На сегодняшний момент роль экономических знаний трудно переоценить. Стратегия модернизации содержания образования требует формирования определенного набора “ключевых” компетентностей:
- в сфере познавательной деятельности;
- в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
- в сфере трудовой деятельности;
- в бытовой сфере.
От широты и качества экономических знаний и умений зависит не только уровень общей культуры современного человека, но и уровень его жизни и благосостояния. Воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений, - становится одной из важнейших задач современной школы. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создаётся богатство и каковы его источники и т.д.
Хорошие знания, как экономики, так и любой другой науки, нельзя получить сразу, быстро. Они будут являться результатом большого кропотливого и интересного труда. В нашей школе экономическое образование представлено в виде концепции “Внутришкольной системы непрерывного экономического образования”, главной составляющей частью которой является программа “Достижения молодых”, разработанная в США и адаптированная для российских школ.
Программа удобна своей практической направленностью, техническим и методическим обеспечением. Неотъемлемой частью концепции стало введение в курс экономического образования основ налоговой грамотности (занятий по учебному пособию В.А. Рубе и Е.С. Шабельник “Зачем нужны налоги”).
Цель концепции: формирование экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества.
Задачи:
- Формирование основ экономических знаний.
- Формирование первоначальных практических навыков грамотного потребителя в рыночном обществе.
- Создание системы педагогического мониторинга экономического образования.
В основу концепции заложены следующие дидактические принципы:
- обучение на высоком уровне трудности:
несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала (сказки, игры), овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей, для решения которой ребёнку необходимо прилагать некоторые усилия;
- быстрый темп изучения материала:
на каждом уроке ученики сталкиваются либо с новым материалом, либо с новым взглядом на ранее изученный материал;
- осознание процесса обучения,
реализующееся в умении учащихся находить взаимосвязь изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с окружающей жизнью;
- оптимальное развитие всех детей:
создание доверительной атмосферы в классе, ситуация успеха для каждого, витагенный подход в обучении (опора на жизненную ситуацию), интерактивная деятельность позволяют добиться раскрытия индивидуальности и развития способностей всех детей (что отмечает предмет как личностно ориентированную парадигму образования).
Методической основой для преподавания экономики, на наш взгляд, является методика развивающего обучения. Экономическое образование ориентировано на активное использование деятельностного подхода к обучению учащихся. Основой обучения при этом является не запоминание учениками информации, которой в изобилии их снабжает учитель, а участие самих школьников в процессе её приобретения. Ребёнок выступает не как объект учебных воздействий, а как субъект всех видов деятельности. Содержание учебного предмета не передаётся учеником в виде готовых выводов, им предоставляется возможность самим находить решение, вести научный поиск.
Активность ребёнка в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает участие в обсуждении поставленных учителями вопросов, внимателен к изучаемому материалу. Интерес ребёнка как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность.
Цель – заинтересовать и увлечь – реализуется через нетрадиционные уроки (См. Приложение):
- урок открытых мыслей,
- урок-диспут,
- урок-игра,
- урок-сказка,
- урок-эврика,
- урок-соревнование,
- урок-путешествие,
- урок-защита проектов,
- урок-конкурс,
- урок-КВН,
- урок-турнир,
- урок фантазирования,
- урок-конференция,
- интегрированный урок,
- урок решения творческих задач,
- аукцион знаний и др.
При изучении любого предмета очень важен контроль знаний и умений учащихся.
Традиционным в школе становится отслеживание состояния успеваемости по трём показателям:
- выполнение стандарта – процент успеваемости (УО),
- качество знаний – процент качества (КЗ),
- степень обученности учащихся (СОУ).
Формулы расчёта:
УО = (n “5” + n “4” + n “3”) : n;
КЗ = (n “5” + n “4”) : n;
СОУ = (n “5” · 100% + n “4” · 64% + n “3” ·36% + n “2” · 16%) : n
(Формула В.П. Смирнова).
Мониторинг результатов обученности учащихся по курсу экономического образования свидетельствует, что 100% учеников усваивают предмет, качество знаний характеризует тенденция роста (с 85 % до 95 %), интерес к предмету остаётся достаточно высоким.
Полученные детьми знания позволяют уже в начальных классах включаться в экономическую жизнь школы, родительской семьи, а при обучении в средних и старших классах осваивать сущность рыночной экономики, овладевать основами предпринимательской деятельности.