Тема урока: "Физкультурные занятия на улице для детей старших групп"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:   систематизировать имеющиеся знания о глаголе.

Образовательные задачи:

а) познакомить   учащихся с глаголами, которые не употребляются в форме 1 лица;
б) совершенствовать навыки разбора по членам, определения частей речи;
в) повторить правила орфографии;
г) формировать навык самостоятельной работы;
д) развивать умение правильно     употреблять  глаголы в речи.

Развивающие задачи:

а) развивать речь и творческое мышление  учащихся;
б) развивать  умение классифицировать, обобщать, сравнивать, делать вывод.

 Воспитательные  задачи:

а) воспитывать любовь к природе;
б) воспитывать индивидуальные  качества личности: умение высказывать свою точку зрения, утверждать ее на основе доказательств;
в) воспитывать интеллигентность – умение выслушать товарищей;
г) воспитывать чувства собственного достоинства.

 I. Определение  темы (самостоятельно) и целей урока.

Напишите росчерк. Расшифруйте слово. Раскрасьте росчерк цветом. Какие чувства попытались вы передать, используя тот или иной цвет? Попытайтесь определить тему урока.

 
 – Какое слово зашифровано? (любить)

–   Рассказать все о слове.

–  Какая тема урока?

 Изменение глаголов по лицам и употребление их в речи.

 II. Анализ языкового материала. 

1. Орфографическая  минутка.

Записать слова, выделяя орфограммы.

 Ненастный,  осень,  резкий,   наряд,  лететь.

 – Чем интересно  слово «наряд»? (одежда, воинское задание, документ о выполнении работ).

– На какие группы  можно разделить?

– А можно объединить все эти слова в 1 группу?

– Какой лексической темой можно объединить эти слова? (осень)

– В каком значении употреблено слово «наряд»? (осенний наряд).

 2. Работа  с частями речи.

Образуйте родственные слова к слову   «наряд» (ответ).

Назовите глаголы.

– Все ли глаголы изменяются по лицам?

 3. Работа в парах.

Записать слова, употребив  глаголы в  форме  настоящего времени 1 лица.

 Желтеть,  сверкать,   грохотать,  шелестеть.

 – Какой глагол сопротивляется?

– Можно  ли употребить этот глагол в  форме  настоящего времени 1 лица?

Вывод:

– Какое открытие мы совершили?

– Возникает проблемная ситуация, как же сказать?  

 Объявляю  поиск: найти глаголы, которые не употребляются в форме 1 лица.

 Физ-минутка.

 – Вы знаете глаголы: глагол – необыкновенная часть речи, ярко и точно выражает действия, поэтому нужно быть осторожным и внимательным при употреблении глаголов, как в устной, так и в письменной речи.

– Поупражняемся в правильном, точном употреблении глаголов.

 4. Работа по тексту.

Перед вами текст. Вам необходимо текст внимательно прочитать и точно употребить глаголы, записанные на карточках (в тексте пропущены глаголы, они  даны на карточках).

– Прочитаем глаголы.

 Сбрасывать, краснеет, тратит, кидает.

 – Какие  орфограммы нам встретились?

 Прочитайте предложения, докажите   правильность выбора   данных глаголов.

 В тихие дни березка сбрасывает листья ровным кругом.

С пугливой готовностью кидает липа зубчатые монетки в черную воду омута. Краснеет старый клен. Бедно одетая лиственница так скупо тратит свою хвою, что ее хватило и на зимнюю пору.

( По А. Ливеровскому)

5. Работа с предложением.

–  Записать предложение.

 Краснеет старый клен (и еще одно по выбору)

– Разобрать его  по членам и  по частям речи.

– Еще раз перечитаем текст, передав глаголам те чувства, которые хотел выразить автор.

 6. Какая часть речи помогает автору  передать свои чувства?

 – Что можно сказать о писателе, который смог подобрать такие яркие слова, описывая природу?

 ВЫВОД: Да, только человек, любящий природу, может видеть, замечать прекрасное, необычное, интересное.

Такой человек   переживает, горюет вместе с природой, когда ей причиняют боль.

 – А теперь послушайте   стихотворение  Некрасова о человеке, который  переживает, горюет.

     Плакала Саша, как лес вырубали,
      Ей и теперь его жалко до слез,
      Сколько тут было кудрявых берез!
      Там из-за старой, нахмуренной ели
      Красные гроздья калины глядели,
      Там поднимался дубок молодой,
      Птицы царили в вершине лесной,
      Понизу всякие звери таились.
      Вдруг мужики с топорами явились.
      Лес зазвенел, застонал, затрещал.
      Заяц послушал – и вон побежал.

                                        ( Некрасов)

– Что вы почувствовали?

– Какие слова особенно западают в душу?

 ВЫВОД: Мы убедились в том, что глагол играет важную роль в речи.  Ливеровский помог нам увидеть, как деревья по-разному готовятся к зиме. А Некрасов передал боль, страдания леса, животных.

 III. Творческое задание.

А вам я предлагаю написать небольшую творческую работу на тему:

 Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
 

При работе можете пользоваться словами, с которыми мы работали на уроке.

Проверка.

Итог урока.

IV. Выводы.

 Подумайте и скажите, почему урок мы начали со слова любить!              

 Да, если на земле будет царить   любовь, тогда

И солнце будет ясным

И речка голубой!

А Родина прекрасной

И вечно молодой.

 V. Домашнее задание.

Поиск глаголов, которые не употребляются в форме 1 лица.