко,
Кто сидит там, видишь?
Щенок
Кошка.
Мама:
Кошка “мяу” говорит,
А еще она урчит.
Кошка:
Мур-мур, мяу.
(Кошка подходит к Щенку)
Щенок:
Подсказала моя мама
Это Ты сказала “Мяу!”.
Кошка:
А сегодня мы вдвоем
Вместе песенку споем. (Поют песню)
Ведущий:
Мамы деткам помогают,
Мамы их оберегают,
Учат мамы всех детей
И больших и малышей.
Зверюшки поют песню про маму.
Дети кланяются. Занавес закрывается.