Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели.А. МАКРУШЕВИЧ |
Цели:
1) Обобщить и систематизировать решение неравенств второй степени с одной переменной графическим способом и методом интервалов.
Совершенствовать навыки и умения:
2) Развитие логического мышления, самостоятельности, создание проблемной ситуации.
3) Воспитывать устойчивое внимание, настойчивость, целеустремленность, навыки самоконтроля.
Тип урока: Закрепление знаний, отработка умений и навыков.
Оборудование:
- карточки сигнальные;
- тренажерные карточки;
- карточки для проведения теста;
- карточки для самостоятельной работы;
- решебники;
- таблицы: «Формула корней квадратного уравнения», «Выберите высказывания»;
- шаблоны для построения графиков квадратичной функции.
Учащимся необходимо:
Знать:
- определение квадратного неравенства с одной переменной,
- формулу корней квадратного уравнения,
- свойства квадратичной функции,
- алгоритмы решений квадратного неравенства графическим способом и методом интервалов.
Уметь:
- решать квадратные уравнения, используя формулу корней,
- решать квадратные неравенства графическим способом и методом интервалов.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
1) Фронтальная работа с сигнальными карточками.
Учитель. Чему равен?
У каждого ученика набор карточек с правильными ответами.
2) Работа в парах. Взаимотренаж.
3) Работа с тестом.
Тест
Тема: «Квадратные уравнения»
Инструкция по проведению теста.
Обведите кружком ту букву, которая соответствует, по Вашему мнению, правильному ответу.
1. В квадратном уравнении укажите свободный (третий коэффициент).
а) 7, б) 19, в) 4, г) –19.
2. В квадратном уравнении укажите второй коэффициент
а) 3, б) – 3, в) 7, г) 8.
3. В квадратном уравнении укажите первый коэффициент:
а) 2, б) 4, в) –2, г) 6.
4. Сколько корней имеет квадратное уравнение
а) один, б) два, в) нет корней, г) три.
5. Решите уравнение:
а) (2, –3) б) (–2, +3) в) (2, 3), г) (–2, –3).
6. Найдите дискриминант квадратного уравнения :
а) 21, б) –21, в) 0, г) 24.
Ребята сверяют решения по таблице, ставят себе оценки.
Учитель:
Работа с тренажерными карточками, тестирование показали, что вы помните формулы квадратного уравнения, умеете его решать, что необходимо при решении квадратных неравенств с одной переменной.
Сейчас давайте повторим какие неравенства называются квадратными неравенствами с одной переменной и как решать такие неравенства методом интервалов и с помощью построения графика квадратичной функции.
II. Устная работа
1. Укажите неравенства, которые являются неравенствами второй степени с одной переменной.
2. Разбор решений квадратных неравенств с одной переменной графически и методом интервалов. (запись на доске).
3. Выберите высказывания, дающие ответ на вопрос, как с помощью графика квадратичной функции решаются неравенства второй степени с одной переменной.
Таблица №1
1. Рассмотрим функцию
2. Находим точки пересечения параболы с осью OX, для чего решаем уравнение
3. Находим координаты вершины параболы (m; n), где m=-b/2a, n=y(m).
4. Определяем направление ветвей параболы.
5. Строим параболу по точкам.
6. Схематично изображаем параболу, не обозначая координат ее вершины.
7. С помощью графика находим промежутки, в которых функция принимает положительные (отрицательные) значения.
8. Записываем ответ.
Таблица №2
Выберите высказывания, дающие ответ на вопрос, как с помощью метода интервалов решаются неравенства второй степени с одной переменной.
1. Рассмотрим функцию
2. Определяем нули функции, для чего решаем уравнение
3. Решаем уравнение .
4. Отмечаем на оси OX интервалы, на которые область определения разбивается нулями функции.
5. Строим график функции
6. Определяем знак функции на каждом интервале, чередуя «+»,«-», начиная справа со знака «+».
7. Находим промежутки, в которых функция f(x) принимает положительные (отрицательные) значения
8. Записываем ответ.
III. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам. Учащиеся работают в группах по четыре человека, сверяют ответы по решебникам. Наиболее сложное задание на «5» один учащийся решает на доске.
Вариант №1. 1. Решите неравенство методом интервалов: 2. Решите неравенство графически. |
Вариант №2. 1. Решите неравенство методом интервалов: 2. Решите неравенство графически. |
Вариант №3. 1. Решите неравенство методом интервалов: 2. Решите неравенство графически. |
Вариант №4. 1. Решите неравенство методом интервалов: 2. Решите неравенство графически. |
Капитаны выставляют баллы в матрицу учета знаний.
Матрица учета знаний
№ п/п |
Ф.И. учащихся |
Фронтальная работа | Взаимо-тренаж | Самостоя-тельная работа | Активность на уроке | Общий балл | Оценка |
Балл вопроса |
IV. Итоги урока
Комментирование оценок.