Цель урока: продолжить знакомство учащихся с типами химической связи; познакомить с ковалентной химической связью и её видом – неполярной связью; научить записывать схемы образования ковалентной неполярной связи; сформировать понятие о кратности связи; формирование умение выделять главное, делать выводы; стимулирование познавательной активности учащихся, развитие познавательного интереса к предмету.
Оборудование: периодическая система химических элементов, магнитофон, "Следы колобков", карточки с заданиями.
Ход урока
I. Актуализирующее начало
Случилось это вчера вечером. Было уже совсем поздно...На улице темно и неуютно... Все дома заснули – а я всё готовлюсь к урокам. Нервничаю... Переживаю... Устало опускаю голову и, о, боже засыпаю.. И в это короткий миг между сном и явью мне вдруг показалось, что слышу я чьи-то голоса... Всё ... Галлюцинации... Не может быть... Нет снова ... Голоса все громче и громче ... Спорят... Ругаются. Прислушиваюсь и узнаю их. Да это же Колобки...
Да и история очень уж интересная. Слушаю ... Удивляюсь... Ухмыляюсь... Просыпаюсь... Смотрю в окно... И всё забываю... Решаю ... галлюцинации. Прихожу в школу, открываю кабинет.И ... Вижу их портрет и записку. Прочитаем?
Уважаемая Ирина Александровна!
|
II. Анализ знаний учащихся – работа учащихся у доски по составлению электронных и молекулярных формул веществ с подробными комментариями (данные задания записываются на "следах Колобков", с одной стороны которых записываются задания, а с другой указывается буква. "Следы" спрятаны в разных частях класса (см. приложение 1)
И Встретились как – то нам Li и F LiF |
Н
"Этот ярче глаз Багиры", – сказал Маугли, с восхищением поворачивая рубин "Многие люди убивали бы трижды в ночь ради одного этого камня", – заметил Кая.*
подсказки
*Рубин (карбункул) – это окрашенная в
кроваво-красный цвет прозрачная разновидность
минерала корунда
** Это чисто "алюминиевый минерал" – боксит
состоит из двух элементов:
***
|
Я жилец квартиры восемь Я могу зажечь на спор Спичку, свечку и костёр Кто вам всем дышать даёт, Атмосферный кислород. |
(задание следа дифференцировано и рассчитано на разные классы: обязательно написание молекулярной формулы, а электронной только в сильном классе)
Расположите следы по порядку и прочитайте слово.
1. Какая связь существует между полученным словом и отгаданными нами веществами?
2. Какой тип связи во всех этих веществах?
3. Что такое ион?
4. Какие силы лежат в основе притяжения ионов?
5. Как образуются ионы? Как образуются положительно заряженные ионы? Как образуются отрицательно заряженные ионы?
6. Какое еще определение ионной связи можно дать?
Ой, что это? Еще одна записка?! Действительно...
И как мы её не заметили? Прочитаем.
III. Изучение нового материала (идёт параллельно чтению записки и работой с картинами–загадками)
Молодцы!
Вот вы и дошли до пункта назначения... Не забудьте, заветное слово вам еще пригодится. А вот он и город. Посмотрите вокруг... Удивились?... Мы тоже – одни близнецы–двойники. Да такие дружные...* Жаль, что разговаривать с Вами они не будут. Но мы всё записали – читайте. Угадали вещества? Но чтобы приблизиться к разгадке тайны, воспользуйтесь подсказками нашей коллеги ? криминалиста Колбочкиной:
1. Молекулы простых или сложных веществ живут в этом городе?
2. Атомами каких химических элементов они образованы?
3. Напишите электронные формулы этих молекул.
Ирина Александровна! Вы не спите? Подсказывайте?**
Молодцы!!! Много узнали нового? Мы тоже... Так кто же пригласил нас в этот город? Мы догадались. А Вы?
Кто она – химическая связь? Какие её типы Вы знаете? А чтобы быть уверенными, напишите на наших визитках ответы на наши вопросы (не забудьте указать координаты!)***
До свидания! Не прощаемся!
До скорой встречи!
* Вниманию учащихся предлагается макет дома, квартиры в котором занимают картинки с изображением близнецов. Учащиеся читают задания на картинках и отгадывают загадки. После этого продолжается чтение записки и выполнение заданий с подробными комментариями
Жили в этой квартире 2 старичка. Ростом
они были невелики, зато глаза у них были большие и
голубые. На месте не стояли ни минутки. Говорили
много. Хвастались. – Сколько нам лет? H2 А здесь живут высокие поэты. Их стихи пользуются неизменным успехом Поэзия есть тот же кислород. O2 Но стихи их нам бывает понять тяжело. Одно мы поняли – без них умрем мы. Странные эти братья. Не от мира сего. А главное – высокого мнения о себе. Парят в облаках и постоянно смотрят на всех свысока. Ведь, как они говорят, без них нет жизни на Земле. Они – составная часть, какой-то белковины, которую плетут круглосуточно с самого рождения. Предупреждаем вас заранее: Мы не пригодны для дыхания Но все как будто бы не слышат N2 |
**Объяснение учителя (подробное объяснение учителя механизма образования ковалентной связи, её кратности, длины, электронных и структурных формул, запись основных положений в тетрадь)
Связь, образующаяся за счет обобществления электронов, называется ковалентной связью.
Ковалентная связь – это связь, возникающая в результате образования общих электронных пар (запись в тетради).
Ковалентная неполярная связь – это связь, возникающая в результате образования общих электронных пар между атомами одного и того же элемента ? неметалла.
III. *** Закрепление знаний – самостоятельная работа – указать тип связи и составить электронную и структурную формулы её образования (заполняются карточки – ответные письма)
Неотложный
Пункт |
Неотложный
Пункт |
Вот такая история приключилась с нами. Именно её я просто забыла. А вот колобкам спасибо! Ведь именно они помогли мне объяснить новый материал. Спасибо колобкам! Спасибо Вам!
Список дополнительной литературы.
1. Катаева Л.Г., Толкачева Т.К. Химия: Карточки–задания по неорганической химии – М.: Просвещение, 1998 г.
2. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Загадки, игры, ребусы – М.: Просвещение, 1993 г.
3. Алигберов А.И.Занимательная химия – М., Просвещение, 2002 г.