Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • закреплять знания детей по развитию речи и обучению грамоте;
  • совершенствовать умения самостоятельно, выразительно передавать содержание сказки, используя моделирование;
  • продолжать учить проводить звуковой анализ слов;
  • упражнять в составлении предложений по схемам;
  • способствовать пополнению, уточнению и активизации словарного запаса;
  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, самостоятельность.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Снегурочка”, наблюдение на прогулке, беседы о весне, дидактические игры: “Придумай сказку”, “Составь предложение”, “Гласный – согласный”.

Материал:

  • кукла – Снегурочка,
  • геометрические фигуры – модели,
  • мини – фланелиграфы,
  • конверты с фишками на каждого ребенка,
  • схемы предложений, предметные картинки.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в пальчиковую игру “Цветочек”:

Утром рано он закрыт (кисти рук в сомкнутом состоянии)

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга)

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу (пальцы плавно расходятся)

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик (пальцы сомкнуты)

И теперь он будет спать (исходное положение рук)

До утра как птенчик (имитация сна).

Воспитатель: А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это весеннее утро, надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение?

Игра “На что похоже ваше настроение?” (с мячом).

Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу. Тот, у кого мяч, описывает свое настроение.

Воспитатель: Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение.

Вот с таким настроением начинаем наше занятие.

Воспитатель проводит с детьми артикуляционную гимнастику: “Наконец зиме конец – летит весны гонец скворец!” (дети произносят чистоговорку в разном темпе и с разной силой голоса).

Игра “Подбери слово”.

Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Воспитатель называет слова мужского, женского, среднего рода и бросает мяч детям. Тот, кто поймает мяч, должен назвать соответствующие существительные к данному прилагательному. Например, весенний (снег), весенняя (капель), весеннее (солнце) и т.д.

(слышится плач)

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет. Пойду, посмотрю (приносит куклу – Снегурочку).

Воспитатель: Что стряслось, Снегурочка, почему ты плачешь?

Снегурочка: Я заблудилась….

Воспитатель: Заблудилась? Не расстраивайся, Снегурочка, мы тебе постараемся помочь.

Воспитатель: Смотри, какая красивая корзина (показывает корзину, украшенную подснежниками). Эта корзина непростая, в ней – слова. Снегурочка, мы хотим тебе подарить корзину с весенними словами.

Игра “Назови слово”.

Воспитатель передает корзину детям по кругу, дети называют любое слово, которое подходит по теме “Весна”. Например, подснежник, капель, скворец, проталина и т.д.

Воспитатель: Полную корзину с весенними словами подарим Снегурочке.

(дети садятся за столы).

Воспитатель: А сейчас поможем Снегурочке вернуться в ее сказку. Может ты из такой сказки?

Пересказ сказки (дети с помощью моделей - геометрических фигур разного цвета, на фланелиграфе выкладывают персонажи сказки, обозначающиеся любой геометрической фигурой).

Воспитатель: В этой сказке Снегурочка растаяла. Ничего страшного! Ведь Снегурочка превратилась в облако, а из облака пойдет дождь и Снегурочка снова вернется домой. Правда, Снегурочка?

Снегурочка: Большое спасибо, ребята! Я вспомнила свою сказку. За вашу доброту, за вашу помощь, я приглашаю вас в весенний лес!

Физминутка

Распускаются листочки, (сложенные вместе ладони “раскрыть” в правую и в левую стороны )
Появляются цветочки, (присесть и медленно встать)
Головой кивают, (кивок головой)
Солнышко встречают. (поднять руки кверху, показать солнышко)

Воспитатель: Снегурочка, а еще мы умеем составлять предложения по схемам. Смотри, как это делают наши дети. (Воспитатель предлагает две схемы, обращает внимание на количество слов в предложениях и напоминает, что в предложениях обязательно должно быть слово “Снегурочка”).

1. 2.
/__________ __________ . /_________ _________ ________ .

Воспитатель: Вспомним, какой фишкой мы обозначаем гласный (твердый и мягкий согласные) звук? (ответы детей).

Игра “Не ошибись!”.

Воспитатель называет звук, дети поднимают нужную фишку: красная фишка – гласный звук, синяя фишка - твердый согласный звук, зеленая фишка – мягкий согласный звук.

Воспитатель: Снегурочка совсем не знает звуки и буквы. Ребята, чем отличается буква от звука? (ответы детей).

Воспитатель: Проведем звуковой разбор слов. У каждого из вас есть предметная картинка. Вы должны самостоятельно обозначить звуки в слове (фишками).

Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми. У каждого ребенка - конверт с фишками красного, синего, зеленого цвета, мини – фланелиграфы и предметная картинка. (Например: стол, волк, дом, машина, и т.д.).

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Вы научили Снегурочку не только составлять предложения, но и помогли ей найти свою сказку.

Литература:

  1. Журова Л.Е., Баренцева Н.С. Обучение дошкольников грамоте. М., 1994.
  2. Логинова В.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду. “Детство”. СПб., 2002.
  3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1988.
  4. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1976.
  5. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду М., 1998.