Цель: Познакомить обучающихся с важнейшими представителями класса солей: хлоридом натрия NaCl, карбонатом кальция CaCO3 , фосфатом кальция Ca3(PO4)2.
Задачи:
- Образовательная – дать дополнительные сведения о важнейших представителях солей, показать практическое применение солей в жизни.
- Развивающая – работа над развитием речевых навыков; развитие умения работы с дополнительной литературой, географическими картами.
- Воспитательная – расширение кругозора обучающихся.
Оборудование:
- Образцы промышленных упаковок различных видов поваренной соли (каменная, йодированная, “Экстра” и т. д.);
- Различные виды солонок;
- Каравай хлеба;
- Возможные разновидности кальцита (мел, мрамор, известняк);
- Иллюстрации, плакаты; при наличии мультимедиапроектора (слайдовая презентация):
- “И это все про соль”
- “Содержание соли в пищевых продуктах”
- “Знаете ли вы?”, “И это все про соль”
- “Животные кораллового биоценоза”
- “Океанская вода – жидкая руда”
- Мавзолей “Тадж-Махал”
- “Хохлома”
- Известняк - раковины моллюсков, скорлупа яиц, ракушечник, кораллы
- Образцы фосфоритов и апатитов; образцы костей.
- Географические карты России, Мира.
- Наборы открыток “Животные кораллового биоценоза”.
Тип урока: урок-путешествие.
Методы и приемы:
- Словесные (рассказ учителя, беседа, выступления учащихся).
- Наглядные (демонстрации коллекций минералов, ракушек, раковин, кораллов; наборов солонок; наборов различных видов поваренной соли; просмотр слайдов; работа по карте).
- Проблемно-поисковый.
“Спрашивайте и отвечайте – это девиз познания и учения”.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Сегодня урок пройдет в виде теоретического похода-путешествия, из которого вам необходимо вынести как можно больше информации. На вашем пути встретятся различные минералы и горные породы, чудеса света, моря и океаны. Путешествовать будем по следующим маршрутам:
- Станция “Соленая”
- Станция “Мраморная”
- Станция “Фосфатная”
где мы поговорим о значении трех важных для жизни солях: хлориде натрия NaCl, карбонате кальция CaCO3 , фосфате кальция Ca3(PO4)2.
Станция “Соленая”
На раздаточных лотках на каждой парте лежат образцы промышленных упаковок различных видов поваренной соли: каменная, йодированная, “Экстра” и т. д.; различные виды солонок.
Слово учителя.
NaCl – хлорид натрия, поваренная соль.
Вопросы классу.
- Вспомните тип химической связи, характерный для данного вещества, записать схему образования хлорида натрия.
- Какова растворимость данного соединения, существует ли это соединение в природе в свободном (чистом) виде?
- Что известно о поваренной соли из других источников? (дети рассказывают все, что знают из курса биологии).
- Почему живым организмам необходимо постоянно искать и пополнять свой организм солями Na+? (проблемный?).
Рассказ учителя.
Хлорид натрия – это единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Когда животные организмы вышли из моря на сушу, они сменили богатую NaCl среду, в которой жили, на бедную этой солью среду – на сушу. В морской воде, богатой ионами металлов [слайд № 4 приложение1], на 100 частей ионов натрия Na+ приходится только две части ионов калия К+. Такое соотношение наблюдается и в крови животных. Очевидно, поэтому американский ученый Леб писал “Сама собой напрашивается мысль, что до сих пор, как наследство отдаленных веков, в виде нашей кровяной жидкости мы носим в себе морскую воду….”.
В почве и в растениях соотношение Na+ и К+ обратное:
в пшенице – в 12 раз | в рисе – в 25 раз |
в картофеле – в 40 раз | в яблоках - в 100 раз |
в бобах – в 110 раз больше К+, чем Na+. |
При таком соотношении животное, конечно же, не может получить необходимое количество Na+ и Cl- и вынуждено их искать или в крови другого животного, как это делают хищники, или добывать их в чистом виде, как делают травоядные и всеядные, а также человек.
У травоядных потребность в NaCl очень велика. Лошадь, корова, козы, овцы с удовольствием едят соленый корм. Дикие животные пьют воду соленых источников и едят солончаковые травы. На пастбища люди кладут каменную соль, которую животные с удовольствием лижут.
ОКЕАНСКАЯ ВОДА - “ЖИДКАЯ РУДА”
В 1 км3 океанской воды растворено более 35 млн т твердых солей. Объем мирового океана – 1,4 млрд м3.
В этом объеме растворено:
- 5х109т – меди
- 5х109т – никеля
- 5х109т – урана
- 6х108т – серебра
- 8х106 т – золота
Мировые “сухопутные” запасы этих металлов составляют:
- 5х108т – меди
- 106т – урана
- 108т – никеля
- 1,3х105т – серебра
- 3,5х104 т – золота
Всего в морях и океанах растворено 50000000 млрд/т солей, больше всего хлорида натрия. Если выпарить океанскую воду, то этой солью можно покрыть всю землю слоем 45 м, а только сушу – 153 м, т.е. “ковром” с 50-этажный дом.
В тех странах, где соли очень мало, (карта мира) люди прибегали к разным способам утолить свою потребность в соли. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду, в Новой Зеландии пищу запивали морской водой, на островах Самоа, Таити, население ело сырую рыбу, обмакивая ее в соленую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В центральной Африке во многих местах население ело золу солончаковых и береговых растений, а в Северной Америке прибрежные индийские племена высушивали и прессовали специальный вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. Китайцы научились выпаривать соль из морской воды 4 тысячи лет назад, и до сих пор так добывают примерно треть соли.
Все пищевые продукты содержат в себе некоторое количество соли NaCl. [слайд №5 приложение1]
ЗАДАЧА. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, сколько человек съедает в год? За 70 лет? Сколько пудов? (в пуде 16 кг).
(Ученик решает у доски). Ответ: за 70 лет -500 кг. Примерно 31,5 пуда.
Учитель.
В чем заключается русское радушие и гостеприимство?
“ХЛЕБ ДА СОЛЬ” Вот одно из пожеланий, которым русские люди с давних пор обменивались друг с другом во время приема пищи, подчеркивая равноценное с хлебом значение соли. [слайд №6 приложение1]
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА. (Географические карты России, мира).
В названиях многих городов и поселков разных стран присутствует название СОЛЬ:
- Соликамск, Соль- Илецк, Усолье
- Усолье – Сибирское
- Солт – Лейк – Сити
- Солтвиль, Зальцбург
- Марсель (морская соль).
Соль образует мощные отложения. В Соль – Илецке, например, толщина пласта соли превышает 1,5 км. Соли, находящейся в озере Баскунчак в Астраханской области, хватит на 400 лет. Огромное количество соли содержится в морях и океанах. Солью, извлеченной из мирового океана, можно засыпать всю сушу земного шара слоем в 130 метров. (Пакеты с солью показ детям, [слайд №4 приложение1])
Хлорид натрия является исходным веществом для получения металлического натрия и гидроксида натрия, соляной кислоты и хлора. В быту без соли невозможно сохранить продукты впрок это: консервирование, засолка, маринование, квашение.
Без соли невозможна жизнь на земле, невозможна жизнь растений, животных, человека, т.к. она обеспечивает важнейшие физиологические процессы: в крови соль создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обусловливает способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоту, без которой невозможно переваривание и усвоение пищи. [слайд №5 приложение1]
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА. О соли много говорится в пословицах, поговорках, загадках.
ЗАГАДКИ.
И бело, и черно,
И кисло, и пресно,
И вкусно, и солоно,
И всем людям мило. /пища/
В воде родится, а воды боится. /соль/
В воде родилась, в огне крестилась, на воду пала и пропала. /соль/
Меня одну не едят, а без меня мало едят. /соль/
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
[слайд №7 приложение1] (можно, чтобы учащиеся поочередно зачитали эти поговорки)
Станция “Мраморная”
(на раздаточных лотках на каждой парте лежат образцы кальцита, скорлупа яиц, мел, мрамор, известняк, ракушечник, кораллы, раковины моллюсков.) [слайд №12 приложение1]
УЧИТЕЛЬ. CaCO3 - кальцит, карбонат кальция входит в состав многих минералов, которые покрывают на земле 30 млн км2.
УЧЕНИК.
На земле живут три брата
Из семейства карбонатов.
Старший брат – красавец мрамор,
Славен именем Карара,
Превосходный зодчий он
Строил Рим и Парфенон.
Всем известен известняк,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Возводя за домом дом.
И способен и умел
Младший мягкий братец мел
Как рисует, посмотри,
Это CaCO3!
УЧИТЕЛЬ (при объяснении использовать коллекции минералов)
Самый важный из этих минералов – известняк. Ракушечники, известняки органического происхождения, например, в Новороссийске, знаменитые Одесские катакомбы – это бывшие каменоломни, где добывали ракушечник. Из известняка сложены главным образом западные склоны Урала. Он идет на производство цемента, карбида кальция, соды, всех видов извести, в металлургии. Известняк – это основа строительной индустрии, из него делают многие строительные материалы.
Мел это не только зубной порошок и школьный мел. Это и ценная добавка при производстве бумаги (мелованная – высшего качества) и резины; в строительстве и ремонте зданий – в качестве побелки.
Мрамор – плотная кристаллическая порода. Есть цветной – белый, но чаще всего различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый белый мрамор встречается редко и в основном идет на работу скульпторам (статуи Микеланджело, Родена). [слайд №9, 10, 11 приложение1] В строительстве цветной мрамор используют как облицовочный материал (Московское метро) или даже в качестве основного строительного материала дворцов (Тадж-Махал)
Сообщение ученика. [Приложение №2.1]
МАВЗОЛЕЙ “Тадж-Махал”
Шах – Джахан из династии Великих Моголов держал в страхе и повиновении едва ли не всю Азию. В 1629 году умерла Мумзат-Махал, любимая жена Шах-Джахана в 39 лет во время родов в походе (это был их 14 ребенок, причем все были мальчики). Она была необыкновенно красива, светла, умна, император во всем ее слушался. Перед смертью она просила мужа построить гробницу, заботится о детях, не жениться. Опечаленный царь посланцев своих отправил во все большие города, столицы соседних государств – в Бухару, Самарканд, Багдад, Дамаск, чтобы разыскать и пригласить лучших мастеров – в память о жене царь решил возвести лучшее в мире здание. Одновременно гонцы отправили в Агру (Индия) планы всех лучших сооружений Азии и лучшие строительные материалы. Везли даже из России и Урала малахит. Главные каменщики приехали из Дели и Кандагара; архитекторы – из Стамбула, Самарканда; декораторы – из Бухары; садоводы – из Бенгалии; художники – из Дамаска и Багдада, а руководил всем известный мастер Устад-Иса.Совместными усилиями за 25 лет было построено меломраморное сооружение в окружении зеленых садов, голубых фонтанов и мечети из красного песчаника. 20000 рабов возводили это чудо 75 м (с25-этажный дом). Неподалеку хотел построить второй мавзолей из черного мрамора для себя, но не успел. Его сверг с престола родной сын (2-ой, причем он же убил и всех своих братьев).
Последние годы жизни правитель и повелитель Агры провел, смотря из узкого окошка своей темницы. 7 лет так отец любовался своим творением. Когда отец ослеп, сын сделал ему систему зеркал, чтобы отец мог любоваться мавзолеем. Похоронен он был в Тадж-Махале, рядом со своей Мумтаз.
Входящие в мавзолей видят кенотафы - ложные гробницы. Места вечного упокоения великого хана и его жены находятся внизу, в подвале.
Там все инкрустировано драгоценными камнями, которые светятся, будто живые, а ветви сказочных деревьев, переплетаясь с цветами, причудливыми узорами украшают стены гробницы. Обработанные лучшими резчиками бирюзово-голубые лазуриты, зелено-черные нефриты и красные аметисты воспевают любовь Шах-Джахала и Мумзат-Махал.
Ежедневно в Агру спешат туристы, желающие увидеть истинное чудо света – мавзолей Тадж-Махал, будто парящий над землей. [слайд №11 приложение1]
CaCO3 – это строительный материал наружного скелета моллюсков, кораллов, ракушек и др., скорлупы яиц. (иллюстрации или [слайд №15 приложение1]: “Животные кораллового биоценоза” и показ коллекции морских кораллов, губок, ракушечника).
Станция “Фосфатная”
На раздаточных лотках на каждой парте лежат образцы мелких костей, минералы фосфоритов и апатитов, фосфорные удобрения
Фосфат кальция – Ca3(PO4)2 – главный конструкционный материал внутреннего скелета человека всех позвоночных, наших костей, зубов, рога, копыта животных. [слайд №13 приложение1] Он входит в состав фосфоритов, апатитов (демонстрация коллекции минералов). Вот так описывает апатиты А.Е. Ферсман: “Апатит - это фосфорнокислый кальций, но внешний вид его такой разнообразный и странный, что недаром старые минерологи назвали его апатитом, что означает – “обманщик”; то это прозрачные кристаллы, до мелочей напоминающие берилл или даже кварц; то это радиально – лучистые шары, то порода зернистая и блестящая, как крупнозернистый мрамор”.
Из фосфоритов и апатитов получают фосфорные минеральные удобрения, без которых невозможно получить высокий урожай. Залежи апатитов и фосфоритов находятся на Хибинах (карта России).
Заключение
Учитель. В заключении напоминаю вам, что все путешественники после своих экспедиций берут в руки дневники, вспоминая свои впечатления, пишут увлекательные повести и рассказы. Вот и я в качестве домашнего задания предлагаю составить кроссворд о веществах, которые встретились нам во время путешествия.
(вывешивается на стенде в кабинете “Сегодня на уроке”(“И это все про соль”).