Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по сказке Х.К. Андерсена "Дюймовочка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • образовательные: закрепить умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, составлять небольшие описательные рассказы о животных, использовать в речи диалоги, инсценировать произведения;
  • воспитательные: формирование доброты, отзывчивости, умение прийти на помощь тому, кто в ней нуждается (Ласточка – Дюймовочка, Дюймовочка – Полевая Мышь).

Оборудование:

  • костюмы героев сказки;
  • бутафорский цветок для девочки-Дюймовочки;
  • “болото”, украшенное кувшинками, камышами и т.д.
  • бутафорский цветок ромашка для девочки-Дюймовочки;
  • цветы: ромашки, васильки, колокольчики.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в гости к Дюймовочке.

Звучит музыка, появляется Ласточка, с ней все дети.

Воспитатель. Здравствуй, Ласточка! Ты сегодня не одна, с ребятами. Вы все такие необычные (дети в костюмах персонажей сказки). Из какой вы сказки? (“Дюймовочка”). А кто написал эту сказку? (датский сказочник – Ганс Христиан Андерсен). Давайте вспомним начало этой сказки.

Дети рассказывают.

В далекой стране, у синего моря жил был добрый Сказочник. Он понимал язык зверей и птиц. Они рассказывали ему разные истории. Одну такую историю рассказала ему острокрылая Ласточка: “Жила-была одинокая женщина, не было у нее детей, и пошла она к доброй волшебнице…”.

Появляется девочка в костюме доброй феи.

Добрая фея: “Я дала доброй женщине ячменное зернышко. Это зернышко она посадила в цветочный горшочек, а из него вырос чудесный цветок. Вдруг в нем, что-то щелкнуло, он раскрылся и из него вышла чудесная девочка, она назвала ее Дюймовочкой” (из бутафорского цветка выходит девочка-Дюймовочка).

Воспитатель.

  1. Почему девочку назвали Дюймовочкой? (ее рост 2,5 см - дюйм)
  2. Какая она была? (маленькая, крошечная, малюсенькая, небольшая, крохотная и т.д.)

Из-за цветка появляется Жаба.

Жаба. Ква-ква-ква. Какая славная девчонка. Она будет отличной женой моему сыночку. Пойдем в болото.

Дюймовочка. Я не пойду с вами.

Жаба. Я покажу тебя сыночку, вот он обрадуется. (Зовет сына). Сын, вот тебе невеста.

Жаба-сын. Квакс-квакс, брекекекс. Какая славная, красивая девчонка. Она очень мила.

Жаба. Привяжу тебя покрепче к кувшинке, чтоб ты не убежала. Мы сейчас придем, ты жди.

(Это примерный диалог, который идет в свободной форме по сюжету сказки).

Воспитатель. Автор говорит, что Жаба – безобразная и сынок – безобразный, как по-другому можно сказать о них? (ужасный, безобразный, отвратительный, противный, некрасивый, мерзкий и т. д.)

Нужно спасать Дюймовочку из болота. Кто прилетел ей на помощь? (Мотылек).

Под музыку появляется Мотылек, предлагает Дюймовочке свою помощь, спасает ее, они “улетают” из болота, навстречу выходит Майский Жук.

Майский Жук. Очаровательная девочка! Хоть и не похож-ж-жа на ж-ж-жука. Эй, соседи, все сюда!

Майские жуки рассматривают Дюймовочку.

Звуковая культура речи: отрабатывается звук “ж”

1-й майский жук. Смотрите, у нее только две нож-ж-жки!

2-й майский жук. У нее нет щупальцев!

3-й майский жук. Она ж-ж-жутко некрасивая!

Майские жуки поют вместе со всеми ребятами.

Жу – жу – жу, жу – жу – жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук “ж” я твержу.

Воспитатель. Не понравилась им Дюймовочка. Жук посадил ее на ромашку и улетел. Осталась она одна в лесу. Вокруг было много цветов. Закончите мое предложение и мы узнаем какие цветы росли на поляне.

Вокруг Дюймовочки синели… васильки.
Рядом звенели… колокольчики.
А вот, посмотрите, розовеет… клевер, кашка.
И вся поляна белеет от… ромашек.

Дети берут в руки цветы и танцуют “Вальс цветов” П.И. Чайковского. Проводится физкультурная пауза.

Воспитатель. Прошло теплое лето. Наступила холодная осень. Пошла девочка искать приют на зиму. В поле она увидела норку, там жила Полевая Мышь.

(Далее идет диалог полевой мыши и Дюймовочки в свободной форме по сюжету сказки. Полевая Мышь предлагает Дюймовочке остаться у нее зимовать).

Воспитатель. Вам понравилась Полевая Мышь? Какая она? (добрая, ласковая, отзывчивая, приветливая, не жадная и т.д.).

Воспитатель. А тем временем стало совсем холодно. Вот полетели первые снежинки. Птицы улетели в теплые края. А вот Ласточка. Почему она не улетела?

Дети смотрят пантомимический рассказ Ласточки о том, что она не могла улететь в теплые края (используется невербальный метод). Посмотрев пантомиму, дети рассказывают о переживаниях Ласточки.

Воспитатель. А тем временем в норке Полевой Мыши ждали важного гостя.

Полевая Мышь поет (музыка А. Крылова):

Жду к себе соседа я,
Крот ученый, важный.
Он жених такой прекрасный,
Он жених такой прекрасный.
Будешь ты ему женой.

Воспитатель. Скоро придет сосед – Крот. Как вы его себе представляете?

Дети дают короткий описательный рассказ.

Крот больше Мыши, у него широкий нос, острые зубы, слепые глаза, шуба у него черная, красивая, блестящая, похожа на бархат, он важный.

Крот поет песню (музыка А. Крылова):

Я богатый крот и важный,
Землекоп такой отважный.
Я прорыл тоннель большущий,
Чтоб вас в гости пригласить.

Я ученый крот и важный,
Я богатый и отважный.
Поскорей ко мне пойдем,
Угощу я вас чайком.

Крот приглашает Дюймовочку и Полевую Мышь в гости. Дюймовочка по дороге видит замерзшую Ласточку.

Дюймовочка. Бедная птичка! Замерзла совсем, я тебя согрею, ты будешь снова, как и прежде порхать и чудесные песенки распевать. (Укрывает птичку).

Воспитатель. Ребята! А как бы вы поступили на месте Дюймовочки? (Дети дают свои ответы. Подходят к Ласточке, стараются укрыть ее, согреть, покормить).

Ласточка. Тви-вить, тви-вить, тви-вить! Спасибо Дюймовочка. Спасла ты жизнь мою, тебе добром я отплачу. Спасибо и вам ребята, хорошо иметь друзей, которые не бросят в беде.

Дети поют песню “Дружба крепкая не сломается…” на музыку Ю. Чичкова и “улетают” вместе с Ласточкой.

Подобным образом можно инсценировать и провести работу по развитию речи, используя вторую часть сказки “Дюймовочка”.