Все навыки ребенка приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки старших сестер, братьев.
Вмешательство в процесс формирования речи, почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Заинтересованная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
На родительских собраниях, во время бесед и индивидуальных консультаций я рассказывала родителям о том, что с каждым годом растет число школьников, страдающих нарушением письменной речи и с возрастом (8-10 лет) недостатки речевого развития приводят к стойким нарушениям письменной речи (дисграфия) и устной речи (дислексия); о том, какие последствия могут иметь дисграфия и дислексия: бедность словарного запаса, несформированная и не правильная речь, неумение выразить свою мысль, безграмотное, с большим количеством ошибок письмо, полное непонимание причинно-следственных связей.
В основном, все хозяйственные и родительские заботы в семье ложатся на плечи матери. Исследования показали, что у детей, чьи отцы принимали активное участие в их воспитании, выше интеллектуальные способности, они лучше владеют собой и легче адаптируются в обществе.
В отношениях между папой и ребенком очень важно взаимное доверие. Многих речевых проблем можно было бы избежать, если бы родители и дети с вниманием относились друг к другу, обсуждая свои дела, поступки. Вечером всем хочется отдохнуть после тяжелого трудового дня, а вникать в кажущиеся такими мелкими и не интересными проблемы ребенка, отвечать на его бесконечные вопросы. Но родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых. Говорите с ребенком обо всем: о своей работе, о планах на выходной день, о хоккейном матче. Не думайте, что он мал и ничего не понимает. Расспрашивайте его о прошедшем дне, играх, друзьях. Вспомните себя в детстве, что для Вас было интересным.
Произнесите новый для ребенка звук в слове, использовать его в повседневной речи - дело не простое. А соединить этот процесс с осмыслением значения слова, его грамматического строения, места в фразе - задача очень сложная. Этим Ваш ребенок занимается с логопедом. При закреплении полученных умений и навыков в домашних условиях, игры и упражнения сделают Ваше занятие интересным, веселым и даже азартным.
Чтобы активизировать участие отцов в речевом воспитании ребенка я провела нетрадиционное родительское собрание “Мой папа самый, самый…”. Я объяснила, что при закреплении навыков речи дома, ребенку необходимо чувствовать, что домашние занятия - это не скучная неизбежная повинность, а интересное увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Взрослый же включается в игру ребенка как партнер. Я учила пап, как это осуществить на практике.
1. Развитие речевого дыхания.
Многие из детей используют верхнегрудное (ключичное) дыхание, характеризующееся укороченными поверхностными дыхательными движениями. Нужно научить детей правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные звуки требуют энергичного сильного выдоха.
Простые дыхательные упражнения с вовлечением в работу диафрагмы: “хомячок” - пошмыгать носом (рот закрыт), “собаке жарко” - часто дышать с высунутым языком. При этих упражнениях надо чувствовать движение стенок живота. Удлинить выдох: подуть на ватку, полоски бумаги, на лодочку с парусом, сделанную из пенопласта.
Сложнее: носом вдох - живот при этом одновременно выпячивается вперед (надуть животик), ртом выдох - живот вбирается в себя. Это упражнение лучше проводить в положении “лежа”. Чтобы было увлекательнее, папа может положить на животик ребенка небольшую мягкую игрушку и сказать: “Давай покачаем мишку”. Это нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать! Если нужно отработать до автоматизации.
2. Развитие общей мелкой моторики.
Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: рук, языка, нижней челюсти и т.д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие точных движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Чтобы научить развивать мелкую моторику у детей, я предложила папам игру с карточками, на которых были изображены разные предметы (машина, кораблик, ракета, солнышко и т.д.) и счетные палочки. Палочка за палочкой папы со своими детьми выкладывали изображения по образцу. Затем, по инициативе пап, стали выкладывать фигурки по представлению. После чего родители еще усложнили задание, они предложили выкладывать фигурки на скорость, соревнуясь семьями. Игра прошла очень весело. Побежденных не было.
3. Развитие фонематического слуховосприятия.
Следующий этап собрания был посвящен объяснению того, что современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не только суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению. Научить ребенка вслушиваться в слова и звуки, интонационно выделять звуки в словах, определять место звука в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирать слова на заданный звук - все это обеспечивает правильную и эффективную подготовку к обучению языку.
Для проведения “Звуковой мозаики”, игры на развитие фонематического слуховосприятия, я приготовила для всех присутствующих листы с начерченными сетками (3х3) и жетоны двух цветов. Квадраты на листах того же размера, что и жетоны. Предложенная папам настольная игра была направлена на дифференциацию гласных и согласных звуков. Я называла разные слова, если слово начиналось гласным звуком, играющие выкладывали жетон красного цвета, если согласным - синего цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если правильно подбирать жетоны нужного цвета, получится красивый узор.
Наибольшую трудность для ребенка представляет выделение в слове гласных звуков. Для “узнавания” гласных звуков я предложила поиграть в следующие игры:
- “Пуговицы”. Прозрачная бутылочка с завинчивающейся пробкой, 10 пуговиц. Придумывать слова, которые начинаются со звука “А”. На каждое слово бросать пуговицу в бутылочку. Если собраны все пуговицы, закрыть бутылочку крышкой (в этой игре одновременно развиваются речь и мелкая моторика).
- “Пирамидка”. Перед ребенком и папой разбирается пирамидка. Собирая ее, произнести слова, которые начинаются звуком “А”. Одно кольцо - одно слово.
Совместная работа родителей и педагогов является одним из важнейших компонентов всей коррекционной работы и во многом определяет ее успешность. Хочется привести слова И.М. Карамзина “Без хороших отцов нет хорошего воспитания, не смотря на все школы, институты и пансионы”.
Игра - основное и любимое занятие детей. Папы, не отказывайте ребенку в просьбе поиграть с ним. Играя с ребенком, в не только способствуете коррекции его речи, но и сами получите огромное удовольствие. Вспомните свое детство, почувствуйте себя моложе и вы станете лучше понимать своих детей.