Цели урока
Обучающая:
- закрепление знаний о физических и химических свойствах металлов, нахождении их в природе, об основных областях применения;
- обобщение знаний по теме: металлы.
Развивающая:
- развитие понятийного мышления, таких операций, как анализ, сравнение, обобщение, систематизация;
- развитие таких качеств мышления, как объективность, лаконизм и ясность, активность.
Воспитывающая:
- воспитание умения работать в команде;
- формирование коммуникативности, стремление к пониманию, взаимодействию и солидарности.
Задачи урока
- актуализировать знания учащихся по теме: Металлы;
- организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата;
- содействовать формированию представления о причинно-следственных связей явлений, о познаваемости мира и эстетическому воспитанию учащихся;
- акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, математики, географии, литературы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Реактивы и оборудование: магниевая стружка, магниевая лента (бенгальские огни), соляная кислота, гидроксид натрия, спички, пробирки, пробиркодержатели, химические лотки, компьютер, кодоскоп, экран, иллюстрации по теме и CD диск с презентацией по теме.
Структура урока.
I. Организация начала урока.
II. Подготовка учащихся к активной учебно-педагогической деятельности на основном этапе урока.
III. Обобщение и систематизация знаний по теме.
IV. Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организация начала урока.
- Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски.
- Раскрытие общей цели урока.
II. Подготовка учащихся к активной учебно-педагогической деятельности на основном этапе урока.
- Постановка триединой дидактической цели урока; организация действий учащихся по ее принятию.
- Организовать коллективную работу учащихся (разбить класс на две команды)
III. Обобщение и систематизация знаний по теме.
- Команды должны придумать себе название и девиз.
- Выполнение заданий учителя.
Вопросы к состязанию.
1. Поиграйте в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь, состоящий из числа электронов на внешнем энергетическом уровне элементов главных подгрупп I-III групп.
2. Как изменяется радиус атома в ряду: Na – Mg – AL. Правильный ответ отметьте галочкой.
3. Какие физические свойства металлов вы знаете? На каком физическом свойстве основывается получение проволоки и получение фольги?
4. Покажите стрелками, какие соединения оксиды и гидроксиды будут образовывать металлы I – III групп.
Определите степени окисления элементов в соединениях.
I группа Al2О3 , Al(ОН)3
II группа Li2О, LiОН
III группа CaО, Ca(ОН)2
5. Определите характер соединений. Примечание: в результате решения у вас должно получиться трехзначное число.
амфотерный | кислотный | основной | |
K2O, KOH |
1 | 3 | 5 |
Al2O3, Al(OH)3 |
9 | 7 | 6 |
MgO, Mg(OH)2 |
2 | 4 | 8 |
6. С какими из перечисленных веществ будет реагировать магний: соляная кислота, кислород, гидроксид натрия. Свои ответы подтвердите экспериментально. Запишите уравнения реакций в молекулярном виде.
7. Рассмотрите реакции, записанные в задании 6, в свете теории ОВР.
8. Рассмотрите реакции, записанные в задании 6, в свете теории ТЭД.
9. Всем известно, что в дождевой воде мыло хорошо пениться, а в речной – плохо. Объясните это явление. Какие виды жесткости воды вам известны? Назовите способы ее устранения.
IV. Подведение итогов урока.
Выставление отметок за урок.
Запись домашнего задания в дневниках.