Использование технологии сотрудничества на уроках труда как условие развития самостоятельности учащихся начальных классов

Разделы: Технология


Введение

Самостоятельность - это неотъемлемое требование сегодняшней реальности, предполагающее формирование у человека таких качеств, как целеустремлённость, независимость, широта взглядов и мышлений, гибкость ума и поступков, предприимчивость и трезвый анализ происходящих в жизни ситуаций и явлений.

Одним из средств формирования самостоятельности младших школьников является УРОК ТРУДА и взаимообучение учащихся.

Таким образом, тема доклада “Использование технологии сотрудничества на уроках труда как условие развития самостоятельности младших школьников” актуальна.

Проблема исследования: выбор оптимальной технологии сотрудничества на уроках труда для развития самостоятельности учащихся начальных классов.

Цель: разработка оптимальной технологии сотрудничества на уроках труда для развития самостоятельности учащихся начальных классов.

Гипотеза: Если использовать технологию сотрудничества, то это позволит развить умения самостоятельной деятельности младших школьников.

1. Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, назвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки.

Как целостная технология, педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительского инструментария; она вся “рассыпана” по сотням статей и книг, её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу “Концепции среднего образования Российской Федерации”. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа “проникающую” технологию, являющуюся и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

В “Концепции среднего образования Российской Федерации” сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Сотрудничество - это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения “учитель-ученик”. Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика-объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодого); ни один из них не должен стать над другим.

Сотрудничество в отношениях “ученик-ученик” реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).

Сотрудническая деятельность детей дает широкие возможности для проявления индивидуальности каждого ученика: собственной инициативы, коллективной поддержки и оценки своей инициативы, участия в поддержке и оценке другой инициативы, в формировании общей цели, системы ценностей, общих критериев эффективности деятельности, в осуществлении совместной деятельности, управления совместной деятельностью.

2. Самостоятельная работа - средство активизации учебной деятельности школьников

Самостоятельная работа принадлежит к общепризнанным средствам

активизации учебной деятельности школьников по овладению знаниями и умениями. К сожалению, нет единого мнения , что вкладывается в понятие “самостоятельная работа”, и это тормозит развитие практики обучения. Если учитель не знает, какая работа учащихся не будет являться самостоятельной, то не возможно говорить и о развитии самостоятельности школьников на уроках трудового обучения. Мы понимаем самостоятельную работу как форму организации учебно-трудовой деятельности школьников.

Главная задача состоит в том, чтобы в процессе трудового обучения постепенно формировать у школьников умение самостоятельно добывать знания, оценивать их и применять на практике.

Овладеть знанием – это значит не только понять и запомнить, это ещё и уметь применять его для решения разных задач, уметь перенести знание и способ деятельности в новую ситуацию. Основное средство достижения такого результата – самостоятельная работа школьника. Причем следует отметить, что главное внимание нужно сосредоточить на формировании ведущих знаний, доведении их до уровня овладения, а это возможно только в процессе самостоятельной работы. Именно ведущими знаниями должен оперировать ученик, другие знания (“подсобные”) играют вспомогательную роль и не требуют доведения их в сознании школьников до уровня применения.

Таким образом, в процессе формирования у младших школьников умений самостоятельной работы можно выделить три этапа:

  • отработка приемов выполнения отдельных трудовых операций и усвоение элементов графической грамоты;
  • формирование общего подхода к выполнению любого задания и усвоение алгоритма действий (системы обязательных операций, расположенных в соответствующей последовательности) на основе анализа и самоконтроля;
  • формирование умения переносить знания в новую ситуацию с опорой на анализ, самоконтроль и планирование.

Самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других учеников, способностью высказывать свою точку зрения, независимую от других.

Такой подход позволяет целенаправленно формировать у учащихся не только исполнительскую, практическую, но и познавательную самостоятельность, процесс их труда становится осмысленным, интеллектуально насыщенным, приносит детям радость.

Самостоятельная работа помогает младшим школьникам включаться в решении учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, а это значит сделать важный шаг, направленный на достижения дальнего стратегического результата начального обучения. Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.

Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Самостоятельно работающий ученик откроет не только двери любой науки, но и с уверенностью будет преодолевать трудности жизни.

Таким образом, работая не только умственно, но и практически, учащиеся сформируют навыки творческой работы, значительно обогащают себя в интеллектуальном плане. Дальнейшее умственное развитие детей позволят им проявлять в трудовых делах относительную самостоятельность. Они могут самостоятельно составлять план работы, сделать необходимые расчеты.

3. Технология проведения уроков сотрудничества

Самостоятельная работа – это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, когда школьник оказывается в позиции учителя.

В современных условиях роль практики в трудовом обучении младших школьников приобретает особое значение. Стремительные темпы научно-технического прогресса предъявляют новые требования не только к самим знаниям, которые должны усвоить учащиеся, но и к способам их получения. Организация работы по типу “делай как я” изживает себя. Трудовое обучение повернулось лицом к творчеству. Главной его задачей стало развитие творчески активной личности, воспитание таких его качеств как самостоятельность, инициатива, коммуникабельность. Творческие способности развиваются у учащихся в практической деятельности, но при такой его организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор, а правильность выбора подтверждается на практике.

Методика проведения уроков трудового обучения в младших классах также должна отвечать новым требованиям. Чтобы стимулировать творческую активность учащихся, необходимы специальные условия, которые учитель может создать на уроке путём расширения видов и форм работы детей.

Одним из таких видов работ, являются уроки взаимообучения: когда учителем становится сам ученик. Работу начали с третьего класса (1998г). Разработана программа (см. прил.1 ). Учитель-ученик сам готовится к уроку трудового обучения, при этом тему уроков он выбирает сам, по желанию. При проведении таких уроков у учителя-ученика стимулируется познавательная и практическая деятельность, расширяется кругозор, формируются практические умения, развивается внимание, фантазия, исследовательская деятельность, умение проектировать, а самое главное дети учатся быть самостоятельными.

Для самостоятельного труда вызвались самые смелые ученики. В последующем и другие дети изъявили желания провести уроки труда.

В первое время некоторые дети затруднялись в поисках тем. Поэтому я вместе с учениками ходила в библиотеки, объясняла, как и где искать нужный материал. Неоценимую помощь в этом также оказали их родители, которые вместе с детьми окунулись в мир книг, журналов, в поисках интересных работ, изделий. Постепенно дети научились работать с литературой, находили они очень интересные и забавные изделия, которые с удовольствием захочет сделать любой ребёнок. Важным было и то, что каждый учитель-ученик при проведении урока не забыл повторить с учащимися технику безопасности на уроках трудового обучения:

  • чистота и порядок на рабочем месте – важное условие успешности работы;
  • беречь инструменты, использовать их по назначению;
  • экономно пользоваться материалами;
  • быть аккуратнее с клеем;
  • сидеть в противоположных краях парт, при работе с иголкой.

Необходимыми условиями успешного проведения младшими школьниками уроков труда является следование учащимися правил ТБ, поискам учениками рациональных приёмов работы, например, при сгибании и резании бумаги, быстрого и точного выполнения разметки, умения сэкономить материал при изготовлении того или иного изделия.

Уроки трудового обучения тесно связаны с уроками ИЗО, природоведения, математики. Так, например, на уроках труда широко применяются знания приобретенные на уроках:

  • изобразительного искусства (раскрашивание карандашом, акварелем, гуашью и тд., украшивание орнаментом, сочетание цветов и тд).
  • природоведения (знание масштаба, использование природных объектов,
  • подражание природным формам и тд).

Особенностью трудового обучения состоит в том, что задачи урока реализуются в процессе деятельности учащихся по моделированию и конструированию различных объектов труда. При этом для ученика очень важно осознать и принять предстоящую работу. Рассмотрим это на примере подготовки к урокам труда в 3 классе

Работа с бумагой и картоном. Урок ведёт Марина

Тема урока: Прищипанная мозаика.

Учитель: Марина, а что это за “прищипанная” мозаика?

Марина: Это когда бумагу не режут ножницами, а отрывают руками.

Учитель: Понятно. Теперь покажи, пожалуйста, материал, который ты нашла для этого урока. Значит у тебя карандашик из обрывной бумаги. А что ты узнала о бумаге?

Марина: Бумага бывает разных видов: писчая, газетная, пергаментная, бархатная. У меня есть эти бумаги.

Учитель: Молодец! Это ты узнала, а вот твои одноклассники ещё не знают и тебе надо будет им об этом рассказать и показать.

Итак, тема нашего урока мозаика “Карандашик”. Теперь нам надо поставить цель нашего урока. Чего ты должна добиться, чему должны научиться дети, что дети должны понять?

Марина: наверно, они должны понять, что для того, чтобы мозаика получилось, нужно полоски отрывать наискосок. Тогда только получится прищипанная мозаика.

Учитель: Да, правильно, но надо ещё и соблюдать правила работы:

  • быть внимательным при работе с ножницей;
  • не разбрасывать мусор;
  • убрать рабочее место после работы.

Итак, цели нашего урока:

  • дети должны понять, что для “прищипанной мозаики” отрывают полоски не вдоль волокон, и не поперек, а наискосок;
  • познакомить с видами бумаг;
  • повторить правила безопасной работы.

Теперь напишем этапы урока, т.е. что надо делать первым, затем что и т.д.

Марина: Сегодня они должны принести цветную бумагу, картон, клей, ножницы, альбомный лист.

Учитель: Хорошо, но в начале урока немного расскажи о бумаге.

1) Из чего делают бумагу.

2) Какие виды бумаг бывают. Покопайся ещё в книгах, пусть мама поможет.

Затем скажешь тему урока. Обрати внимание, что мозаика не простая, а “прищипанная”.

Итак, что делаем в первую очередь?

Марина:

1) У меня есть шаблоны карандаша, они должны обвести в своих альбомных листах.

2) Вырезают и приклеивают на картон.

3) Теперь готовим полоски для мозаики. Для этого полоски отрываем наискосок (показ). Отрываем бумаги красного, желтого и черного цветов. Стараемся делать полоски поуже.

4) Намазываем кончик карандаша клеем и приложим кончик красной полоски, прижмем его карандашом и дёрнем. Так остаётся кусочек красной бумаги.

  • шишка шапочки карандаша красного цвета
  • колпачок – жёлтого цвета
  • сам карандаш красного цвета
  • руки – черного.

После того, как все приклеили подождём , чтоб всё высохло, а потом приклеим петельку – подвеску с обратной стороны фигурки. Всё!

Учитель: Очень хорошо! Теперь надо сделать итог урока – рефлексию.

- Узнай, хорошо ли они тебя слушали. Задай вопросы: - Из чего делают бумагу? - Какие виды бумаг запомнили? - Как надо отрывать бумагу для “прищипанной” мозаики?

И оценки надо поставить.

После окончания урока учеником в классе обсуждается проведенный урок. Чем понравился урок? Что не понравилось? Как можно было бы это сделать лучше? Согласны ли с оценками? Какую оценку поставите учителю-ученику?

Чтобы уроки были интересными, чтобы у детей расширился кругозор, развилась любознательность, стараемся каждый урок по возможности найти интересные и полезные сведения об истории возникновения и развития вещей. Беседы связанны с темой урока и содержат информацию, которая позволяет углубить интерес учащихся к работе на уроке.

В подготовке бесед помогают книги И.Ильина и Евгения Мара “Что из чего”, “Откуда приходят вещи”, “Сто тысяч почему” и другие книги и журналы о декоративно – прикладном искусстве.

Ученик – учитель сам готовит рассказ с подборкой иллюстраций, рисунков, фотографий и т.п. Важно не только научить детей клеить, шить, лепить, но и сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки и не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым, т.е. сформировать основы духовной культуры.

Так, по теме “Пришивание пуговиц, кнопок” учитель – ученик научил детей не только различным способам пришивания пуговиц, но и познакомил с историей возникновения пуговиц. Как люди застёгивали одежду до появления пуговиц, кто их изобрёл? (См. прил. 2)

На уроках изготовления игрушек из ткани, различных материалов или из пластика, глины, папье-маше учитель-ученик показал разнообразие материалов и приёмы работы, также познакомил с историей появления различных игрушек на Руси.

Знание об истории и культуре своего народа хорошо проводить на фоне культуры других народов. Культура каждой страны достойна уважения, сохранения, изучения. Осознать это учащимися поможет не только рассказ, беседа учителя – ученика, но и коллекционированные репродукции, фотографии.

Вступительная беседа позволяет создать у учащихся базу впечатлений, знаний, которые помогут детям иметь более широкий взгляд на предмет практической работы на уроке. Учителю – ученику подготовка к беседе позволяет развить, самое главное, самостоятельность. Здесь учитель – ученик должен сам найти материал к уроку, сам должен искать наглядности: иллюстрации, картинки и т.д. следовательно, он должен разработать очень много литературы.

Итак, для успешного проведения урока учеником должно быть:

- продуманное планирование урока с учетом знаний и умений, приобретенных учащимся в предыдущий год обучения;

- необходимые наглядно-демонстрационные средства (таблицы, схемы, рисунки, образцы готовых изделий, шаблоны).

При планировании учитывается посильность и доступность объектов труда, чтобы изделия были желаемы и привлекательны для учителя-ученика.

Это вызывает положительную мотивацию и эмоциональный подъём и настрой детей на работу. Важно, чтобы при организации урока дети активно принимали участие в составлении плана, выполнения заданий, чтобы производили расчеты необходимых для работ материалов, делали наглядности, подводили итоги.

В результате проведения уроков труда в сотрудничестве младших школьников у них повысился уровень эрудированности, активности, развилась речь учащихся, исчезла боязнь выступления перед публикой, что наглядно видно на столбчатой диаграмме. (См. рис. 1)

 

Мониторинг активности учащихся в учебно-воспитательном процессе

Рисунок 1

В 1 классе Саша сама придумала одну сказку. Это 10 баллов.

Во 2 классе написала сказку и реферат по природоведению. (20 баллов).

В 3 классе участвовала в Республиканских Ксенофонтовских чтениях, в улусных Виноградовских чтениях, провела два урока труда в классе (40 б)

В 4 классе провела четыре урока труда, участвовала улусных Виноградовских чтениях, участвовала в кустовом конкурсе сочинений “Кэскиллээх айымньы”. Сочинение напечатано в газете Юность Севера.(80б)

В 5 классе провела открытый урок на улусном семинаре у первоклассников,

два рабочих урока у первоклассников, праздник “Прощания с Азбукой”, участвовала в Виноградовских чтениях.(60б)

Артём в первом и втором классе себя совсем не проявлял себя, он очень застенчивый мальчик.(0б)

В 3 классе решился провести урок труда в своём классе, согласился участвовать в общешкольном конкурсе “Слабо” (15б)

В 4 классе провел два урока труда (20б)

В 5 классе провел один урок труда, одно мероприятие у первоклассников, участвовал в Региональном Виноградовском чтении, в Республиканском Ксенофонтовском чтении занял 3 место (40 б)

Андрей пришёл в мой класс только в третьем году обучения.

В 3 классе провел два урока в классе (20б)

В 4 классе провел три урока труда в своем классе (30б)

В 5 классе провел праздник у первоклассников “Прощание с азбукой”, участвовал в улусной конференции “Шаг в будущее”, в региональных Виноградовских чтениях, в Республиканских Ксенофонтовских чтениях занял 3 место. (40б)

Ваня в 1 классе участвовал в викторине “Весёлый автомобиль” (10б)

Во 2 классе помогал в разучивании танца (10б)

В 3 классе провел три урока в своём классе, участвовал в написании сценария праздника “Шоу для мам”, участвовал в конкурсе “Слабо” (50б)

В 4 классе участвовал в улусных Виноградовских чтениях, в улусной конференции краеведов, награжден дипломом за участие в Российском конкурсе исследовательских работ “Портфолио” (80б)

Владик в 1 классе сочинил сказку (10б)

Во 2 классе участвовал в постановке танца, рассказ напечатан в газете юность Севера.

В 3 классе провел три урока труда, участвовал в конкурсе “Слабо”, участвовал в составлении сценария праздника “Шоу для мам” (50б)

В 4 классе провел четыре урока труда.

В 5 классе провел два урока труда у первоклассников, участвовал в проведении праздника “Прощания Азбуки”, участвовал в проведении праздника Дня матери (40б)

Диана в первом классе себя не проявила (0б)

Во 2 классе сочинила сказку.(10б)

В 3 классе провела три урока труда в своем классе, её ребус напечатан в газете Юность Севера. (50б)

Влад в первом классе не проявил себя (0б)

Во 2 классе участвовал в постановке танца (10б)

В 3 классе провел 2 урока труда, участвовал в постановке сказки “Курочка Ряба” (30б)

В 4 классе провел четыре урока труда, участвовал в улусных Виноградовских чтениях (50б)

Рома в 1 классе себя совсем не проявлял. Мальчик очень застенчивый (0б)

Во 2 классе участвовал в постановке танца (10б)

В 3 классе провел один урок труда в своем классе (10б)

В 4 классе провел два урока труда (20б)

В 5 классе участвовал в проведении дня Матери, в празднике “Прощания с Азбукой” (20б)

Как видно из анализа результатов наблюдений, отзывов учащихся и их родителей (см. прил.3) у детей стимулируется познавательная и практическая деятельность, расширяется кругозор, формируются практические умения, развивается внимание, фантазия, исследовательская деятельность, умение проектировать, а самое главное дети учатся быть самостоятельными.

Из этого можно сделать вывод: использование технологии сотрудничества на уроках труда в начальных классах способствуют развитии самостоятельности учащихся.

Таким образом, полностью подтвердилась выдвинутая гипотеза: “если использовать технологию сотрудничества, то это позволит развить умения самостоятельной деятельности младших школьников.

Заключение

На основе анализа различных форм проведения уроков труда, методик их организации была разработана оптимальная технология сотрудничества, которая учитывает и содержит разнообразный познавательный и развивающий материал. Цель технологии: развитие самостоятельности младших школьников.

Проведен мониторинг активности учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью изучения эффективности введения данной технологии. Данный мониторинг показал, что у детей воспитывается чувство ответственности за порученную работу, желание самостоятельно разобраться в исполнительском и творческом задании.

Таким образом, мониторинг показал справедливость выдвинутой гипотезы, которая заключалась в том, что использование технологии сотрудничества на уроках труда позволит развить самостоятельную деятельность младших школьников.

Использованная литература

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.-М.,1996.

2 Абрамова О.Г. Актуальные задачи трудового обучения // Начальная школа.1977.-№8-с.35-40.

3. Бутенко Т.А. Приобщение школьников к общественно полезному труду.// начальная школа. 1986.-№7-с.60-61

4. Белорецкая З.Б. Аппликация из соломки // Начальная школа.1976.-№9-с.64-66

5. Веремейчик И.М. Развитие технического творчества младших школьников // Начальная школа.1991.№4-с.88-89

6. Голяева Л.А. Игровые моменты на уроках трудового обучения в 1-2 классе // начальная школа. 1990.-№5-с.35-38

7. Геронимус Т.М. Планирование уроков трудового обучения //Начальная школа.2000.-№9-с.38-66

8. Жукова А.Е. Игрушки – сувениры из шаровидных деталей // Начальная школа.1986.-№7-с.60-61

9. Злотникова Л.Ф. Воспитание художественного вкуса на уроках труда//Начальная школа1976.-№11.-с.56-58

10. Конышева Н.М. Воспитание эстетического отношения ребёнка к “миру вещей” на уроках трудового обучения // Начальная школа.1993. №6   с.15-21

11. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности-основа целостного учебно-воспитательного процесса.-М.,1993.

12. Перевертень Г.И. Аппликация из птичьих перьев // Начальная школа.1976.-№9.-с.60-63

13. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.-М.,1990.