Занятие по эстетическому воспитанию и изобразительной деятельности для детей старшей группы детского сада.
Программное содержание:
- обеспечить хороший контакт между детьми, между детьми и воспитателями; добиваться, чтобы дети получали удовольствие от того, что они близки, что их ценят; вызвать у детей положительные эмоции;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
- развивать способность вслушиваться в звуки природы, в мелодию и ритм музыкального произведения, определять его характер, двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки; развивать способность вживаться в образ;
- развивать мелкую моторику рук;
- пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас детей, формировать умение размышлять;
- продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей; развивать творческую инициативу;
- совершенствовать изобразительные навыки: рисование гуашью узора на основе круглой формы, пользование разными оттенками в работе; развивать чувство ритма, цвета композиции;
- воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать.
Материалы:
- декорации в морском стиле;
- макет “подводного дворцового зала”;
- игрушка Черепаха, управляемая рукой педагога;
- стилизованный шкаф для нарядов Черепахи; образцы узоров на круглой основе;
- картина с изображением моря;
- фонограмма со звуками природы и музыкальными фрагментами;
- черепашки, вылепленные из соленого теста (по количеству детей);
- браслетики, сшитые из присборенных лент;
- большая кисточка, кисти для индивидуальной работы, гуашь, банки для воды, салфетки.
Предварительная работа:
- ознакомление с комплексом пальчиковой гимнастики;
- занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему “Обитатели моря”, рассматривание иллюстраций на эту тему;
- рисование различных узоров на основе круглой формы;
- слушание музыкальных фрагментов разного характера.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Помните, наши вежливые пальчики тоже умеют здороваться друг с другом: Здравствуй, брат!
Здравствуй, брат!
Я, братишка, тоже рад!
Привет!
(Одноименные пальчики в ритм приговорки постукивают друг друга)
- А ещё наш кулачок умеет превращаться в яркое солнышко:
Солнышко, поскорей
Всех ребяток обогрей!
Этот лучик золотой,
Этот тоже не простой,
Этот теплый,
Этот светлый,
Этот самый маленький.(Пальчики разжимаются и сжимаются в кулачок)
(Показать большой пальчик)
(Указательный)
(Средний)
(Безымянный)
(Мизинчик)
Ребята, вместе со мной к вам в гости пришла моя подружка Кисточка.
Она сегодня нарядилась в красивое платьице. Она очень рада встрече с вами, улыбается вам. Она добрая, мягкая! Живёт она в красивом домике. Вы уже знакомы с ее любимой игрой “Что бывает красивое?”
Дети называют предметы и явления, которые считают красивыми, кисточка гладит их в ответ по ладошке.
Кисточка:
Спасибо, дети! Я так рада, что вы умеете видеть вокруг себя красивое. А ещё я хочу вам напомнить, чтобы вы вежливо общались с моими маленькими помощницами кисточками, не обижали их.
Педагог:
Спасибо тебе, кисточка, за игру! Возвращайся в свой красивый домик. А мы ребята, конечно, помним: чтобы маленькие кисточки на нас не обижались, мы будем набирать краску вот так (показывает), чтобы кисточке глазки не щипало; будем купать её в воде вот так (показывает), ведь она очень любит купаться; будем сушить её о салфеточку вот так, чтобы ей больно не было.
Дети свободно садятся на ковёр.
Ребята, а умеете ли вы узнавать звуки? Давайте попробуем.
Звучит фонограмма. Дети угадывают шум дождя, звук грозы, пение птиц, шум моря.
Верно, это шум моря. Посмотрите, какое оно красивое!
Педагог показывает детям картину с изображением моря, включает фонограмму с шумом моря повторно.
- Ребята, а что вы можете сказать о море. Какое оно?
(красивое, шумящее, бескрайнее, прозрачное, синее, таинственное, волшебное, …)
- А ещё оно манящее. Оно манит нас к себе. Нам так и хочется побывать там. Давайте все вместе отправимся в море, но для этого нам нужно знать, кто живёт в море, и что в нём растёт.
- Ребята, кто живёт в море? (рыбы, дельфины, раки, крабы, кальмары, …)
- А что растёт в море? (морские растения)
- А ещё в море живут симпатичные медузы. Пусть это будут наши девочки.
Дети надевают на запястья браслеты, сшитые из розовой, присборенной на резиночке, капроновой ленты.
- И растут красивые морские водоросли. Они очень полезные, они помогают морским животным дышать.
Мальчики надевают браслеты, сшитые из атласных развевающихся ленточек.
- Я буду большая медуза. Вот какая.
Дети и воспитатель встают на носочки, поднимают руки вверх.
- А вы будете маленькие медузы и водоросли. Вот какие.
Дети приседают, касаются пола руками.
- Море волнуется раз,
- Море волнуется два,
- Море волнуется, волны шумят,
- Морские фигурки купаться хотят.
- Превращайтесь поскорее в маленькие медузы и полезные водоросли.
Слушайте морскую музыку и танцуйте вместе со мной так, как вам подсказывает музыка, как вам хочется.
Звучит музыка Сен-Санса “Аквариум”, дети двигаются в соответствии с музыкой, вживаясь в роль морских обитателей. Затем садятся на ковёр. Появляется Черепаха, которой руководит рука воспитателя.
Педагог: А ещё в море живёт Морская Черепаха.
Черепаха: Ох! Ох! Кто это расшумелся? Кто море разволновал?
Педагог: Это наши весёлые медузы и очень полезные водоросли играли, танцевали.
Черепаха: Зачем так шуметь? Разрешения бы спросили. Не до танцев нам теперь, не до игр.
Педагог: Что случилось, бабушка Черепаха?
Черепаха: Неприятная, скажу я вам, история. Пригласил морской царь Нептун всех Черепашек нашего моря к себе во дворец на праздник, на бал.
Дети вместе с педагогом подходят к макету подводного дворцового зала, рассматривают его.
Педагог: Но ведь бал – это же так интересно! И, наверное, очень весело!
Черепаха: Да, бал – это очень весело! Все приходят на бал в красивых нарядах, танцуют красивые танцы. Вот, бывало, когда я была молода, танцевала на балу красивый танец “Менуэт”
Педагог: Ребята, что за танец, менуэт?
Черепаха: Эх, молодёжь! И откуда вам знать… Это же старинный, очень красивый танец. Сейчас такой не танцуют. Послушайте, как он звучит.
Звучит менуэт (предпочтительно живая музыка).
Педагог: Дети, понравилась вам музыка? Красивая, правда? Как вы думаете, под неё надо танцевать быстро или неспеша, неторопливо?
Верно. Под эту музыку танцуют неторопливо, степенно, размеренно.
Давайте повторим: неторопливо, степенно, размеренно.
Черепаха: Ну а это какой танец, вы знаете?
Звучит вальс.
Черепаха: Это вальс. Ребята, а это музыка какая? (Подвижная, красивая, танцевальная). Под эту музыку так и хочется кружиться по залу в танце.
Педагог: Очень жаль, но мы теперь не обучены старинным танцам. Но их музыка нам понравилась, правда? Зато мы умеем играть. Давайте возьмёмся за руки.
Игра Морской ветерок”.
Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: “Морской ветерок уносит того, у кого красный цвет в одежде”. Дети, у которых это есть, перемещаются, занимают другое место в кругу, берутся за руки.
“Морской ветерок уносит того, у кого бантик на голове (красивые туфельки, пышная юбочка, красивая рубашка, пуговки …)”
Педагог: Игра помогла нам заметить, какие мы красивые, нарядные. Нам нравится быть красивыми? Почему?
Да, это радостно, это поднимает нам настроение.
Дети садятся на ковёр.
Педагог: Уважаемая Черепаха. Вы нам рассказали про бал. На балу так чудесно, почему же вам не весело?
Черепаха: Мне грустно оттого, что Черепашки не смогут пойти на бал морского царя. Все их нарядные платья унесло холодным подводным течением в далёкий океан.
Педагог показывает вылепленных из солёного теста черепашек, у которых не раскрашены панцири.
Педагог: Бедные, бедные Черепашки! Они так не смогут пойти на бал!
Черепаха: А подводный замок уже ждёт своих гостей.
Я могла бы предложить черепахам свои наряды, да в моём шкафу их совсем немного. Когда я надевала их на свой панцирь и отправлялась на бал, я была очень привлекательна.
Педагог: Ребята, а где у черепахи панцирь? Верно на спине. Он твёрдый, прочный. Он помогает черепашке спрятаться в случае опасности.
Дети, рассматривают бумажные силуэты в форме панциря, украшенные разными узорами, обсуждают узоры.
Педагог: Очень красивые наряды, правда, ребята? Давайте поможем Черепахе убрать их в шкаф. Я надеюсь, вы тоже аккуратно убираете свои наряды в шкаф. Дорогие мои маленькие медузы и полезные водоросли! Почему же Черепаха грустит? Ведь она может пойти на бал, у неё наряды есть. Почему ей грустно?
(Она переживает за своих друзей, ей их жаль, она им сочувствует).
А вы тоже хотите, чтобы Черепашки попали на праздник? Но ведь когда нам кого-то жаль, нужно не просто пожалеть, посочувствовать. Нужно непременно помочь.
Как же мы, маленькие художники, можем помочь Черепашкам?
Верно, мы можем взять кисти и краски и красиво украсить панцирь Черепашкам, чтобы он стал нарядным. Помните, какие красивые наряды показывала нам бабушка Черепаха. Давайте постараемся придумать и нарисовать для Черепашек новые красивые наряды, совсем не похожие друг на друга. Ведь каждый художник видит красоту по-своему. Вы готовы помочь Черепашкам? Тогда смелее за работу.
Дети проходят за столы, рисуют. Звучит спокойная красивая мелодия. Затем дети проходят на ковёр, садятся в круг, рассматривают работы, анализируют с помощью педагога.
Педагог: Танечка! Если бы ты была Черепахой, какой наряд бы выбрала. Почему?
И т.д.
Черепаха: Вот это красота! Какие мои друзья стали красивые, нарядные! Я очень рада за них. Пора им отправляться на бал! Давайте поможем им добраться до дворца.
Дети ставят Черепашек на морской макет.
Черепаха: Бал скоро начнётся! Дорогие мои маленькие медузы и полезные водоросли! Если бы мы с вами не встретились, мои друзья Черепашки так и не попали бы на бал, а ведь без праздников жить так грустно, правда?
У меня на душе теперь хорошо! Радостно! А вы знаете, какую песню поёт радостная Черепаха? “Я на солнышке лежу”. Ложитесь-ка, как я, на животик и давайте вместе споём мою любимую весёлую песенку.
Дети и Черепаха поют первый куплет песенки..
Черепаха: Спасибо вам за помощь, мои маленькие друзья! Вы сегодня потрудились не зря. Я хочу вас за это угостить сладкими морскими ракушками.
До свидания! Я устала и поплыву к себе домой. Я ведь Старая Черепаха. До свидания!
Педагог подводит итог занятия.