Цели урока:
- проверка знаний, основных умений и навыков учащихся по теме: “Противоположные числа”.
- развитие логического мышления учащихся.
- демонстрация применения математики в космонавтике, астрономии, в жизни.
Форма проведения урока: Деловая игра “Полет на планету МИФ”.
Девиз урока: “Полет – это математика” (В.Чкалов)
Роль руководителя полета играет учитель.
Урок разбит на несколько частей:
- Операция “Компьютер” - проверка блока памяти, где проверяется знание теоретического материала.
- Проверка работы процессора – устный счет.
- Контроль работы электронно–вычислительной машины в диалоговом режиме – математический диктант.
- Вычислительный эксперимент по проверке основных параметров корабля.
- Маршрут полета – решая задания ребята преодолевают этапы пути.
- Сражение с модульным драконом – самостоятельная работа.
Ход урока
1 этап – подготовительный
На первом этапе проверяются готовность всех членов экипажа к полету. “Космонавты” должны иметь высокую культуру вычислений.
В начале урока командир экипажа (ребята выбирают его сами) отдает рапорт руководителю полета:
- Товарищ руководитель полета! Экипаж 6 класса к полету готов. Все необходимое оборудование и документация в полном порядке.
Руководитель:
- Объявляю пятиминутную готовность. Экипажу внимательно слушать и выполнять команды “Центра”. (Приложение)
Удары метронома.
Команда компьютера:
- Всем членам экипажа приступить к операции “Компьютер”.
Начинаем проверку блока памяти. (Вопросы показываются на экране с помощью мультимедийного проектора).
Удары метронома.
Команда компьютера:
- Проверяем работу процессора (1 – 2 мин. устный счет) (Приложение)
Удары метронома.
Команда компьютера:
- Проконтролируем работу электронно–вычислительной машины в диалоговом режиме (математический диктант записан на компьютере, читают женский и мужской голоса по вариантам)
- напишите число, противоположное числу 7 (самому себе).
- напишите число, противоположное числу 0 (числу - 3).
- напишите число, противоположное числу - 2( 4 ).
- напишите число, противоположное числу самому себе (0).
- начертите координатную прямую и изобразите на ней число
- 5 ( - 4 ) и противоположное ему число.
6. найдите значение выражения – х, если х = - 4,2 ( - у , если
у = - 2,3).
Удары метронома.
Команда компьютера:
- Внимание! Экипажу приступить к вычислительному эксперименту по проверке основных параметров корабля. Сообщаем данные. (Приложение)
Удары метронома.
Команда компьютера:
- Уточним маршрут полета. (Приложение)
Ребята двигаются по маршруту, решая задания из учебника.
Удары метронома.
Команда компьютера:
- Внимание! Корабль приближается к границе Неизвестности.
Командир:
- Отделу космической связи внимательно следить за экраном.
На экране появляется изображение дракона (Приложение)
Звучит голос дракона:
- Стой! Назад! Я непобедимый модульный Дракон! Никто не сможет пролететь через мои владения.
Командир:
- Без паники! Приготовиться к отражению атаки дракона.
Учащиеся решают самостоятельную работу.
Так преодолевая одно препятствие за другим, учащиеся добираются до чудесной планеты.
Итог урока:
- Что мы повторили на уроке?
- Чью работу вы можете отметить?
- Как оцениваете свою работу?
Домашнее задание:
№ 951, 952,954
Творческое задание: составить отчет или придумать сказку о путешествии на планету МИФ.
Конечно, целесообразность такой игры на уроке отнюдь не бесспорна. Но как особая форма занятий в целях тренировки перед итоговым уроком такая игра заслуживает одобрения. Она интересна, объединена одной темой, в ней очень силен дисциплинирующий элемент (удары метронома, команды). В такой игре слиты в одно целое лучшие устремления современности и ребяческая тяга к древним сказкам.