Факультативное занятие по курсу "Истоки" во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема. Что в имени тебе моём.

Цель:

  1. Расширить представления детей о происхождении имён русского и саамского народа.
  2. Активизировать познавательную деятельность, развивать наблюдательность при чтении текста саамских сказок.
  3. Пробудить интерес к прошлому нашей Родины, воспитывать радость от процесса общения в группах, развивать умение высказывать своё мнение.

Оборудование:

  • запись мелодии русской народной песни, балалайка, русские костюмы, домик, плетень, пенёк,
  • картинка с изображением мальчика, тексты сказок из книги Н. Большаковой “Подарок Чайки”,
  • Русский север, 1994 г., “Словарь русского языка” С. Ожегова.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.

Ход занятия

I. Введение в тему.

Ребята, сегодня мы проводим занятие на тему “Что в имени тебе моём”. Вы, конечно, знаете свою фамилию, имя, отчество. На прошлом занятии вы узнали, что фамилия указывает на род, отчество на отца, а имя принадлежит тебе.

Вот перед вами мальчик (рисунок). Можете ли вы сказать, как его зовут? (ответы детей)

- А почему не можете сказать?

- Есть чёрные, белые, рыжие люди, правильно? И у всех есть имена, не бывает людей безымянных.

- А зачем человеку имя? (свободное высказывание детей).

II. Мотивация, целеполагание.

Я открою вам один секрет. Если хотите быть грамотными, надо знать историю Родины, надо знать традиции cвоего народа, его истоки. А можете ли вы сказать, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

Итак, сегодня мы узнаем:

  1. Что такое имя.
  2. Откуда к нам пришли имена?
  3. Какие имена были в прошлом?
  4. Как выбирают имя ребёнку.
  5. Как надо относиться к своему имени.

Сейчас мы окажемся в русской деревне прошлого века. Послушайте, какие имена были в старину.

III. Инсценирование фольклорных дразнилок.

(под музыку заходят дети)

Что за славный денёк,
На бугре солнцепёк,
Собирайся, народ, у ворот!

Заиграй-ка, балалайка!
Заиграй-ка, звончата!

Дома ль, Марья? Дома ль, Дарья!
Дома ль, Ольга и Наталья?

Мы туточки!
Что вы, девицы, сидите,
Скорей на улицу идите!

Дуня, пышка, на улицу вышла,
На кочку села, комарика съела.

С речки Фёкла идёт,
Вёдра полные несёт.

А навстречу ей Демьян,
Словно яблочко румян.

Ваня-Ваня, простота,
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперёд
И поехал в огород!

Проснулась Ульяна, не поздно, ни рано,
До обеда проспала,
Встала, наелась, поклонилась,
Да опять повалилась!

Федот-криворот упал в огород,
Упал в кадушку – раздовил лягушку!

К нам идут два брата
И оба с Арбата, Фома и Ерёма.
Здрасьте! А вот и мы оба, Фома и Ерёма!
Разговоры услыхали, к вам прибежали.

(выходит дед)

Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадку,
Кто смышлёней погляжу!

ТЕБЕ ДАНО, А ЛЮДИ ПОЛЬЗУЮТСЯ

(дети отгадывают)

Учитель: Правильно, это имя. Какие имена вы услышали в сценке?

IV. Усвоение новых знаний.

Что же такое имя?

(свободное высказывание детей)

Откройте словарь русского языка Ожегова и прочитайте, что такое имя.

(Имя - личное название человека, даваемое при рождении)

1. Работа в парах.

У вас на парте лежат карточки со словами. Я предлагаю вам поработать в паре и подумать над вопросом: “Можно ли эти слова использовать как имя?”

Волк Мал Храбр Первый
Лось Бел Горд Второй
Щука Косой Молчан Старшой

(обмен мнениями )

Учитель:

- Одни из вас считают, что можно, другие – нет. Кто прав? На что похожи эти имена? (ответы детей)

- Это действительно имена. Давным-давно наши предки не имели имён. Они носили имена-клички. Имена-клички давались по внешности, по характеру, по месту в семье.

- Какое из этих имён вы бы дали теперь нашему мальчику?

2. Историческая справка.

Откуда же к нам пришли имена?

(рассказывает подготовленный ученик)

В 988 г. князь Владимир Красное Солнышко дал согласие на крещение Руси. Священники каждого осеняли крестом и сами давали новое имя. Новые имена были древнегреческого происхождения. Истинно русских имён у нас очень мало.

Учитель: Имя даётся человеку один раз и навсегда. Его не следует выдумывать или изобретать. Большинство имён существует тысячи лет. В каждом имени скрыт свой смысл. Расскажите, а что означает ваше имя, откуда оно пришло в Россию?

3. Рассказы детей о происхождении своего имени.

(дети по цепочке говорят о происхождении своего имени )

Дмитрий – древнегреческое, означает “благородный” и т. д.

Учитель: Вот, какие у наших детей прекрасные, благозвучные имена! В старые времена все имена хранились в древней книге “Жития святых”. В 1916 г. в этой книге было записано 863 мужских и 232 женских имени. А сколько имён знаете вы?

4. Игра “Ромашка”.

Возьмите в руки ромашку (из бумаги) и напишите: с одной стороны – имена мальчиков, с другой – имена девочек. Кто больше? Вспомните, как пишутся имена.

5. Новые имена в России.

Учитель:

Но вот наступил 1917 г., год социалистической революции. Бойцы революции получили право на выбор имени. Появились в России новые имена, которые отражали героическое время того периода. Снова поработайте в парах. Попробуйте объяснить происхождение этих имён.

Герб Октябрина Электрификация
Ноябрина Энергия Авангард
Баррикада Милиция Индустрия

- Что же обозначают эти имена?

Сегодня эти имена почти исчезли, и наверное, больше никогда не появятся. Они вошли в историю нашего государства?

V. Обобщение и систематизация.

А как сейчас выбирают имя младенцу? Вот родился ребёнок. Это важное событие в жизни семьи. Какое имя ему дать? Кто даст ему имя? Послушайте, какую историю описал в своём шутливом стихотворении Юрий Благов.

1. Сценка “Выбор имени”

Дед:

Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих строго:
Товий… Муций…. Свен…. Орест….

Зять:

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней –
Гелий…. Атом…. . Космодром….

Дочь:

Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин…. . Мельвин……. Сельвин…. . Джон….

Бабка:

Бабка с нехристями знаться
Не желает и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой…. Сысой… Кузьма… Фома…

Автор:

Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром!

- Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться?

- А можете ли вы рассказать, почему вам дали такое имя?

2. Рассказы детей о том, почему им дали это имя.

3. Саамские имена и их смысл.

Ребята, вы, конечно, знаете, что мы живём на Кольском полуострове, на той земле, где когда-то жили наши предки – Кольские саамы. А вам когда-нибудь хотелось узнать, какие имена были у наших предков Кольских саамов?

4. Работа в группах.

Сейчас наш класс превратится в исследователей. Имена саамов можно узнать по саамским сказкам, которые написала саамская писательница Надежда Большакова. Перед вами тексты саамских сказок. Ваша задача: прочитать сказку. Найдите в ней имена наших предков и впишите в карточку, что означает это имя. . Прошу вас подойти к исследованию серьёзно.

1 группа: сказка “Как самь оллмэ Куйву победили”

Пассьтлесь Чалльм –

2 группа: “Судьба, выпрошенная у Иммьлесьт – Бога”

Пеййв –

Манн -

3 группа: “Подарок чайки”

Церьха –

Кайе -

4 группа: “Кутькхемь – Бессердечный”

Цыза –

Кутькхемь -

5. Проверка работы.

Зачитайте свои ответы.

Молодцы! Из вас получились хорошие исследователи. Благодарю вас за работу!

На что же похожи имена саамов?

(на клички)

Вот такие имена имели наши северные предки. С какой гордостью наши предки носили свои имена!Какое имя вы хотели бы себе взять?

(ответы детей)

Когда вы вырастите взрослыми, вы можете поменять своё имя на другое. В Японии согласно традиции имя меняют трижды в жизни, чтобы лучше познать себя.

Как же нужно относиться к своему имени?

6. Итог занятия.

(ответы детей)

Имя не следует искажать, небрежно произносить. И уж совсем нехорошо давать человеческие имена животным. Имя свято, в нём живёт прошлое и настоящее. Береги его! Называйте друг друга только по именам.