Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Изменение глаголов по лицам и употребление их в речи"

Разделы: Начальная школа


(Урок по системе Занкова Л.В.)

Цели: систематизировать имеющиеся знания о глаголе.

Образовательные задачи:

а) познакомить учащихся с глаголами, которые не употребляются в форме 1 лица;
б) совершенствовать навыки разбора по членам, определения частей речи;
в) повторить правила орфографии;
г) формировать навык самостоятельной работы;
д) развивать умение правильно употреблять глаголы в речи.

Развивающие задачи:

а) развивать речь и творческое мышление учащихся;
б) развивать умение классифицировать, обобщать, сравнивать, делать вывод.

Воспитательные задачи:

а) воспитывать любовь к природе;
б) воспитывать индивидуальные качества личности: умение высказывать свою точку зрения, утверждать ее на основе доказательств;
в) воспитывать интеллигентность- умение выслушать товарищей;
г) воспитывать чувства собственного достоинства.

I. Определение темы (самостоятельно) и целей урока.

Напишите росчерк. Расшифруйте слово. Раскрасьте росчерк цветом. Какие чувства попытались вы передать, используя тот или иной цвет? Попытайтесь определить тему урока.

- Какое слово зашифровано? (любить)

- Рассказать все о слове.

- Какая тема урока?

Изменение глаголов по лицам и употребление их в речи.

II. Анализ языкового материала.

1. Орфографическая минутка.

Записать слова, выделяя орфограммы.

Ненастный, осень, резкий, наряд, лететь.

- Чем интересно слово “наряд”? (одежда, воинское задание, документ о выполнении работ).

- На какие группы можно разделить?

- А можно объединить все эти слова в 1 группу?

- Какой лексической темой можно объединить эти слова? (осень)

- В каком значении употреблено слово “наряд”? (осенний наряд).

2. Работа с частями речи.

Образуйте родственные слова к слову “наряд” (ответ).

Назовите глаголы.

- Все ли глаголы изменяются по лицам?

3. Работа в парах.

Записать слова, употребив глаголы в форме настоящего времени 1 лица.

Желтеть, сверкать, грохотать, шелестеть.

- Какой глагол сопротивляется?

- Можно ли употребить этот глагол в форме настоящего времени 1 лица?

Вывод:

- Какое открытие мы совершили?

- Возникает проблемная ситуация, как же сказать?

Объявляю поиск: найти глаголы, которые не употребляются в форме 1 лица.

Физ-минутка.

- Вы знаете глаголы: глагол - необыкновенная часть речи, ярко и точно выражает действия, поэтому нужно быть осторожным и внимательным при употреблении глаголов, как в устной, так и в письменной речи.

- Поупражняемся в правильном, точном употреблении глаголов.

4. Работа по тексту.

Перед вами текст. Вам необходимо текст внимательно прочитать и точно употребить глаголы, записанные на карточках (в тексте пропущены глаголы, они даны на карточках).

- Прочитаем глаголы.

Сбрасывать, краснеет, тратит, кидает.

- Какие орфограммы нам встретились?

Прочитайте предложения, докажите правильность выбора данных глаголов.

В тихие дни березка сбрасывает листья ровным кругом.

С пугливой готовностью кидает липа зубчатые монетки в черную воду омута. Краснеет старый клен. Бедно одетая лиственница так скупо тратит свою хвою, что ее хватило и на зимнюю пору.

(По А. Ливеровскому)

5. Работа с предложением.

- Записать предложение.

Краснеет старый клен (и еще одно по выбору)

- Разобрать его по членам и по частям речи.

- Еще раз перечитаем текст, передав глаголам те чувства, которые хотел выразить автор.

6. Какая часть речи помогает автору передать свои чувства?

- Что можно сказать о писателе, который смог подобрать такие яркие слова, описывая природу?

ВЫВОД: Да, только человек, любящий природу, может видеть, замечать прекрасное, необычное, интересное.

Такой человек переживает, горюет вместе с природой, когда ей причиняют боль.

- А теперь послушайте стихотворение Некрасова о человеке, который переживает, горюет.

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез,
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой, нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон побежал.

(Некрасов)

- Что вы почувствовали?

- Какие слова особенно западают в душу?

ВЫВОД: Мы убедились в том, что глагол играет важную роль в речи. Ливеровский помог нам увидеть, как деревья по-разному готовятся к зиме. А Некрасов передал боль, страдания леса, животных.

III. Творческое задание.

А вам я предлагаю написать небольшую творческую работу на тему:

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!

При работе можете пользоваться словами, с которыми мы работали на уроке.

Проверка.

Итог урока.

IV. ВЫВОДЫ.

Подумайте и скажите, почему урок мы начали со слова любить!

Да, если на земле будет царить любовь, тогда
И солнце будет ясным
И речка голубой!
А Родина прекрасной
И вечно молодой.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Поиск глаголов, которые не употребляются в форме 1 лица.