Задачи урока:
- формирование специальных умений и навыков;
- решать задачу по профориентации;
- развивать воображение, память, внимание, чувство ритма;
- развивать умение управлять двигательными действиями, мелкой моторикой;
- развивать способности и дарования.
Оборудование: заготовки папье-маше, краски – кисти, палочки, салфетки, подставки; натюрморт по мотивам "Золотая хохлома", панно на стене (столе) "Золотая хохлома"; выставка предметов Хохломской росписи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа:
- Ребята, мы с вами уже знаем о истории создания посуды. Знаем, что сначала появилась … (глиняная) затем… (деревянная, стеклянная, металлическая, синтетическая) посуда.
- Ребята, а как вы думаете, что надо было знать мастеру для изготовления деревянной посуды? (Свойства пород дерева).
- Сначала посуду делали все, кто мог, затем стали делать те, у кого лучше получалось.
Вывод: По мере развития хозяйственной жизни человека изготовление посуды усложнялась, требовало все большего мастерства и со временем превратилось в профессию.
III. Выступления учащихся по теме.
- Сейчас ребята нам расскажут о создании деревянной посуды мастерами Хохломы.
Ученик: Токарь вытачивает на станке заготовки. У посуды, сделанной на станке, ровная и гладкая поверхность. Она нежно-розоватого цвета. Сияет чистотой фактуры свежего дерева липы или сосны. Изделия сушат, шлифуют.
2 ученик: Затем посуда попадает в руки грунтовщика. Он накладывает на заготовку грунт – вап – глину красновато-коричневого цвета.
Обмазанное вапом изделие похоже на глиняное, т. к. дерево под слоем грунта не видно.
3 ученик: Грунтованное изделие высушивают в печи и оно переходит в руки лудильщика. Изделие натирают алюминиевым порошком. Это называют лужением. Луженое изделие похоже на серебряное.
4 ученик: Наступает время работы мастера-художника, красильщика. По серебряному фону мастер кистью рисует орнамент.
5 ученик: Затем мастера-лачилы покрывают изделия лаком. Печники ставят полаченные изделия в электропечь и следят, чтобы лак закалился при t 160-180 ?С. Под пленкой закаленного лака все, что было серебряным, стало золотым.
Учитель: Да, не зря народ говорит: “Красна птица перьем, а человек уменьем!” Вот и мы с вами сегодня на уроке будем мастерами мастерами-художниками, мастерами-умельцами. У нас уже приготовлены заготовки (стаканчики, тарелочки).
Каждый из вас на предыдущих уроках думал над росписью своей заготовки, выполнил ряд эскизов орнаментов.
И теперь вы можете приступить к росписи, используя элементы хохломской росписи. (травку, цветок, кудрину, ягодки) – хохломские мотивы.
Учитель: (открывает натюрморт)
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?
Ребята, ваша задача состоит в том, чтобы выбрать орнамент, расписать заготовку как художники-травники, не забывая о том, что мы работаем в мастерской хохломской росписи (Обращает внимание на натюрморт по мотивам Хохломы), и что основные цвета Хохломы это?.. (красный, желтый, зеленый, черный)
IV. Итог беседы:
Мы будем расписывать изделия, не забывая, что орнамент Хохломы – это обязательное использование растительных элементов, их переплетение, размещение главного элемента в центре (ягодка, лист), оформление края изделия. Ограничение цветовой палитры.
V. Приступайте к работе (20-25 мин).
Выполнение задания.
Зрительный ряд: эскизы ранее выполненных растительных орнаментов в стиле Хохломы; хохломская посуда; репродукции орнаментов Хохломы.
По мере того как учащиеся заканчивают работу, они выходят и выставляют на полочках. Когда работы почти все выставлены, в класс входит гость (Петрушка). Петрушка удивляется тому, что видит. Говорит о том, зачем все это надо, когда можно пойти в магазин и купить готовую посуду.
Учитель: Да, конечно, можно купить, Петрушка! Но очень интересно сделать все самому. Ведь это посуда не обычная, и ребята сегодня - мастера Хохломской росписи.
Петрушка: Да, я тоже так смогу! У меня даже любимые цвета есть: оранжевый, фиолетовый.
Учащиеся: Что ты, Петрушка! Хохлома использует не все цвета, не все виды орнаментов. Ты приходи к нам на урок и увидишь и узнаешь много интересного.
VI. Обобщение:
Петрушка, ты лучше посмотри, какая посуда у нас на выставке! Что тебе особенно понравилось и почему?
VII. Анализ работ.
Оценка Петрушки:
- Аккуратность.
- Яркие цвета.
- Очень красивые листья, цветы.
- Ягодки.
- Завитки.
Учитель: А теперь, ребята, ваши такие яркие работы давайте подарим нашим гостям. (Приготовленные заранее).
Эти же работы, над которыми вы работали, должны просохнуть и мастера лачилы покроют их лаком.
А всем мастерам, исполнявшим работу, спасибо.