Урок в 8-м классе по теме: "Важнейшие представители солей"

Разделы: Химия


Цель: Познакомить обучающихся с важнейшими представителями класса солей: хлоридом натрия NaCl, карбонатом кальция CaCO3 , фосфатом кальция Ca3(PO4)2.

Задачи:

  • Образовательная – дать дополнительные сведения о важнейших представителях солей, показать практическое применение солей в жизни.
  • Развивающая – работа над развитием речевых навыков; развитие умения работы с дополнительной литературой, географическими картами.
  • Воспитательная – расширение кругозора обучающихся.

Оборудование:

  1. Образцы промышленных упаковок различных видов поваренной соли (каменная, йодированная, “Экстра” и т. д.);
  2. Различные виды солонок;
  3. Каравай хлеба;
  4. Возможные разновидности кальцита (мел, мрамор, известняк);
  5. Иллюстрации, плакаты; при наличии мультимедиапроектора (слайдовая презентация):
    • “И это все про соль”
    • “Содержание соли в пищевых продуктах”
    • “Знаете ли вы?”, “И это все про соль”
    • “Животные кораллового биоценоза”
    • “Океанская вода – жидкая руда”
    • Мавзолей “Тадж-Махал”
    • “Хохлома”
  6. Известняк - раковины моллюсков, скорлупа яиц, ракушечник, кораллы
  7. Образцы фосфоритов и апатитов; образцы костей.
  8. Географические карты России, Мира.
  9. Наборы открыток “Животные кораллового биоценоза”.

Тип урока: урок-путешествие.

Методы и приемы:

  • Словесные (рассказ учителя, беседа, выступления учащихся).
  • Наглядные (демонстрации коллекций минералов, ракушек, раковин, кораллов; наборов солонок; наборов различных видов поваренной соли; просмотр слайдов; работа по карте).
  • Проблемно-поисковый.

“Спрашивайте и отвечайте – это девиз познания и учения”.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Сегодня урок пройдет в виде теоретического похода-путешествия, из которого вам необходимо вынести как можно больше информации. На вашем пути встретятся различные минералы и горные породы, чудеса света, моря и океаны. Путешествовать будем по следующим маршрутам:

  • Станция “Соленая”
  • Станция “Мраморная”
  • Станция “Фосфатная”

где мы поговорим о значении трех важных для жизни солях: хлориде натрия NaCl, карбонате кальция CaCO3 , фосфате кальция Ca3(PO4)2.

Станция “Соленая”

На раздаточных лотках на каждой парте лежат образцы промышленных упаковок различных видов поваренной соли: каменная, йодированная, “Экстра” и т. д.; различные виды солонок.

Слово учителя.

NaCl – хлорид натрия, поваренная соль.

Вопросы классу.

  • Вспомните тип химической связи, характерный для данного вещества, записать схему образования хлорида натрия.
  • Какова растворимость данного соединения, существует ли это соединение в природе в свободном (чистом) виде?
  • Что известно о поваренной соли из других источников? (дети рассказывают все, что знают из курса биологии).
  • Почему живым организмам необходимо постоянно искать и пополнять свой организм солями Na+? (проблемный?).

Рассказ учителя.

Хлорид натрия – это единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Когда животные организмы вышли из моря на сушу, они сменили богатую NaCl среду, в которой жили, на бедную этой солью среду – на сушу. В морской воде, богатой ионами металлов [слайд № 4 приложение1], на 100 частей ионов натрия Na+ приходится только две части ионов калия К+. Такое соотношение наблюдается и в крови животных. Очевидно, поэтому американский ученый Леб писал “Сама собой напрашивается мысль, что до сих пор, как наследство отдаленных веков, в виде нашей кровяной жидкости мы носим в себе морскую воду….”.

В почве и в растениях соотношение Na+ и К+ обратное:

в пшенице – в 12 раз в рисе – в 25 раз
в картофеле – в 40 раз в яблоках - в 100 раз
в бобах – в 110 раз больше К+, чем Na+.  

При таком соотношении животное, конечно же, не может получить необходимое количество Na+ и Cl- и вынуждено их искать или в крови другого животного, как это делают хищники, или добывать их в чистом виде, как делают травоядные и всеядные, а также человек.

У травоядных потребность в NaCl очень велика. Лошадь, корова, козы, овцы с удовольствием едят соленый корм. Дикие животные пьют воду соленых источников и едят солончаковые травы. На пастбища люди кладут каменную соль, которую животные с удовольствием лижут.

ОКЕАНСКАЯ ВОДА - “ЖИДКАЯ РУДА”

В 1 км3 океанской воды растворено более 35 млн т твердых солей. Объем мирового океана – 1,4 млрд м3.

В этом объеме растворено:

  • 5х109т – меди
  • 5х109т – никеля
  • 5х109т – урана
  • 6х108т – серебра
  • 8х106 т – золота

Мировые “сухопутные” запасы этих металлов составляют:

  • 5х108т – меди
  • 106т – урана
  • 108т – никеля
  • 1,3х105т – серебра
  • 3,5х104 т – золота

Всего в морях и океанах растворено 50000000 млрд/т солей, больше всего хлорида натрия. Если выпарить океанскую воду, то этой солью можно покрыть всю землю слоем 45 м, а только сушу – 153 м, т.е. “ковром” с 50-этажный дом.

В тех странах, где соли очень мало, (карта мира) люди прибегали к разным способам утолить свою потребность в соли. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду, в Новой Зеландии пищу запивали морской водой, на островах Самоа, Таити, население ело сырую рыбу, обмакивая ее в соленую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В центральной Африке во многих местах население ело золу солончаковых и береговых растений, а в Северной Америке прибрежные индийские племена высушивали и прессовали специальный вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. Китайцы научились выпаривать соль из морской воды 4 тысячи лет назад, и до сих пор так добывают примерно треть соли.

Все пищевые продукты содержат в себе некоторое количество соли NaCl. [слайд №5 приложение1]

ЗАДАЧА. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, сколько человек съедает в год? За 70 лет? Сколько пудов? (в пуде 16 кг).

(Ученик решает у доски). Ответ: за 70 лет -500 кг. Примерно 31,5 пуда.

Учитель.

В чем заключается русское радушие и гостеприимство?

“ХЛЕБ ДА СОЛЬ” Вот одно из пожеланий, которым русские люди с давних пор обменивались друг с другом во время приема пищи, подчеркивая равноценное с хлебом значение соли. [слайд №6 приложение1]

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА. (Географические карты России, мира).

В названиях многих городов и поселков разных стран присутствует название СОЛЬ:

  • Соликамск, Соль- Илецк, Усолье
  • Усолье – Сибирское
  • Солт – Лейк – Сити
  • Солтвиль, Зальцбург
  • Марсель (морская соль).

Соль образует мощные отложения. В Соль – Илецке, например, толщина пласта соли превышает 1,5 км. Соли, находящейся в озере Баскунчак в Астраханской области, хватит на 400 лет. Огромное количество соли содержится в морях и океанах. Солью, извлеченной из мирового океана, можно засыпать всю сушу земного шара слоем в 130 метров. (Пакеты с солью показ детям, [слайд №4 приложение1])

Хлорид натрия является исходным веществом для получения металлического натрия и гидроксида натрия, соляной кислоты и хлора. В быту без соли невозможно сохранить продукты впрок это: консервирование, засолка, маринование, квашение.

Без соли невозможна жизнь на земле, невозможна жизнь растений, животных, человека, т.к. она обеспечивает важнейшие физиологические процессы: в крови соль создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обусловливает способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоту, без которой невозможно переваривание и усвоение пищи. [слайд №5 приложение1]

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА. О соли много говорится в пословицах, поговорках, загадках.

ЗАГАДКИ.

И бело, и черно,
И кисло, и пресно,
И вкусно, и солоно,
И всем людям мило. /пища/

В воде родится, а воды боится. /соль/

В воде родилась, в огне крестилась, на воду пала и пропала. /соль/

Меня одну не едят, а без меня мало едят. /соль/

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

[слайд №7 приложение1] (можно, чтобы учащиеся поочередно зачитали эти поговорки)

Станция “Мраморная”

(на раздаточных лотках на каждой парте лежат образцы кальцита, скорлупа яиц, мел, мрамор, известняк, ракушечник, кораллы, раковины моллюсков.) [слайд №12 приложение1]

УЧИТЕЛЬ. CaCO3 - кальцит, карбонат кальция входит в состав многих минералов, которые покрывают на земле 30 млн км2.

УЧЕНИК.

На земле живут три брата
Из семейства карбонатов.
Старший брат – красавец мрамор,
Славен именем Карара,
Превосходный зодчий он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен известняк,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Возводя за домом дом.
И способен и умел
Младший мягкий братец мел
Как рисует, посмотри,
Это CaCO3!

УЧИТЕЛЬ (при объяснении использовать коллекции минералов)

Самый важный из этих минералов – известняк. Ракушечники, известняки органического происхождения, например, в Новороссийске, знаменитые Одесские катакомбы – это бывшие каменоломни, где добывали ракушечник. Из известняка сложены главным образом западные склоны Урала. Он идет на производство цемента, карбида кальция, соды, всех видов извести, в металлургии. Известняк – это основа строительной индустрии, из него делают многие строительные материалы.

Мел это не только зубной порошок и школьный мел. Это и ценная добавка при производстве бумаги (мелованная – высшего качества) и резины; в строительстве и ремонте зданий – в качестве побелки.

Мрамор – плотная кристаллическая порода. Есть цветной – белый, но чаще всего различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый белый мрамор встречается редко и в основном идет на работу скульпторам (статуи Микеланджело, Родена). [слайд №9, 10, 11 приложение1] В строительстве цветной мрамор используют как облицовочный материал (Московское метро) или даже в качестве основного строительного материала дворцов (Тадж-Махал)

Сообщение ученика. [Приложение №2.1]

МАВЗОЛЕЙ “Тадж-Махал”

Шах – Джахан из династии Великих Моголов держал в страхе и повиновении едва ли не всю Азию. В 1629 году умерла Мумзат-Махал, любимая жена Шах-Джахана в 39 лет во время родов в походе (это был их 14 ребенок, причем все были мальчики). Она была необыкновенно красива, светла, умна, император во всем ее слушался. Перед смертью она просила мужа построить гробницу, заботится о детях, не жениться. Опечаленный царь посланцев своих отправил во все большие города, столицы соседних государств – в Бухару, Самарканд, Багдад, Дамаск, чтобы разыскать и пригласить лучших мастеров – в память о жене царь решил возвести лучшее в мире здание. Одновременно гонцы отправили в Агру (Индия) планы всех лучших сооружений Азии и лучшие строительные материалы. Везли даже из России и Урала малахит. Главные каменщики приехали из Дели и Кандагара; архитекторы – из Стамбула, Самарканда; декораторы – из Бухары; садоводы – из Бенгалии; художники – из Дамаска и Багдада, а руководил всем известный мастер Устад-Иса.

Совместными усилиями за 25 лет было построено меломраморное сооружение в окружении зеленых садов, голубых фонтанов и мечети из красного песчаника. 20000 рабов возводили это чудо 75 м (с25-этажный дом). Неподалеку хотел построить второй мавзолей из черного мрамора для себя, но не успел. Его сверг с престола родной сын (2-ой, причем он же убил и всех своих братьев).

Последние годы жизни правитель и повелитель Агры провел, смотря из узкого окошка своей темницы. 7 лет так отец любовался своим творением. Когда отец ослеп, сын сделал ему систему зеркал, чтобы отец мог любоваться мавзолеем. Похоронен он был в Тадж-Махале, рядом со своей Мумтаз.

Входящие в мавзолей видят кенотафы - ложные гробницы. Места вечного упокоения великого хана и его жены находятся внизу, в подвале.

Там все инкрустировано драгоценными камнями, которые светятся, будто живые, а ветви сказочных деревьев, переплетаясь с цветами, причудливыми узорами украшают стены гробницы. Обработанные лучшими резчиками бирюзово-голубые лазуриты, зелено-черные нефриты и красные аметисты воспевают любовь Шах-Джахала и Мумзат-Махал.

Ежедневно в Агру спешат туристы, желающие увидеть истинное чудо света – мавзолей Тадж-Махал, будто парящий над землей. [слайд №11 приложение1]

CaCO3 – это строительный материал наружного скелета моллюсков, кораллов, ракушек и др., скорлупы яиц. (иллюстрации или [слайд №15 приложение1]: “Животные кораллового биоценоза” и показ коллекции морских кораллов, губок, ракушечника).

Станция “Фосфатная”

На раздаточных лотках на каждой парте лежат образцы мелких костей, минералы фосфоритов и апатитов, фосфорные удобрения

Фосфат кальция – Ca3(PO4)2 главный конструкционный материал внутреннего скелета человека всех позвоночных, наших костей, зубов, рога, копыта животных. [слайд №13 приложение1] Он входит в состав фосфоритов, апатитов (демонстрация коллекции минералов). Вот так описывает апатиты А.Е. Ферсман: “Апатит - это фосфорнокислый кальций, но внешний вид его такой разнообразный и странный, что недаром старые минерологи назвали его апатитом, что означает – “обманщик”; то это прозрачные кристаллы, до мелочей напоминающие берилл или даже кварц; то это радиально – лучистые шары, то порода зернистая и блестящая, как крупнозернистый мрамор”.

Из фосфоритов и апатитов получают фосфорные минеральные удобрения, без которых невозможно получить высокий урожай. Залежи апатитов и фосфоритов находятся на Хибинах (карта России).

Заключение

Учитель. В заключении напоминаю вам, что все путешественники после своих экспедиций берут в руки дневники, вспоминая свои впечатления, пишут увлекательные повести и рассказы. Вот и я в качестве домашнего задания предлагаю составить кроссворд о веществах, которые встретились нам во время путешествия.

[Приложение №2.2] (вывешивается на стенде в кабинете “Сегодня на уроке”

(“И это все про соль”).