Тема. Что в имени тебе моём.
Цель:
- Расширить представления детей о происхождении имён русского и саамского народа.
- Активизировать познавательную деятельность, развивать наблюдательность при чтении текста саамских сказок.
- Пробудить интерес к прошлому нашей Родины, воспитывать радость от процесса общения в группах, развивать умение высказывать своё мнение.
Оборудование:
- запись мелодии русской народной песни, балалайка, русские костюмы, домик, плетень, пенёк,
- картинка с изображением мальчика, тексты сказок из книги Н. Большаковой “Подарок Чайки”,
- Русский север, 1994 г., “Словарь русского языка” С. Ожегова.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, парная.
Ход занятия
I. Введение в тему.
Ребята, сегодня мы проводим занятие на тему “Что в имени тебе моём”. Вы, конечно, знаете свою фамилию, имя, отчество. На прошлом занятии вы узнали, что фамилия указывает на род, отчество на отца, а имя принадлежит тебе.
Вот перед вами мальчик (рисунок). Можете ли вы сказать, как его зовут? (ответы детей)
- А почему не можете сказать?
- Есть чёрные, белые, рыжие люди, правильно? И у всех есть имена, не бывает людей безымянных.
- А зачем человеку имя? (свободное высказывание детей).
II. Мотивация, целеполагание.
Я открою вам один секрет. Если хотите быть грамотными, надо знать историю Родины, надо знать традиции cвоего народа, его истоки. А можете ли вы сказать, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
Итак, сегодня мы узнаем:
- Что такое имя.
- Откуда к нам пришли имена?
- Какие имена были в прошлом?
- Как выбирают имя ребёнку.
- Как надо относиться к своему имени.
Сейчас мы окажемся в русской деревне прошлого века. Послушайте, какие имена были в старину.
III. Инсценирование фольклорных дразнилок.
(под музыку заходят дети)
Что за славный денёк,
На бугре солнцепёк,
Собирайся, народ, у ворот!
Заиграй-ка, балалайка!
Заиграй-ка, звончата!Дома ль, Марья? Дома ль, Дарья!
Дома ль, Ольга и Наталья?Мы туточки!
Что вы, девицы, сидите,
Скорей на улицу идите!Дуня, пышка, на улицу вышла,
На кочку села, комарика съела.
С речки Фёкла идёт,
Вёдра полные несёт.А навстречу ей Демьян,
Словно яблочко румян.Ваня-Ваня, простота,
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперёд
И поехал в огород!Проснулась Ульяна, не поздно, ни рано,
До обеда проспала,
Встала, наелась, поклонилась,
Да опять повалилась!
Федот-криворот упал в огород,
Упал в кадушку – раздовил лягушку!
К нам идут два брата
И оба с Арбата, Фома и Ерёма.
Здрасьте! А вот и мы оба, Фома и Ерёма!
Разговоры услыхали, к вам прибежали.
(выходит дед)
Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадку,
Кто смышлёней погляжу!
ТЕБЕ ДАНО, А ЛЮДИ ПОЛЬЗУЮТСЯ
(дети отгадывают)
Учитель: Правильно, это имя. Какие имена вы услышали в сценке?
IV. Усвоение новых знаний.
Что же такое имя?
(свободное высказывание детей)
Откройте словарь русского языка Ожегова и прочитайте, что такое имя.
(Имя - личное название человека, даваемое при рождении)
1. Работа в парах.
У вас на парте лежат карточки со словами. Я предлагаю вам поработать в паре и подумать над вопросом: “Можно ли эти слова использовать как имя?”
|
(обмен мнениями )
Учитель:
- Одни из вас считают, что можно, другие – нет. Кто прав? На что похожи эти имена? (ответы детей)
- Это действительно имена. Давным-давно наши предки не имели имён. Они носили имена-клички. Имена-клички давались по внешности, по характеру, по месту в семье.
- Какое из этих имён вы бы дали теперь нашему мальчику?
2. Историческая справка.
Откуда же к нам пришли имена?
(рассказывает подготовленный ученик)
В 988 г. князь Владимир Красное Солнышко дал согласие на крещение Руси. Священники каждого осеняли крестом и сами давали новое имя. Новые имена были древнегреческого происхождения. Истинно русских имён у нас очень мало.
Учитель: Имя даётся человеку один раз и навсегда. Его не следует выдумывать или изобретать. Большинство имён существует тысячи лет. В каждом имени скрыт свой смысл. Расскажите, а что означает ваше имя, откуда оно пришло в Россию?
3. Рассказы детей о происхождении своего имени.
(дети по цепочке говорят о происхождении своего имени )
Дмитрий – древнегреческое, означает “благородный” и т. д.
Учитель: Вот, какие у наших детей прекрасные, благозвучные имена! В старые времена все имена хранились в древней книге “Жития святых”. В 1916 г. в этой книге было записано 863 мужских и 232 женских имени. А сколько имён знаете вы?
4. Игра “Ромашка”.
Возьмите в руки ромашку (из бумаги) и напишите: с одной стороны – имена мальчиков, с другой – имена девочек. Кто больше? Вспомните, как пишутся имена.
5. Новые имена в России.
Учитель:
Но вот наступил 1917 г., год социалистической революции. Бойцы революции получили право на выбор имени. Появились в России новые имена, которые отражали героическое время того периода. Снова поработайте в парах. Попробуйте объяснить происхождение этих имён.
|
- Что же обозначают эти имена?
Сегодня эти имена почти исчезли, и наверное, больше никогда не появятся. Они вошли в историю нашего государства?
V. Обобщение и систематизация.
А как сейчас выбирают имя младенцу? Вот родился ребёнок. Это важное событие в жизни семьи. Какое имя ему дать? Кто даст ему имя? Послушайте, какую историю описал в своём шутливом стихотворении Юрий Благов.
1. Сценка “Выбор имени”
Дед:
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих строго:
Товий… Муций…. Свен…. Орест….
Зять:
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Назовём посовременней –
Гелий…. Атом…. . Космодром….
Дочь:
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин…. . Мельвин……. Сельвин…. . Джон….
Бабка:
Бабка с нехристями знаться
Не желает и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой…. Сысой… Кузьма… Фома…
Автор:
Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром!
- Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться?
- А можете ли вы рассказать, почему вам дали такое имя?
2. Рассказы детей о том, почему им дали это имя.
3. Саамские имена и их смысл.
Ребята, вы, конечно, знаете, что мы живём на Кольском полуострове, на той земле, где когда-то жили наши предки – Кольские саамы. А вам когда-нибудь хотелось узнать, какие имена были у наших предков Кольских саамов?
4. Работа в группах.
Сейчас наш класс превратится в исследователей. Имена саамов можно узнать по саамским сказкам, которые написала саамская писательница Надежда Большакова. Перед вами тексты саамских сказок. Ваша задача: прочитать сказку. Найдите в ней имена наших предков и впишите в карточку, что означает это имя. . Прошу вас подойти к исследованию серьёзно.
1 группа: сказка “Как самь оллмэ Куйву победили”
Пассьтлесь Чалльм –
2 группа: “Судьба, выпрошенная у Иммьлесьт – Бога”
Пеййв – Манн -
3 группа: “Подарок чайки”
Церьха – Кайе -
4 группа: “Кутькхемь – Бессердечный”
Цыза – Кутькхемь -
5. Проверка работы.
Зачитайте свои ответы.
Молодцы! Из вас получились хорошие исследователи. Благодарю вас за работу!
На что же похожи имена саамов?
(на клички)
Вот такие имена имели наши северные предки. С какой гордостью наши предки носили свои имена!Какое имя вы хотели бы себе взять?
(ответы детей)
Когда вы вырастите взрослыми, вы можете поменять своё имя на другое. В Японии согласно традиции имя меняют трижды в жизни, чтобы лучше познать себя.
Как же нужно относиться к своему имени?
6. Итог занятия.
(ответы детей)
Имя не следует искажать, небрежно произносить. И уж совсем нехорошо давать человеческие имена животным. Имя свято, в нём живёт прошлое и настоящее. Береги его! Называйте друг друга только по именам.