(Урок по системе Занкова Л.В.)
Цели: систематизировать имеющиеся знания о глаголе.
Образовательные задачи:
а) познакомить учащихся с глаголами, которые не употребляются в форме 1 лица;
б) совершенствовать навыки разбора по членам, определения частей речи;
в) повторить правила орфографии;
г) формировать навык самостоятельной работы;
д) развивать умение правильно употреблять глаголы в речи.
Развивающие задачи:
а) развивать речь и творческое мышление учащихся;
б) развивать умение классифицировать, обобщать, сравнивать, делать вывод.
Воспитательные задачи:
а) воспитывать любовь к природе;
б) воспитывать индивидуальные качества личности: умение высказывать свою точку зрения, утверждать ее на основе доказательств;
в) воспитывать интеллигентность- умение выслушать товарищей;
г) воспитывать чувства собственного достоинства.
I. Определение темы (самостоятельно) и целей урока.
Напишите росчерк. Расшифруйте слово. Раскрасьте росчерк цветом. Какие чувства попытались вы передать, используя тот или иной цвет? Попытайтесь определить тему урока.
- Какое слово зашифровано? (любить)
- Рассказать все о слове.
- Какая тема урока?
Изменение глаголов по лицам и употребление их в речи.
II. Анализ языкового материала.
1. Орфографическая минутка.
Записать слова, выделяя орфограммы.
Ненастный, осень, резкий, наряд, лететь.
- Чем интересно слово “наряд”? (одежда, воинское задание, документ о выполнении работ).
- На какие группы можно разделить?
- А можно объединить все эти слова в 1 группу?
- Какой лексической темой можно объединить эти слова? (осень)
- В каком значении употреблено слово “наряд”? (осенний наряд).
2. Работа с частями речи.
Образуйте родственные слова к слову “наряд” (ответ).
Назовите глаголы.
- Все ли глаголы изменяются по лицам?
3. Работа в парах.
Записать слова, употребив глаголы в форме настоящего времени 1 лица.
Желтеть, сверкать, грохотать, шелестеть.
- Какой глагол сопротивляется?
- Можно ли употребить этот глагол в форме настоящего времени 1 лица?
Вывод:
- Какое открытие мы совершили?
- Возникает проблемная ситуация, как же сказать?
Объявляю поиск: найти глаголы, которые не употребляются в форме 1 лица.
Физ-минутка.
- Вы знаете глаголы: глагол - необыкновенная часть речи, ярко и точно выражает действия, поэтому нужно быть осторожным и внимательным при употреблении глаголов, как в устной, так и в письменной речи.
- Поупражняемся в правильном, точном употреблении глаголов.
4. Работа по тексту.
Перед вами текст. Вам необходимо текст внимательно прочитать и точно употребить глаголы, записанные на карточках (в тексте пропущены глаголы, они даны на карточках).
- Прочитаем глаголы.
Сбрасывать, краснеет, тратит, кидает.
- Какие орфограммы нам встретились?
Прочитайте предложения, докажите правильность выбора данных глаголов.
В тихие дни березка сбрасывает листья ровным кругом.
С пугливой готовностью кидает липа зубчатые монетки в черную воду омута. Краснеет старый клен. Бедно одетая лиственница так скупо тратит свою хвою, что ее хватило и на зимнюю пору.
(По А. Ливеровскому)
5. Работа с предложением.
- Записать предложение.
Краснеет старый клен (и еще одно по выбору)
- Разобрать его по членам и по частям речи.
- Еще раз перечитаем текст, передав глаголам те чувства, которые хотел выразить автор.
6. Какая часть речи помогает автору передать свои чувства?
- Что можно сказать о писателе, который смог подобрать такие яркие слова, описывая природу?
ВЫВОД: Да, только человек, любящий природу, может видеть, замечать прекрасное, необычное, интересное.
Такой человек переживает, горюет вместе с природой, когда ей причиняют боль.
- А теперь послушайте стихотворение Некрасова о человеке, который переживает, горюет.
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез,
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон побежал.
(Некрасов)
- Что вы почувствовали?
- Какие слова особенно западают в душу?
ВЫВОД: Мы убедились в том, что глагол играет важную роль в речи. Ливеровский помог нам увидеть, как деревья по-разному готовятся к зиме. А Некрасов передал боль, страдания леса, животных.
III. Творческое задание.
А вам я предлагаю написать небольшую творческую работу на тему:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
При работе можете пользоваться словами, с которыми мы работали на уроке.
Проверка.
Итог урока.
IV. ВЫВОДЫ.
Подумайте и скажите, почему урок мы начали со слова любить!
Да, если на земле будет царить любовь, тогда
И солнце будет ясным
И речка голубой!
А Родина прекрасной
И вечно молодой.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Поиск глаголов, которые не употребляются в форме 1 лица.