Формы взаимодействия УДО с родителями воспитанников

Разделы: Работа с родителями


Всё более актуальной становится тема взаимодействия учреждений дополнительного образования с родителями дошкольников. На сегодняшний день характер этого взаимодействия выходит за рамки традиционных родительских собраний.

Дополнительное образование в целом – это открытая социально-педагогическая система, в основе которой заложены демократические принципы. Эта специфика организации позволяет использовать широкие практические возможности разностороннего и разнообразного взаимодействия с семьями воспитанников.

В этом контексте основным приоритетом является формирование у родителей позиции субъекта образовательного и воспитательного процессов, отход от позиции стороннего наблюдателя.

Систематичность является важным и необходимым условием вне зависимости от того, какие формы взаимодействия выбраны педагогом, поскольку именно регулярное общение позволяет наладить полноценную обратную связь и оценить эффективность работы и с воспитанниками учреждения, и с самими родителями. Практика показывает, что систематическая работа с родителями влияет и на динамику положительных оценок ими качества обучения детей в учреждении дополнительного образования.

16 октября 2006 года на базе МОУ ДОД «Дом детского творчества» Ленинского АО города Омска был организован круглый стол по проблеме эффективности взаимодействия с родителями дошкольников в УДО. Данная тема рассматривалась в контексте более глобальной – «Родительское сообщество как субъект государственно-общественного управления».

Участниками круглого стола (руководители студий раннего развития, методисты) были рассмотрены следующие аспекты:

  • Возможность выработки объективных критериев показателей эффективности обучения детей в студии раннего развития (возможность родителям самим объективно, на основе разработанных критериев проверить реальный уровень развития своего ребёнка);

  • Активные формы взаимодействия с родителями (насколько они должны быть систематичны; чему отдавать приоритет – открытым урокам или активному вовлечению родителей в процесс занятия; эффективность отдельных форм взаимодействия; формы работы со старшими членами семей – дедушками, бабушками; творческие конструктивные контакты с родителями);

  • Помощь методического отдела (существует ли необходимость в ней; в какой степени и в каком направлении должна осуществляться эта помощь).

В ходе проведения круглого стола участники делились опытом по организации взаимодействия с родителями. Естественно, что в различных студиях для дошколят и направления работы с родителями различаются: кто-то отдаёт предпочтение исключительно массовым мероприятиям (в частности, спортивным соревнованиям); кто-то ограничивает общение с семьями оглашением результатов диагностики детей, предпочитая индивидуальные консультации; кто-то практикует составление портфолио (на каждого ребёнка!) и привлекает к этому родителей.

Отличительной чертой работы с родителями в студии раннего развития «Колокольчик» при Доме детского творчества является программа по проведению семинаров-практикумов и мини-лекций с использованием технологий мультимедийной презентации.

Семинар-практикум – это активная форма взаимодействия, позволяющая незамедлительно получать обратную связь. В отличие от индивидуальных и групповых консультаций, данная форма работы эффективна тем, что родители не просто получают «готовый продукт» в виде информации, а должны сами активно включиться в процесс «добывания» информации.

Структура такого занятия, как правило, мало чем отличается от классической схемы проведения деловой игры, незаменимыми элементами которой являются:

  • Упражнение, направленное на то, чтобы настроить участников на продуктивную работу (если большое количество участников, то в качестве такого упражнения может выступить любая игра- энергизатор);

  • Работа в группах;

  • Тематическое выступление ведущего;

  • Заключительное задание участникам; рефлексия прошедшего занятия; «обратная связь».

В частности, по данной схеме мы организуем занятия для родителей четырёхлетних детей. В качестве примера семинара-практикума мы предлагаем вашему вниманию занятие по теме «Игра и развивающая предметная среда дошкольного детства» (разработка Масягиной О.Ю.).

Разработка занятия для родителей «Игра и развивающая предметная среда дошкольного детства»

Подготовка ведущего к семинару включает:

  • Оформление информационного стенда в учреждении (материалы о роли игры, о развивающих функциях игры и проч.);

  • Оформление выставки детских рисунков с условным названием «Мечтаю о такой игрушке!»;

  • Оформление информационного стенда в кабинете (картинки с различными типами игрушек и опорные таблички к оформлению картинок: «Социально-эмоциональное развитие», «Интеллектуально-познавательное развитие», «Моторное развитие»);

  • «Паззлы» для разбивки участников по парам (фигуры, разрезанные на две части);

  • Распечатки ситуаций для работы в группах;

  • Два листа с заголовком «Идеальная игрушка»;

  • Опорные таблички по педагогически ценным качествам игрушек: «Возможность применения в совместной деятельности», «Дидактические свойства», «Полифункциональность», «Принадлежность к изделиям художественных промыслов»;

  • Буклеты «Значение игровой деятельности дошкольника» для изучения родителями дома;

  • Заготовки для визиток (цветные, разные по форме)

Ход занятия:

1. Приветствие ведущего, общий настрой на работу.

2. Задание «Визитка». Участникам раздаются заготовки для визиток и предлагается оформить визитку в соответствии со своим вкусом, настроением, характером.

Для ведущего данное задание является вспомогательным средством для поддержания общего эмоционального фона. Ведущий может каким-либо образом прокомментировать оформление визиток, или попросить самих участников сделать это.

3. Участники разбиваются на пары (для этого ведущий раздаёт каждому половинки разрезанных фигур: те участники, чьи половинки совпадут, образуют пару). Участники рассказывают своему vis-а-vis о себе, ищут общую тему для беседы (в частности, это может быть пребывание ребёнка в студии или цель пребывания на данном занятии), задают друг другу какие-либо наводящие вопросы, чтобы получить наиболее полное представление о том человеке, который сидит напротив.

На это задание отводится около пяти минут, затем каждый родитель делится впечатлениями об услышанном, рассказывает о своем собеседнике.

4. Групповая работа. Участники делятся на две группы, каждой группе ведущий предлагает карточки с заданиями-ситуациями, которые нужно разрешить (найти варианты решения предложенных ситуаций).

Ситуация 1. Вы подарили ребенку красивую и очень дорогую игрушку, о которой он давно мечтал. Однако буквально через день вы находите игрушку поломанной. Ваши действия?

Ситуация 2. Ваш ребенок шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли – смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили его, силой усадили за стол и сурово отчитали. Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации? (15 минут).

Выслушивается мнение группы. Общее обсуждение. Комментарии ведущего, направленные на акцентирование роли игры в дошкольном возрасте. Важно напомнить родителям, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность, ведь именно через игру ребёнок познаёт окружающий мир и учится правилам поведения (это следует учитывать, если родители хотят получать положительные эмоции при воспитании своего ребёнка).

5. Групповая работа. Участникам раздаются листы (по одному на группу) с заголовком «Идеальная игрушка». Составление характеристики «идеальной» игрушки: какими качествами должна обладать «идеальная» игрушка, по мнению родителей. Представитель от группы озвучивает мнение группы, обосновывает выбор того или иного качества. Листы прикрепляются магнитами к доске.

6. Теоретическая часть, подразумевающая речь ведущего. Ведущий рассказывает о значении игры в дошкольном возрасте; обозначает наиболее педагогически ценные качества игрушек ( используя опорные таблички, которые крепятся магнитами к доске ); показывает типы игрушек (ориентируясь на информационный стенд) и объясняет их влияние на развитие ребёнка; раскрывает понятие «ролевая игра», обращает внимание на рисунки детей.

Комментарии к педагогически ценным качествам игрушек:

«Полифункциональность» (игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, с сюжетом игры в разных функциях). Таким образом, игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.

«Возможность применения игрушки в совместной деятельности» (игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей, в том числе предполагать возможное участие взрослого, как играющего партнера, и инициировать совместные действия, коллективные постройки, совместные игры).

«Дидактические свойства игрушки» (такого рода игрушки содержат в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой).

«Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов» (эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным творчеством).

Ведущий отмечает, что игрушки такого рода при наличии соответствующих описаний – инструкций или методических рекомендаций, содержащих возрастную адресованность, способы и области их применения – оказывают позитивное влияние на ребенка.

В конце занятия ведущий благодарит участников за работу, интересуется мнением родителей об общей организации и проведении семинара-практикума, раздаёт тематические буклеты.

В качестве комментария к данной разработке стоит отметить, что дословная речь ведущего не приводится намеренно, поскольку любой педагог так или иначе будет адаптировать методику «под себя» и вряд ли будет заучивать наизусть каждую фразу.

Отдельно стоит затронуть тему мультимедийных технологий и их использования в практике взаимодействия с родителями (в частности, при подготовке мини-лекций). Программа Microsoft Power Point действительно позволяет облегчить подачу теоретического материала, поскольку делает этот процесс наглядным и полностью управляемым, а также позволяет включать в лекцию видеосюжеты. Вследствие этого информация становится более продуктивной в плане дальнейшего применения на практике.

Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему) поэтому такая форма взаимодействия как мини-лекция в виде слайдовой презентации – это оптимальное решение проблемы.

В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в учреждении. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия учреждений дополнительного образования с семьями воспитанников.