Цели:
- Дополнить и систематизировать знания и умения по раскрою изделия.
- Способствовать формированию познавательного интереса к профессии закройщик легкого платья.
- Воспитывать навыки культуры труда: точности, аккуратности, сообразительности в работе, экономии по отношению к используемому материалу и умения планировать свою деятельность.
Наглядные пособия: детали выкройки, схемы расположения деталей выкройки, таблица “Раскрой”.
Оборудование и материалы: сантиметровая лента, ножницы, портновские булавки, швейный мел, рабочая коробка, детали выкройки и ткань.
На классной доске:
Слова и термины: настил в сгиб, настил в разворот, выпад.
Таблица заполнения результатов:
№ учащихся | Домашнее задание | Т. Б.при работе | Подготовка ткани и раскладка | Раскрой юбки | Общее кол-во баллов | |
Вопрос | Ответ | |||||
Ход урока
Организационный момент:
- Подготовка рабочих мест
- Сообщение темы и целей урока
- Введение в атмосферу общения
Учащиеся будут работать в ателье “Школьница” в роле закройщика, где они покажут свои знания и умения, которые приобрели в пятом классе и дополнить новыми по теме “Раскрой юбки”. И уже в конце занятия получить квалификацию “Закройщик легкой одежды”. Учащиеся на практике смогут познакомиться с профессией закройщик легкой одежды.
Для этого на каждом этапе урока будем вносить результаты работы в таблицу.
1 этап - Проверка домашнего задания
2 этап - Подготовка ткани и раскладка деталей выкройки
3 этап - Раскрой
4 этап - Соблюдение правил Т.Б.
5 этап - Подведение итогов.
Проверка домашнего задания.
Для проведения урока было задано ученицам, составить карточки-задания вопросы которых, по их мнению, будут помогать в изучении данной темы.
Проверка проводится в форме взаимоопроса. Ученицы проговаривают вопрос вслух, отвечающий тоже. Отвечать на вопросы учащиеся начинают по желанию. Результаты заносим в таблицу.
Основная часть.
Анализируя ответы учащихся, выделяем три основных этапа работы при раскрое:
1. Подготовка ткани к раскрою.
- Декатировать ткань с целью предотвращения последующей усадки.
- Определить направление на ткани долевой нити, лицевую и изнаночную сторону, направление рисунка. Проверить дефекты.
- Проутюжить ткань
- Перегнуть ткань по долевой нити посередине лицевой стороной внутрь, уравнивая рисунок, сколоть.
- Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.
2. Раскладка деталей выкройки на ткани.
- Разложить на ткани сначала крупные детали, начиная с переднего и заднего полотнища юбки, затем между ними располагают мелкие – пояс, кокетки, карманы.
- Выкройки на ткани с направленным рисунком должны располагаться в одном направлении.
- Направление нитей основы на выкройке должны совпадать с направлением на ткани.
- Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной.
- Обводка деталей по контору сплошной тонкой линией, а линия припусков на швы – пунктирная.
3. Раскрой юбки.
- Раскроить детали юбки по линиям припусков на швы. Предложены различные варианты раскладки выкроек на ткани.
Повторение правил безопасной работы с утюгом, булавками и ножницами.
Практическая работа “Раскрой юбки”
Выполняется самостоятельно по плану работы:
- Выяви дефекты ткани.
- Определи лицевую и изнаночную стороны ткани.
- Определи направление нити основы в ткани.
- Проутюжь ткань с изнаночной стороны по направлению нити основы.
- Сложи ткань для раскроя на рабочем столе.
- Разложи и приколи булавками выкройки деталей юбки к ткани.
- Обведи контуры лекал деталей юбки и наметь припуски на швы.
- Сделай контрольную проверку.
- Раскрои юбку.
Примерно после 5-6 этапа рекомендую прерваться для валеологического сопровождения урока “Гимнастика для глаз”.
За практическую работу выставляется три оценки в таблицу за Т.Б., подготовку ткани к раскрою и раскладку деталей, раскрой юбки. Для удобства оценки рекомендую применять жетоны разного уровня, которые раздаются во время работы. Учитель осуществляет текущий контроль. Учащиеся, которые завершают работу первыми, выступают в роле консультанта.
Вопросы на закрепление.
На доске написаны предложения, где нужно вставить недостающие слова.
Раскладывая выкройки на ткани, учитываем направление ……нити, ……., ворс.
Вначале раскладывают все ……. детали.
Контур выкройки обводят……… линией.
Припуски на швы обводят ……...линией.
Итог урока и оценка проделанной работы.
Подсчитывается общее количество баллов, набранных ученицами. Победителям вручаются дипломы с квалификацией “Закройщик легкого платья” и договор на дальнейшую работу в ателье “Школьница”.
Рекомендую отметить лучших участников в разных номинациях: “Лучший по Т.Б.”, “Лучший на заданный вопрос”, “Лучший знаток”.
Главное, чтобы все остались довольны проделанной работой и с желанием пришли на следующий урок, тема которого: “Подготовка деталей кроя к обработке”, где ученицы будут работать в швейном цехе в роле швеи легкого платья.
Урок завершен, всем творческих успехов!