1. ВВЕДЕНИЕ
Россия переживает эпоху перехода к информационному обществу, в котором существенно изменяются роли государства, экономики, образования и т.д. Именно по этому одной из наиболее важных дисциплин учебного плана образовательного учреждения становится дисциплина “Информационные технологии в профессиональной деятельности”, которая позволяет студентам научиться использовать Информационные технологии в будущей профессиональной деятельности. Приближая их к разрешению проблемных ситуаций, моделирующих противоречия производства и науки в аудиторных условиях. Информационные технологии определяют собой взаимопроникновение учебной, научной и производственной деятельности.
При изучении данной дисциплины я использую метод сквозных задач с элементами контекстного обучения. Особенность данного метода заключается в том, что при изучении раздела “СУБД. MS Access – базы данных” студенты на практических занятиях выполняют одно профессионально-ориентированное сквозное практическое задание. Например, создание торговой базу данных, создание брошюру, расчет заказа, поступления, и тд одной фирмы. Меня как преподавателя привлекает вариативность таких заданий. Кроме того метод сквозных задач повышает мотивацию студентов к качественному выполнению задания, так как последующее практическое занятие связанно с предыдущим, и естественно не выполнив задание одного урока нельзя приступить к выполнению другого.
При изучении темы “Межтабличные связи. Создание многотабличной базы данных” реализуются следующие цели:
- сформировать понятия: многотабличная база данных;
- обеспечить усвоение этапов установки связи между таблицами, проверки установленной связи;
- обобщить и систематизировать знания по созданию объектов базы данных;
- способствовать развитию логического мышления, развивать умение сопоставлять факты и события, оценивать свои действия.
- стремиться воспитывать трудолюбие, предприимчивость, обязательность, исполнительность, аккуратность при работе на компьютере.
Поставленные цели достигаются путем использования различных активных видов деятельности студентов на уроке: “Разминка”, фрагмент научно-практической конференции, фронтальный опрос по новой теме, выполнение практического здания с элементами творчества. А рейтинговая оценка знаний дает возможность преподавателю оценить каждого студента, стимулируя последних к продуктивной работе
“Разминка” - это вопросы, подготовленные студентами дома. На уроке студенты задают вопросы своим товарищам, таким образом, происходит повторение домашнего задания.
Главный этап посвящается изложению нового материала, который можно провести в форме научно-практической конференции. Тема научно-практической конференции “Информационные технологии в торговой сфере” и упор, конечно, делался на использование и создание многотабличной базы данных. Студенты с интересом слушали выступающих, задавали вопросы, но при этом не забывали, что и после выступления им самим придется отвечать на вопросы, сформулированные уже преподавателям.
После изложения материала приступили к выполнению практического задания. Важно, что часть базы была создана студентами на предыдущих практических занятиях поэтому, продолжив работать над базой ребята дополнили её и преобразовали из однотабличной в многотабличную. В ходе урока ассистентом была заполнена электронная таблица, выведена гистограмма, получена итоговая оценка работы на уроке.
2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина “Информационные технологии в профессиональной деятельности”
Тема “Межтабличные связи. Создание многотабличной базы данных”
Вид занятия: комбинированное
Цели:
- Сформировать понятия: многотабличная база данных, реляция, ключевое поле.
- Обеспечить усвоение этапов установки связи между таблицами, проверки установленной связи.
- Обобщить и систематизировать знания по созданию объектов базы данных.
- Способствовать развитию логического мышления, развивать умение сопоставлять факты и события, оценивать свои действия.
- Стремиться воспитывать трудолюбие, предприимчивость, обязательность, исполнительность, аккуратность при работе на компьютере.
Обеспечение занятия:
- наглядное пособие мультимедийная презентация, сопровождающая выступление студентов по вопросам “Многотабличная база данных”, “Этапы установки связи в многотабличной базе данных”,
- рейтинговая таблица оценки деятельности студентов на уроке и её графическое отображение (диаграмма),
- раздаточный материал: методические рекомендации по выполнению практического задания,
- техническое средство обучения: мультимедийный проектор, персональный компьютер.
литература: Симонович С.В. Информатика – базовый курс. – СПБ: ПИТЕР , 2002 (стр. 344-345), Шафрин Ю. А. Информационные технологии 2 части. – М.:ББИНОМ, 2004 (стр. 281-283)
Ход урока
Номер элемента | Этапы занятия | Методы и формы | Примечания |
Организационный момент. приветствие группы, проверка готовности группы к занятию проверка готовности аудитории к уроку |
сообщение студентам об использовании рейтинговой оценки деятельности студентов (предварительно разработана электронная ведомость, отображающая данные в табличном и графическом виде, которая содержит ФИО студентов и возможные задания на уроке) | ||
Этап всестороннего контроля знаний студентов.
Примерный перечень вопросов: Что такое база данных? Что такое информация и данные в базе? Какой объект базы данных является основным и почему? Что такое запрос? Что такое форма? Чем форма отличается от отчета: Какую базу данных вы создаете? Почему она называется однотабличной? и тд. |
взаимный контроль | группа делиться на 2 части студенты формулируют вопросы самостоятельно своим товарищам [вопрос-ответ (студент который отвечал он и задает другой вопрос, следующему студенту)], вопросы могут быть заранее подготовлены студентами дома | |
Этап подготовки студентов к активному усвоению новых знаний. | создание проблемной ситуации | предлагается на компьютере создать Запрос, в который поместить поля разных таблиц. Создав Запрос, студенты получили отрицательный результат (отбор данных из базы не произошел), анализируя полученный результат отвечают на вопрос преподавателя. | |
3.1 Создайте Запрос на выборку используя поля таблиц “Полные сведения” и “Клиенты” | индивидуальный | ||
3.2 Ответьте на вопрос, почему Запрос не сформировался? | беседа | ||
Этап усвоения новых знаний. Выступают докладчики с темами: “Многотабличная база данных”. “Этапы установки связи в многотабличной базе данных” Выступления сопровождаются показом презентации [см. Приложение 3] |
мини-конференция | выставляется оформление (тема конференции,
эпиграф, студентам раздаются раздаточные
материалы– которые содержат формулировки
основных терминов) [см.
Приложение 2], для более внимательного
прослушивания выступающих на доске
преподаватель записывает три вопроса: Что такое многотабличная база данных? Что значит, таблицы связаны между собой? Как проверить установленную связь между таблицами? |
|
Этап закрепления новых знаний | индивидуальный опрос | проводиться опрос по вопросам, записанным на доске, выявляется уровень понимания студентами нового материала. | |
Этап подготовки студентов к самостоятельной деятельности | инструктаж выполнения практического задания | раздаются практические задания и выдаются методические рекомендации по их выполнению | |
Самостоятельная работа студентов | индивидуальный, консультации преподавателя | выполняют практическое задание, работая в своей базе данных | |
Проверка выполнения практического задания | индивидуальный контроль, взаимоконтроль | преподавателю помогают студенты – консультанты (2 – 3 студента выполнившие работу раньше всех на “5” и активно принимающие участие в ходе изучения всей темы) | |
Этап информации о домашнем задании и рекомендации по его выполнению | Выучить основные понятия и этапы создания
многотабличной базы данных учебник Шафрин Ю “Информационные технологии 2 ч” 281 – 283 создать модель многотабличной базы данных (в тетради, схематически) |
||
Подведение итогов занятия | рейтинговая оценка деятельности студентов, саморефлексия | все студенты получают отметку в журнал за работу на уроке, согласно полученного рейтинга. |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
- Рейтинговая оценка деятельности студентов на уроке (примерная таблица и диаграмма) [см. Приложение 1].
- Презентация выступления докладчиков [см. Приложение 3].
- Раздаточный материал по новой теме [см. Приложение 2].
- Практическая работа [см. Приложение 4].