Цели: систематизировать имеющиеся знания о глаголе.
Образовательные задачи:
а) познакомить
учащихся с глаголами, которые не
употребляются в форме 1 лица;
б) совершенствовать навыки разбора по членам,
определения частей речи;
в) повторить правила орфографии;
г) формировать навык самостоятельной работы;
д) развивать умение правильно
употреблять глаголы в речи.
Развивающие задачи:
а) развивать речь и творческое
мышление учащихся;
б) развивать умение классифицировать, обобщать,
сравнивать, делать вывод.
Воспитательные задачи:
а) воспитывать любовь к природе;
б) воспитывать индивидуальные качества
личности: умение высказывать свою точку зрения,
утверждать ее на основе доказательств;
в) воспитывать интеллигентность – умение выслушать
товарищей;
г) воспитывать чувства собственного достоинства.
Напишите росчерк. Расшифруйте слово. Раскрасьте росчерк цветом. Какие чувства попытались вы передать, используя тот или иной цвет? Попытайтесь определить тему урока.
– Какое слово зашифровано? (любить)
– Рассказать все о слове.
– Какая тема урока?
Изменение глаголов по лицам и употребление их в речи.
1. Орфографическая минутка.
Записать слова, выделяя орфограммы.
Ненастный, осень, резкий, наряд, лететь.
– Чем интересно слово «наряд»? (одежда, воинское задание, документ о выполнении работ).
– На какие группы можно разделить?
– А можно объединить все эти слова в 1 группу?
– Какой лексической темой можно объединить эти слова? (осень)
– В каком значении употреблено слово «наряд»? (осенний наряд).
2. Работа с частями речи.
Образуйте родственные слова к слову «наряд» (ответ).
Назовите глаголы.
– Все ли глаголы изменяются по лицам?
3. Работа в парах.
Записать слова, употребив глаголы в форме настоящего времени 1 лица.
Желтеть, сверкать, грохотать, шелестеть.
– Какой глагол сопротивляется?
– Можно ли употребить этот глагол в форме настоящего времени 1 лица?
Вывод:
– Какое открытие мы совершили?
– Возникает проблемная ситуация, как же сказать?
Объявляю поиск: найти глаголы, которые не употребляются в форме 1 лица.
Физ-минутка.
– Вы знаете глаголы: глагол – необыкновенная часть речи, ярко и точно выражает действия, поэтому нужно быть осторожным и внимательным при употреблении глаголов, как в устной, так и в письменной речи.
– Поупражняемся в правильном, точном употреблении глаголов.
4. Работа по тексту.
Перед вами текст. Вам необходимо текст внимательно прочитать и точно употребить глаголы, записанные на карточках (в тексте пропущены глаголы, они даны на карточках).
– Прочитаем глаголы.
Сбрасывать, краснеет, тратит, кидает.
– Какие орфограммы нам встретились?
Прочитайте предложения, докажите правильность выбора данных глаголов.
В тихие дни березка сбрасывает листья ровным кругом.
С пугливой готовностью кидает липа зубчатые монетки в черную воду омута. Краснеет старый клен. Бедно одетая лиственница так скупо тратит свою хвою, что ее хватило и на зимнюю пору.
( По А. Ливеровскому)
5. Работа с предложением.
– Записать предложение.
– Разобрать его по членам и по частям речи.
– Еще раз перечитаем текст, передав глаголам те чувства, которые хотел выразить автор.
6. Какая часть речи помогает автору передать свои чувства?
– Что можно сказать о писателе, который смог подобрать такие яркие слова, описывая природу?
ВЫВОД: Да, только человек, любящий природу, может видеть, замечать прекрасное, необычное, интересное.
Такой человек переживает, горюет вместе с природой, когда ей причиняют боль.
– А теперь послушайте стихотворение Некрасова о человеке, который переживает, горюет.
Плакала Саша, как лес
вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез,
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой, нахмуренной
ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон побежал.
( Некрасов)
– Что вы почувствовали?
– Какие слова особенно западают в душу?
ВЫВОД: Мы убедились в том, что глагол играет важную роль в речи. Ливеровский помог нам увидеть, как деревья по-разному готовятся к зиме. А Некрасов передал боль, страдания леса, животных.
III. Творческое задание.
А вам я предлагаю написать небольшую творческую работу на тему:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
При работе можете пользоваться словами, с которыми мы работали на уроке.
Проверка.
Итог урока.
IV. Выводы.
Подумайте и скажите, почему урок мы начали со слова любить!
Да, если на земле будет царить любовь, тогда
И солнце будет ясным
И речка голубой!
А Родина прекрасной
И вечно молодой.
V. Домашнее задание.
Поиск глаголов, которые не употребляются в форме 1 лица.