Учебно-методическая карта занятия по теме: "Межтабличные связи. Создание многотабличной базы данных"

Разделы: Информатика


1. ВВЕДЕНИЕ

Россия переживает эпоху перехода к информационному обществу, в котором существенно изменяются роли государства, экономики, образования и т.д. Именно по этому одной из наиболее важных дисциплин учебного плана образовательного учреждения становится дисциплина “Информационные технологии в профессиональной деятельности”, которая позволяет студентам научиться использовать Информационные технологии в будущей профессиональной деятельности. Приближая их к разрешению проблемных ситуаций, моделирующих противоречия производства и науки в аудиторных условиях. Информационные технологии определяют собой взаимопроникновение учебной, научной и производственной деятельности.

При изучении данной дисциплины я использую метод сквозных задач с элементами контекстного обучения. Особенность данного метода заключается в том, что при изучении раздела “СУБД. MS Access – базы данных” студенты на практических занятиях выполняют одно профессионально-ориентированное сквозное практическое задание. Например, создание торговой базу данных, создание брошюру, расчет заказа, поступления, и тд одной фирмы. Меня как преподавателя привлекает вариативность таких заданий. Кроме того метод сквозных задач повышает мотивацию студентов к качественному выполнению задания, так как последующее практическое занятие связанно с предыдущим, и естественно не выполнив задание одного урока нельзя приступить к выполнению другого.

При изучении темы “Межтабличные связи. Создание многотабличной базы данных” реализуются следующие цели:

  • сформировать понятия: многотабличная база данных;
  • обеспечить усвоение этапов установки связи между таблицами, проверки установленной связи;
  • обобщить и систематизировать знания по созданию объектов базы данных;
  • способствовать развитию логического мышления, развивать умение сопоставлять факты и события, оценивать свои действия.
  • стремиться воспитывать трудолюбие, предприимчивость, обязательность, исполнительность, аккуратность при работе на компьютере.

Поставленные цели достигаются путем использования различных активных видов деятельности студентов на уроке: “Разминка”, фрагмент научно-практической конференции, фронтальный опрос по новой теме, выполнение практического здания с элементами творчества. А рейтинговая оценка знаний дает возможность преподавателю оценить каждого студента, стимулируя последних к продуктивной работе

“Разминка” - это вопросы, подготовленные студентами дома. На уроке студенты задают вопросы своим товарищам, таким образом, происходит повторение домашнего задания.

Главный этап посвящается изложению нового материала, который можно провести в форме научно-практической конференции. Тема научно-практической конференции “Информационные технологии в торговой сфере” и упор, конечно, делался на использование и создание многотабличной базы данных. Студенты с интересом слушали выступающих, задавали вопросы, но при этом не забывали, что и после выступления им самим придется отвечать на вопросы, сформулированные уже преподавателям.

После изложения материала приступили к выполнению практического задания. Важно, что часть базы была создана студентами на предыдущих практических занятиях поэтому, продолжив работать над базой ребята дополнили её и преобразовали из однотабличной в многотабличную. В ходе урока ассистентом была заполнена электронная таблица, выведена гистограмма, получена итоговая оценка работы на уроке.

2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Дисциплина “Информационные технологии в профессиональной деятельности”

Тема “Межтабличные связи. Создание многотабличной базы данных”

Вид занятия: комбинированное

Цели:

  • Сформировать понятия: многотабличная база данных, реляция, ключевое поле.
  • Обеспечить усвоение этапов установки связи между таблицами, проверки установленной связи.
  • Обобщить и систематизировать знания по созданию объектов базы данных.
  • Способствовать развитию логического мышления, развивать умение сопоставлять факты и события, оценивать свои действия.
  • Стремиться воспитывать трудолюбие, предприимчивость, обязательность, исполнительность, аккуратность при работе на компьютере.

Обеспечение занятия:

  • наглядное пособие мультимедийная презентация, сопровождающая выступление студентов по вопросам “Многотабличная база данных”, “Этапы установки связи в многотабличной базе данных”,
  • рейтинговая таблица оценки деятельности студентов на уроке и её графическое отображение (диаграмма),
  • раздаточный материал: методические рекомендации по выполнению практического задания,
  • техническое средство обучения: мультимедийный проектор, персональный компьютер.

литература: Симонович С.В. Информатика – базовый курс. – СПБ: ПИТЕР , 2002 (стр. 344-345), Шафрин Ю. А. Информационные технологии 2 части. – М.:ББИНОМ, 2004 (стр. 281-283)

Ход урока

Номер элемента Этапы занятия Методы и формы Примечания
  Организационный момент.

приветствие группы,

проверка готовности группы к занятию

проверка готовности аудитории к уроку

  сообщение студентам об использовании рейтинговой оценки деятельности студентов (предварительно разработана электронная ведомость, отображающая данные в табличном и графическом виде, которая содержит ФИО студентов и возможные задания на уроке)

[см. Приложение 1]

  Этап всестороннего контроля знаний студентов. Примерный перечень вопросов:

Что такое база данных?

Что такое информация и данные в базе?

Какой объект базы данных является основным и почему?

Что такое запрос?

Что такое форма?

Чем форма отличается от отчета:

Какую базу данных вы создаете?

Почему она называется однотабличной?

и тд.

взаимный контроль группа делиться на 2 части студенты формулируют вопросы самостоятельно своим товарищам [вопрос-ответ (студент который отвечал он и задает другой вопрос, следующему студенту)], вопросы могут быть заранее подготовлены студентами дома
  Этап подготовки студентов к активному усвоению новых знаний. создание проблемной ситуации предлагается на компьютере создать Запрос, в который поместить поля разных таблиц. Создав Запрос, студенты получили отрицательный результат (отбор данных из базы не произошел), анализируя полученный результат отвечают на вопрос преподавателя.
3.1 Создайте Запрос на выборку используя поля таблиц “Полные сведения” и “Клиенты” индивидуальный
3.2 Ответьте на вопрос, почему Запрос не сформировался? беседа
  Этап усвоения новых знаний.

Выступают докладчики с темами:

“Многотабличная база данных”.

“Этапы установки связи в многотабличной базе данных”

Выступления сопровождаются показом презентации

[см. Приложение 3]

мини-конференция выставляется оформление (тема конференции, эпиграф, студентам раздаются раздаточные материалы– которые содержат формулировки основных терминов) [см. Приложение 2], для более внимательного прослушивания выступающих на доске преподаватель записывает три вопроса:

Что такое многотабличная база данных?

Что значит, таблицы связаны между собой?

Как проверить установленную связь между таблицами?

  Этап закрепления новых знаний индивидуальный опрос проводиться опрос по вопросам, записанным на доске, выявляется уровень понимания студентами нового материала.
  Этап подготовки студентов к самостоятельной деятельности инструктаж выполнения практического задания раздаются практические задания и выдаются методические рекомендации по их выполнению

[см. Приложение 4]

  Самостоятельная работа студентов индивидуальный, консультации преподавателя выполняют практическое задание, работая в своей базе данных
  Проверка выполнения практического задания индивидуальный контроль, взаимоконтроль преподавателю помогают студенты – консультанты (2 – 3 студента выполнившие работу раньше всех на “5” и активно принимающие участие в ходе изучения всей темы)
  Этап информации о домашнем задании и рекомендации по его выполнению   Выучить основные понятия и этапы создания многотабличной базы данных

учебник Шафрин Ю “Информационные технологии 2 ч” 281 – 283

создать модель многотабличной базы данных (в тетради, схематически)

  Подведение итогов занятия рейтинговая оценка деятельности студентов, саморефлексия все студенты получают отметку в журнал за работу на уроке, согласно полученного рейтинга.

ПРИЛОЖЕНИЕ.