Система рейтинговой оценки знаний учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Традиционно в системе среднего и профессионального образования применяется пятибалльная система оценки знаний учащихся. Хотя эта система и существует на протяжении долгого периода времени, она не совсем отвечает требованиям современной рыночной экономики. Как известно, рынок подразумевает конкуренцию. Применительно к учебному процессу, это должна быть интеллектуальная конкуренция, то есть, кто сегодня стремится получить высокие баллы, тот, скорее всего и в дальнейшем будет саморазвиваться, самосовершенствоваться и достигнет более высоких вершин в своей жизни.

Несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны: не решена проблема объективности оценок; система оценивания не выполняет в должной мере функцию инструмента воздействия на ученика; оценивание осуществляется не по всем параметрам, которые декларируются как подлежащие оценке, а только по некоторым. И как следствие этого, идет поиск других систем. Причиной этого служит и то, что у учащихся нет стимула добросовестной учебы, нет убеждения, что уровень жизни специалиста прямо связан с уровнем знаний, полученных в учебном заведении. Для многих учащихся знания, учеба не важны. Принцип существования следующий: может и придется работать по специальности – да когда это еще будет.

Любое учебное заведение должно выбрать такую методику обучения и оценки знаний, чтобы она добавила учащемуся уверенности в себе, в своих знаниях, в своих способностях и сделать соответствующие выводы — либо поменять учебное заведение, либо изменить свое отношение к нему. А это означает: направить все усилия на воспитание в себе личности, способной к самореализации. Учащийся, независимо от избранной специальности, должен знать, что его знания — это его интеллектуальная собственность, выражаясь рыночным языком, это — его капитал. И чем больше он их накопит во время учебы, тем более престижное место работы получит, и займет достойное положение в обществе. Поэтому для того, чтобы дать учащемуся ту сумму знаний, которая сделает его специалистом, сделать так, чтобы ему было выгодно учиться регулярно и хорошо, по-моему мнению нужна новая система оценки знаний, а именно - рейтинговая.

В целях повышения мотивации обучения, углубления самостоятельной работы учащихся мною была разработана и опробована рейтинговая система контроля и оценки знаний учащихся по предмету “Налогообложение”. Предмет рассчитан на 42 часа, в котором 18 тем. Предмет разбивается на модули (блоки) – “контрольные точки” (Рб), охватывающие несколько тем (прил. 1). Рейтинг по предмету складывается из рейтингов по каждому блоку:

Рп = Рб1 + Рб2 + … + Рб10

Рп – рейтинг по предмету

Рб1, Рб2 – рейтинг по блоку 1,2 и т.д.

Программа предмета разбита на 10 модулей (блоков), на каждый блок приходится 10% рейтинга (всего 10%*10 = 100%)

Блоки I, II, III, IV, VI, VII, VIII включают в себя 2 – 3 темы, в результате изучения которых учащиеся должны получить не менее 2-х оценок за домашнее задание и работу в классе (Ртек – среднеарифметическое полученных оценок) и одну за срез (работа с тестами). Шкала рейтинга разработана мною по принципу: сложнее задание – выше % (прил. 2). По блоку X учащиеся должны получить одну оценку за самостоятельную работу (рейтинговая шкала прежняя). Блок V и IX – контрольные работы, которые оцениваются по пятибалльной системе (прил. 3).

Успешность усвоения каждого модуля оценивается в %. Все заработанные студентом % складываются и составляют индивидуальный рейтинг учащегося.

Рейтинг по предмету формируется по результатам трех основных видов контроля: текущего (на занятиях), рубежного (контрольная работа по завершении модуля), итогового (блок V и IX).

Текущий контроль состоит в оценке следующих видов деятельности учащихся: активное участие в обсуждении темы занятия, своевременное и аккуратное оформление домашних задач, быстрое и точное решение ситуационных задач, выполнение заданий в тестовой форме.

Рубежный контроль (Рд) заключается в написании контрольной работы, составленной из унифицированных тестовых заданий по всем темам пройденного материала (блоки V и IX)

Необходимо отметить, что для всех видов контроля по всем темам мною были разработаны карточки-задания и разноуровневые тесты. Для последовательного усвоения темы (ход объяснения каждой темы практически одинаковый) мною разработан и используется опорный плакат с названиями разделов статей налогового кодекса РФ (прил. 4).

Вернемся к вопросу оценивания модулей. Почему за отлично выполненное домашнее задание учащийся набирает 4%, а за срезовую работу 6%? Не секрет, что ученику легче заработать высокий % за устный ответ (иногда при помощи наводящих вопросов преподавателя) или задачу, решенную дома. Срезовая же работа требует от ученика не только знаний темы, но и логичного ее изложения.

Для достижения более высоких результатов учебы недостаточно знаний, полученных только на уроках. Необходимо изученные вопросы творчески расширить и практически применить. Для этой цели используются такие задания, как написание рефератов, составление тестов, карточек-заданий и т.д. Учащимся заблаговременно предлагаются темы для написания рефератов, их перечень находится в классном уголке.

Творческие индивидуальные задания разной сложности – дополнение к суммарному рейтингу. Творческий рейтинг не превышает 20% от рейтинга предмета.

Суммарный рейтинг предмета составляет 120%:

Рс = Рп + Ртв

В случае несвоевременной сдачи “контрольной точки” рейтинг снижается на один процент.

Годовая оценка по предмету выставляется по суммарному рейтингу:

Рс ? 85% - “отлично”

70% < Рс < 85% - “хорошо”

50% < Рс < 70% - “удовлетворительно”

Рс < 50% - “неудовлетворительно”

Если учащийся не согласен с результатами рейтинга или хочет повысить оценку, то он приходит на консультацию, здесь же могут “отработать” темы те, кто по каким-либо причинам пропустил занятия.

Учащиеся могут заранее планировать свою работу по предмету, т.к. программа курса расположена в классном уголке.

Одно из обязательных свойств системы является ее открытость — ученики должны знать “правила игры”: знать “стоимость” любой деятельности, знать, как можно получить %, и за что может их потерять и т.д. Для выполнения этого свойства “таблица стоимости” должна быть доступна ученикам. Мною разработана подобная таблица, которая висит в классном уголке вместе с тематическим планом и программой курса по предмету. Здесь же учащиеся (а также их родители) могут в любое время повторить (ознакомиться) правила рейтинговой системы оценки знаний.

В течение всего учебного года у учащихся наблюдался живой интерес к изучению данной дисциплины, после каждого урока они смотрели на выставляемые мною % в таблицу рейтинга (прил. 5) и выявляли лучшего учащегося, определяя каждый для себя новые рубежи в изучении предмета.