Интегрированный урок: алгебра + ОБЖ по теме: "Решение задач с помощью рациональных уравнений"

Разделы: Математика


Основные теоретические, методические и организационные особенности данного урока:

Форма урока: практикум по решению и составлению задач;

Место проведения: кабинет математики;

Кол-во часов: 2

Необходимые условия: раздаточный материал по математике, таблицы по ОБЖ, средства для оказания первой медицинской помощи;

Другие задействованные лица: учитель ОБЖ, учащиеся 8 класса

Мероприятия подготовительного периода:

Подготовка учителя включает:

  1. Правильный выбор темы и формы проведения урока.
  2. Составление плана урока.
  3. Подбор литературы.
  4. Согласование содержания плана урока и подобранных материалов с учителем ОБЖ
  5. Своевременная информация учащихся о предстоящем уроке.

Подготовка учащихся включает:

  1. Повторение материала по учебнику алгебры и ОБЖ.
  2. Знакомство с дополнительной литературой.
  3. Подготовка отдельными учащимися наглядных пособий по заданию учителей.

Как обеспечивается на уроке сохранение психоэмоционального здоровья учащихся

Вопросы формирования и укрепления здоровья детей всё в большей степени привлекают к себе внимание научной и педагогической общественности, и одним из факторов неблагоприятного воздействия на состояние здоровья называется учебный процесс, вернее существующая его организация.

Для детей школьного возраста неспособность справиться с учебной нагрузкой является одной из наиболее распространённых психотравмирующих ситуаций, приводящих к хроническому утомлению и усталости.

Долговременное воздействие таких ситуаций в виде непрерывных стрессовых перегрузок вызывает истощение нервной системы, ведёт к нервно-психическим расстройствам. Происходит деформация мотивационной сферы: учебные, познавательные мотивы перестают быть ведущими в структуре учебной деятельности, что, в свою очередь, приводит к искажению самой учебной деятельности. В итоге, как правило, изменяются интересы учащегося, происходит переоценка ценностей, меняются самооценка и другие личностные образования.

Таким образом, система обучения в принципе может быть психотравмирующей и ведущей через это к ухудшению состояния психического здоровья учителей и учащихся. С другой стороны, можно говорить о психопрофилактике педагогическим процессом, факторами которой для учащихся являются комфортное общение со сверстниками и педагогами, получение ситуации успеха, творческие аспекты учебной деятельности, то есть всё то, что вызывает положительные эмоции. Задача учителя – построить систему преподавания, формирующую и укрепляющую психическое здоровье учащихся.

Использование нетрадиционных форм урока стимулирует восприятие и усвоение учебного материала, усиливает интерес к предмету, способствует возникновению положительных эмоций.

Весьма важно создание на уроках атмосферы творчества. Это позволяет получить доступ к радости познания, положительным эмоциям, что позволяет снять усталость, снизить закомплексованность, избежать негативного влияния стресса.

Технология проведения уроков может быть самой разной, варьируемой в зависимости от учебного периода, особенностей ученического контингента, наклонностей учителя. Но все эти вариации должны быть устремлены к одному – улучшению характеристик интеллектуального развития и психического здоровья. Его результаты являются основным критерием успешности внедрения педагогических инноваций.

Педагогическая новизна представленной работы:

Современный ребенок получает знания об окружающем его мире достаточно бессистемно и из разрозненных источников. В возрасте 12-13 лет, начиная изучать естественные науки, он воспринимает их, практически не связывая друг с другом и тем более с внешним миром. Это сильно влияет на дальнейшее психическое развитие, и как следствие, на успеваемость - особенно в возрасте 13-14 лет, когда мотив “ учиться, потому что так нужно” перестает быть доминирующим, а иного смысла в образовании учащиеся не видят. С другой стороны, 11-12 лет – благодатный возраст для восприятия и усвоения всего нового. Формирование личности и сознания достаточно индивидуально, но все же подчиняется общим законам. В частности, об общем интеллектуальном развитии можно судить по тому, насколько сформулированы психические функции: восприятие, мышление, память, внимание, речь. Основными критериями при этом являются: способность к обобщениям, свободная грамотная речь, умение видеть проблему или суть явления в целом, а не с одной стороны.

Возникает следующая проблема: дифференцированное изучение наук в средней школе средствами отдельных предметов не позволяет сформулировать у учащихся представления о природе, месте и роли в ней человека, не способствует пониманию глобальных экологических проблем, вставших сегодня перед человечеством, комплексному подходу к их решению, затрудняет выработку практических умений школьников. Преодоление этой проблемы с помощью межпредметных связей между дисциплинами в полной мере вряд ли возможно, потому что, реализуя их на уроках отдельных предметов, учитель главным образом преследует цель создания лучших условий для формирования у учащихся конкретных знаний по своему предмету. Межпредметные связи служат хотя и важным, но вспомогательным средством, объединяющим знания школьников. Общий объект изучения - природа и человек- все же остается расчлененным между отдельными предметами. В этих условиях изменить положение может создание системы интегрированных уроков.

Смысл интегрированного курса состоит именно в том, что в нем могут быть запланированы синтезированные уроки на основе учебного материала разных тем и этапов школьного курса. Основной акцент здесь приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного и логического мышления. Интегрированные уроки несут в себе также обязательное развитие творческой активности учащихся.

Опыт проведения данных уроков показал, что учащиеся комфортно чувствуют себя на уроке, высказывают свои суждения не боясь, что они из другой области знаний. Проводимый опрос на последующих уроках показывает более высокий результат усвояемости предмета.

План-конспект интегрированного урока

Тема урока: “Решение задач с помощью рациональных уравнений”

Цели:

  1. образовательные:
    а) формирование программных знаний и умений при переходе от продуктивного на творческий уровень с учётом дифференцируемого подхода;
  2. б) обучение составлению дробно-рациональных уравнений по условию задачи.

  3. развивающие:
    а) развитие памяти и речи на языке предмета;
    б) развитие умения преодолевать трудности при решении рациональных уравнений и заданий, связанных с использованием дробно-рациональных уравнений;
    в) развитие познавательного интереса, умения переносить знания в новые условия, решать уравнения наиболее рациональным способом.
  4. воспитательные:
    а) воспитание внимания, аккуратности, чёткости записи, умения работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку и оценить деятельность товарищей;
  5. б) формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, развитие эмоционально-чувствительной сферы учащихся, способности сопереживания.

Этапы урока Поставленные задачи и задания

Познаваемые вопросы

Действия педагога Действия учеников Ожидаемый результат
1.Оргмомент Психологически обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке. Приветствует учащихся, предлагает школьникам занять свои места, проверить готовность рабочего места. Приветствуют учителя. Рассаживаются, проверяют наличие дидактического материала и др. Настрой на урок.
2.Целеполагание и мотивация Мотивировать к успеху, развивать чувство долга, настойчивость в достижении поставленной цели. Поясняет, что в результате урока учащиеся научатся составлять дробно-рациональные уравнения по условию задачи, отвечать на вопросы, решать познавательные задачи. Формулируют цели урока и записывают их в тетрадь. Вместе с учителем приходят к выводу, что работа на данном уроке дает возможность усвоить большой по объему учебный материал и способствует выработке практических умений. Создание условий для формирования у учащихся конкретных знаний по предметам.
3. Разминка Организовать внимание. Повторить ключевые моменты в решении дробно-рациональных уравнений. Проверяет правильность, полноту, сознательность выполнения задания. Выясняет причины невыполнения, устраняет пробелы в ЗУН.

(см. Приложение 1)

Работают устно, ответы сверяют с эталоном на доске. Используются самоконтроль и взаимопомощь. Выявляется факт наличия типичных ошибок. Намечаются пути их ликвидации.
4. Поиск задач, математическими моделями которых являются дробные уравнения. Выявить структуру задачи, решаемой при помощи дробных уравнений. Проверяет различными методами объем и качество усвоения материала отдельными учащимися: фронтальный опрос, индивидуальный опрос перед всем классом и с его участием. Проверяет образ мышления отдельных учеников. Оценивает умение применять знания на практике.

(см. Приложение 2)

(Физкультминутка – см. Приложение 4)

Выполняют предложенную работу, обсуждают полученную информацию, задают вопросы, делают выводы. Заинтересованность в работе на уроке, умение увидеть факты в новом свете, применить теорию в практике.
5. Решение задач Научить составлять уравнения по условию задачи наиболее рациональным способом. Формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Учитель математики: Предлагает решить задачи и проанализировать их результаты. Предлагает подготовиться к ответам на вопросы по изученному материалу.

Учитель ОБЖ: Предлагает жизненные ситуации. Организует процесс восприятия, осознания и осмысления новых знаний.

(см. Приложение 3)

(Физкультминутки: см. Приложение 4)

Составляют таблицы и уравнения, которые решают у доски и в тетрадях. Анализируют задачи.

Обсуждают вместе с учителем жизненные ситуации. Выполняют практические работы.

Развитие способностей к содержательному обобщению и рефлексии.

Развитие эмоционально-чувствительной сферы учащихся, способности сопереживания.

6.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении Сообщить домашнее задание и методику его выполнения.

Мотивировать учащихся на его выполнение.

Подвести итоги урока.

Предлагает придумать задачу по заданному уравнению, сформулировать жизненную ситуацию и описать правильный выход из нее.

Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся. Высказывает собственное суждение об успешных достижениях на учебном занятии.

Записывают задание, задают учителю уточняющие вопросы.

Определяют результаты своей работы, ориентируясь на цели, записанные в тетради.

Принятие необходимости и обоснованности, посильности домашнего задания, интереса к его выполнению, многообразные формы выполнения.

Вывод: Психоэмоциональная атмосфера данного урока, стиль взаимоотношений его участников способствовали сохранению психического здоровья учащихся. Содержание, формы и методы направлены на формирование знаний, умений и навыков школьников в области культуры здоровья и здорового образа жизни.