Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о металлах главных подгрупп, раскрыв диалектическую зависимость между положением элементов-металлов в периодической системе химических элементов, строением их атомов, строением простых веществ, образуемых элементами, свойствами и применением.
- Совершенствовать накопленные учащимися теоретические знания для осуществления дедуктивных умозаключений, решения упражнений и задач.
- Продолжать отработку умений и навыков в составлении уравнений, электронных балансов в окислительно-восстановительных реакциях, умений сопоставлять, анализировать и делать выводы.
Оборудование: на столах учащихся: чистые листочки для теста в начале урока;
- на столе консультантов (стол стоит в начале кабинета так, чтобы они видели весь класс, их 3 чел. - по 1 на каждый ряд) – тесты-задания и ключи к ним, у каждого консультанта план-схема посадки одного из рядов;
- на столе учителя – реактивы, посуда.
- на доске – таблица “Металлическая связь”
Ход урока
I. Организационный момент
1. Вступительное слово учителя.
Мы закончили изучение темы “Металлы главных подгрупп”. Сегодня у нас обобщение материала по всей теме. Как всегда мне помогают старшеклассники. Они будут фиксировать ваши ответы, проверять тесты. К концу урока каждый из вас получит оценку за тест и работу на уроке.
Вы должны показать знания о строении, свойствах и применении металлов, умения составлять уравнения, рассматривать окислительно-восстановительные процессы и т. д., навыки в пользовании периодической системой химических элементов.
Сразу, чтобы затем не отвлекаться, запишите задание на дом.
2. Консультанты-старшеклассники раздают карточки с тестами - заданиями.
II. Проверка знаний
1. В течение 5 минут учащиеся выполняют Тест-проверку по теме “Металлы главных подгрупп” по вариантам и заносят ответы в специальные перфокарты (см. Приложение 1.)
1 вариант
1. Какой символ имеет рубидий
1) Pb
2) Ru
3) Rb
4) Rd
2. Относительная атомная масса магния равна …
3. Химический элемент галлий находится в группе №
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
4. На внешнем энергетическом уровне в атоме натрия число электронов равно
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
5. Степень окисления кальция в соединениях равна …
6. Заряд ядра в атоме алюминия равен
1) +10
2) +11
3) +12
4) +13
5) +14
2 вариант
1. Какой символ имеет цезий
1) С
2) Сs
3) bCe
4) Cu
2. Относительная атомная масса алюминия равна …
3. Химический элемент барий находится в группе №
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
4. На внешнем энергетическом уровне в атоме кальция число электронов равно
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
5. Степень окисления алюминия в соединениях равна …
6. Заряд ядра в атоме калия равен
1) +18
2) + 19
3) +2 0
4) +21
3 вариант
1. Какой символ имеет стронций
1) St
2) S
3) Se
4) Cr
2. Относительная атомная масса натрия равна …
3. Химический элемент индий находится в группе №
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
4. На внешнем энергетическом уровне в атоме алюминия число электронов равно
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
5. Степень окисления калия в соединениях равна …
6. Заряд ядра в атоме кальция равен
1) +18
2) + 19
3) +2 0
4) +21
Консультанты собирают и проверяют по готовым ключам (см. Приложение 1)
Результаты будут сообщены в конце урока.
III. Повторение и обобщение
Учитель ведёт беседу о металлах главных подгрупп.
1) Металлы - химические элементы.
Ученики отвечают - о положении металлов в периодической системе, об особенностях строения атомов (пишут примеры натрия, кальция, алюминия) , объясняют изменение свойств в периодах и группах
2) Металлы - простые вещества.
1. Ученики говорят о металлической связи и кристаллической решётке металлов, используя для этого таблицу “Металлическая связь”.
Делают вывод, что в логической цепочке обобщения необходимо написать слово.
Строение, пишут на доске сразу под темой урока.
2. Зная строение можно говорить о свойствах. Ученики рассказывают о физических свойствах металлов, объясняя каждое с точки зрения строения металлической связи и решётки металлов.
3. За тем переходят к повторению химических свойств металлов. Ученики говорят о взаимодействии металлов главных подгрупп с простыми веществами и объясняют, как образуются названия получаемых при этом бинарных соединений.
Приводят примеры.
Учитель предлагает выполнить у доски карточку №1 (см. Приложение 1.)
Ученик готовится у доски. Учитель демонстрирует опыт “Взаимодействие алюминия с йодом”. Ученики составляют уравнение этой реакции.
Проверка карточки у доски.
4. Обсуждение реакций, характеризующих взаимодействие металлов со сложными веществами. Ученик выполняет у доски карточку № 2 см.
5. Пока ученик готовится, класс с учителем обсуждают Опережающее задание № 1 (см. Приложение 2.)
6. Учитель совместно с учащимися подводят итоги всем обсуждениям по свойствам и учащиеся делают вывод, что в логической цепочке необходимо написать слово Свойства.
7. Теперь зная строение, можно говорить о применении и значении.
8. Ученик читает стихотворение о калии (из журнала “Химия в школе”)
Калий, он вообще бандит:
Сердечный учащает ритм,
Снижает нам иммунитет.
Что можете сказать в ответ?
Баланс ионно-электронный,
Обмен белковый, углеводный
И жировой – всё разрушает!
Что натворил – не понимает?
И сыворотку крови тоже
Он изменяет как захочет
И что-то не совсем похоже,
Что организму он поможет.
9. Другой ученик даёт опровержение
“Калий содержится во всех растениях. Отсутствие калия приводит растение к гибели. Почти весь калий находится в растениях в ионной форме К+. Ионы калия участвуют во многих биохимических процессах, происходящих в растениях. Нужен калий и человеку. Установлено, что соли калия не могут быть заменены в организме человека никакими другими солями. В основном калий содержится в крови и протоплазме клеток. Богаты калием печень и селезёнка.
10. Далее про кальций. Стихотворение (из журнала “Химия в школе”)
Кальций в организм проник, похоже,
Из стоков производственных цемента,
Стекла, бумаги, красок, кожи …
Нет популярней элемента!
Заболевание цистит
Вам о чём-то говорит?
В цементной пыли обитает
И через органы дыханья
/Внутрь организма попадает.
Страданья от него одни!
11. Учитель: “Кто же защитит кальций?”
Ученик: “В организме каждого взрослого человека не менее 1 кг этого элемента. Он входит в состав главного конструкционного материала костей ортофосфата кальция. Кальций – один из факторов, от которых зависит свёртываемость крови. Очень важны для человека и другие соединения кальция - хлорид кальция, например.
Внутривенные инъекции его растворов снимают спазмы сердечно-сосудистой системы, улучшают свёртываемость крови, помогают бороться с отёками, воспалениями, аллергией. Кроме этого, он является компонентом витамина В15.
12. Учитель: “А как на счёт алюминия?” (из журнала “Химия в школе)
Ученик:
“Герой наш судороги вызывает
И память у людей снижает.
Он угнетает ряд ферментов,
Особенно кроветворенья центры.
И слабоумие - его работа!
Осталась у него одна забота:
Исчезнуть поскорее из страны
Диверсии его нам не нужны!”
Опровержение о значении алюминия.
Ученик: Алюминий опасен внутри. А снаружи он необходим. Это лёгкий металл, его сплавы используются в самолёто- и автомобилестроении, он хороший электропроводник – из него делают провода, он блестит, отражая свет – из него изготавливают краску и покрывают резервуары с нефтью и газом. Он себя защищает оксидной плёнкой, а значит может защитить и другие металлы.
13. Учитель: “Запишите последнее ключевое слово в логической цепочке повторения Применение. И так мы обобщили сведения о металлах.
Сделайте вывод.
14. Ученики делают общий вывод: Металлы главных подгрупп - активные типичные металлы, но обладают своими специфическими свойствами. Металлические свойства в периодах убывают слева направо, а в подгруппах с ростом порядкового номера, а значит радиуса атома – растут.
IV. Итоги урока.
Помощники – консультанты оглашают результаты тестовых заданий.
Учитель говорит о том, что путешествие завершено. Следующий урок – это уже будет путешествие в мир металлов побочных подгрупп.
V. Домашнее задание.
Повторить особенности строения атомов химических элементов побочных подгрупп.