Технология развития критического мышления. Тема урока: "Сказки народов мира – индейская сказка "Синяя Родинка"

Разделы: Начальная школа


Наше современное общество имеет свой идеал современной школы: это место, куда детям хотелось бы ходить с удовольствием, где не задают много заданий, где интересно, где дают проявлять свои способности, где готовят к поступлению в институт, учат ориентироваться в сложном мире профессий.

Учиться - интересно! В этом помогает технология развития критического мышления. Заговорили о ней не так давно. Первыми в России работать по этой технологии стали педагоги Санкт-Петербурга.

Одно из важнейших положений технологии развития критического мышления является совместное (учитель-ученик, родители-дети) конструирование своего знания и всего процесса учения. Эта технология позволяет сделать учение увлекательным и осмысленным. Ведь учение интересно тогда, когда оно приносит осязаемую радость от познания нового, от ощущения собственной причастности к открываемому в книге миру знаний.

Что же такое критическое мышление? Прежде всего- это система стратегий, которая позволяет формировать мыслительные умения, такие как эффективная работа с информацией, принятие осмысленных решений, взаимодействие с окружающим миром. При развитом критическом мышлении человек овладевает разнообразными способами интерпретации и оценки информации, видит противоречия в тексте, умеет аргументировать свою точку зрения и сопоставлять её с точкой зрения своего собеседника.

Технология развития критического мышления помогает обучающимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы, т.е. мыслить по-настоящему. Но основное условие - это удовольствие, которое получают от обучения и ученики, и учитель. Но необходимо выяснить всё, что касается внутреннего мира учителя, наставника. Это касается нашего стиля преподавания, который зависит от того, какие чувства мы испытываем во время урока: чувство иерархии, чувство сцены и чувство самовлиятельности.

Умеренное чувство иерархии у учителя проявляется в том, что он способен отличить ситуацию, когда он является представителем системы, от той, в которой уместно поддерживать равноправные отношения с детьми. Педагогу надо так организовать занятие, чтобы и он сам мог оказаться на уроке в роли ученика, т.е. учился вместе со своими учениками, и здесь идёт речь о не так развитом чувстве сцены. Если у педагога почти не выражено чувство самовлиятельности, он достигает успехов там, где дети хотят учиться. Но для этого необходимо пробудить внутреннюю мотивацию к учёбе у детей. А учителю необходимо научиться быть терпимым к ошибкам детей, научит их самим додумываться до верного ответа. Здесь пригодятся такие советы:

  1. соглашаться с ошибкой, но делать это, начиная со слова “предположим” , при этом мимика и интонация должны быть нейтральными;
  2. вместе с ребёнком проследить путь, который привёл к подобному решению;
  3. если ребёнок столкнётся с неверным предположением, которое привело к ложному результату, его надо похвалить;
  4. исправить ложное предположение на истинное, найти верное решение.

Начиная работать по данной технологии, учитель должен чётко представлять себе и соблюдать следующие правила:

- положительное внимание к ученикам (уточнять, а не критиковать, выслушивать до конца, не прерывать)
- понимание того, что существует определённый риск, т.к используются другие формы работы
- быть терпимыми к неопределённости.

Основой технологии развития критического мышления являются вопросы. Именно вопросы позволяют детям “поймать” великое множество идей. В данной технологии рассматривается 6 типов вопросов: простые (требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти), уточняющие (формируют способности выражать свои мысли), вопросы-интерпретации (учат детей навыкам осознания причин тех или иных поступков), оценочные (вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления), творческие (направлены на развитие творческого мышления), практические (требуют каких-то действий, изменений, приближают знания к практическим умениям).

Для развития критического мышления используются и рисунки, схемы, условные знаки. Ведь мы лучше познаём мир, если действуем. И графические формы используются не только для рефлексии пройденного материала, но и как способ пробуждения интереса к теме занятия. Их использование преследует такие цели:

  1. развитие познавательной активности через реализацию принципа наглядности;
  2. развитие логического мышления.

Использовать можно такие приёмы как:

- кластеры, т.е. рисуночные формы. Суть этого приёма в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от неё фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные.

Так, при изучении темы “Какие птицы зимуют в наших краях” (природоведение), после разговора о зимующих птицах и, в том числе, о снегирях, детям было предложено на листах нарисовать текст “Снегирь”.

Такие рисунки можно использовать не только для улучшения работы на уроке и подведения итогов, но также и для пробуждения интереса к теме занятия, побуждения детей к дальнейшему исследованию. Кроме этого, кластеры могут превратить урок в увлекательную игру.

- инсерт, или условные значки. Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы. Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях: “?” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше. Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.

- таблица ЗХУ (Знаю - Хочу узнать - Узнал). Её цель - развить мыслительные способности учащихся, выработка ими собственной позиции по изучаемой теме. Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.

- сюжетная таблица. Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста:

Кто? Что? Когда? Где? Почему?
         

Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

- таблица “Толстые и тонкие вопросы” .

Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).

? ?
Кто… Дайте объяснение, почему…
Что… Почему вы думаете…
Когда… В чём разница…

- “дерево предсказаний” . Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки” -аргументы.

Помимо метода использования рисунков, схем, в технологии развития критического мышления используется метод групповой работы. И один из применяемых приёмов- это мозговая атака. Её цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества.

Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую.

Применяется в данной технологии и метод рефлексии. Ведь умело организованное осмысление материала помогает детям лучше усвоить новый материал, приобрести более глубокие и прочные знания. В применении рефлексии возможны такие приёмы:

- “мысли по аналогии” , т.е. для оценки понимания изучаемого материала можно задавать “вопросы по аналогии” : “На что похоже?” , “С чем можно сравнить?” и т.д. Дети, проводя сравнения, “наводят мосты” между тем, что они знали и тем, что узнали.

- “размышление от обратного” . Этот способ помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений, самим увидеть доказательства различных законов природы и общества.

Применение всех перечисленных методов и приёмов возможно на уроках в начальной школе. Это способствует развитию у детей критического мышления, что в свою очередь делает учение интересным и увлекательным, приносит осязаемую радость от познания нового, от ощущения собственной причастности к открываемому в книге и на уроке миру знаний.

Приложение 1

Приложение 2