Как сделать, чтобы ученик, произнеся: “А сейчас будет урок химии…”, весело улыбнулся, а не боялся, что ему трудно дается этот предмет и он опять получит “двойку”? Как исключить такую оценку вообще из употребления, а внести в обучение этого бесспорно трудного предмета радость познания, уверенность в том, что все будет понятно, а так же интересно и увлекательно, как в детективном сериале: одна серия заканчивается на самом интригующем месте, и все с нетерпением ждут продолжения.
В связи с этим предлагаю вниманию читателей описание одного из моих методических приемов, позволяющих облегчить восприятие ряда тем в курсе химии 8, 9 классов, таких как: “Вода”, “Хлороводород и соляная кислота”, “Оксид серы VI”, “Серная кислота”, “Аммиак”, “Азотная кислота”, при повторении и обобщении материала. Возможно, этот метод заинтересует коллег и поможет в работе. Использование этого методического приема привожу на примере урока по теме: “Оксид водорода – вода”.
Цели и задачи: обобщение знаний о составе и физических свойствах воды. Ознакомление с аномалиями воды. Химические свойства воды. Развитие логического мышления, речи учащихся, умения анализировать наблюдения.
Урок начинается словами Антуан де Сент-Экзюпери “…у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь!”
“О каком веществе идет речь?” - спрашивает учитель.
После ответа учащихся, учитель записывает на доске тему урока: “Оксид водорода – вода”.
Делит доску на два столбика и озаглавливает их.
Мы знаем! | Мы изучили. |
“ Вода – это…” |
Далее учитель на этом этапе урока предлагает учащимся актуализировать свои знания о воде, закончив в тетради фразу: “Вода – это…” Для облегчения этого задания учитель задает наводящие вопросы:
- Состав воды.
- Тип химической связи в молекуле. К какому атому химического элемента смещены электроны.
- Определить степени окисления атомов.
- Структурная формула воды.
- Тип молекулы.
- Роль воды в окислительно-восстановительных реакциях.
- Используя знания по физике и биологии, перечислить основные физические свойства воды.
- Каким по силе электролитом является вода? Записать уравнение диссоциации воды.
На доске в результате такого общения вырисовывается следующая картина:
Мы знаем! | Мы изучили. |
“Вода – это…” | |
H2O | |
H+1—>O-2<—H+1 | |
Ковалентная полярная химическая связь | |
Диполь. Полярная молекула. | |
+1 (Н) восстановитель -2 (О) окислитель |
|
Н2О<—>Н+ + ОН- | |
Слабый электролит. | |
Физические свойства: три агрегатных состояния – газ, жидкость, твердое вещество. | |
Без вкуса, без запаха | |
При 00С – лед 1000С - кипит |
На этом этапе урока происходит постоянный поиск знаний, а не пассивное поглощение их и отчет о заученном. Учитель создает условия для осмысления большого фактического материала. Такая работа позволяет учителю выставить большое количество оценок.
На втором этапе урока обращаю внимание учащихся на то, что физические свойства привычного для нас вещества, во многом необычны и не подчиняются общим закономерностям. В свойствах воды много аномалий.
Учитель знакомит с особенными свойствами воды и связывает их со строением молекулы. При объяснении заполняет второй столбик на доске (Мы изучили). Рисует угловое строение молекулы, ассоциацию диполей воды, межмолекулярные связи, говорит о реакционной способности вещества, о прочности молекулы. На доске вырисовывается картина:
Мы знаем! | Мы изучили |
“Вода – это…” | Н-О-Н 10405 |
H2O | Ассоциаты. Водородная связь. |
H+1—>O-2<—H+1 | 2Н2О =t 2Н2+О2- Q |
Ковалентная полярная химическая связь | |
Диполь. Полярная молекула. | |
+1 (Н) восстановитель -2 (О) окислитель |
|
Н2О<—>Н+ + ОН- | |
Слабый электролит. | |
Физические свойства: три агрегатных состояния – газ, жидкость, твердое вещество. | |
Без вкуса, без запаха | |
При 00С – лед 1000С - кипит |
Изучая химические свойства воды, учащиеся уже знают, что кислотные оксиды (исключение SiO2), оксиды щелочных и щелочно-земельных металлов вступают в реакцию соединения с водой (эти реакции известны из темы “Классы неорганических соединений”), поэтому записываем эти реакции в столбик “Мы знаем!”. Учащиеся очень легко справляются с этим заданием. Приводят пример взаимодействия воды с щелочным и щелочно-земельным металлом.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что вода в данном случае играет роль окислителя. Роль восстановителя я показываю на взаимодействии воды с фтором, подчеркивая, что более активный неметалл вытесняет менее активный неметалл. Ко всем реакциям окислительно-восстановительного характера составляем баланс, тем самым учащиеся отрабатывают навык составления окислительно-восстановительных реакций. Обращаю внимание учащихся, что если исходное вещество или продукт реакции представлены двумя атомами, то в электронных уравнениях надо брать сразу два атома.
К концу урока у учащихся в тетрадях и на доске столбик “Мы знаем!” намного больше, чем столбик “Мы изучили”. Во время урока учитель успевает продемонстрировать опыты взаимодействия натрия с водой и оксида кальция с водой.
Эскиз доски к концу урока выглядит так:
Мы знаем! | Мы изучили |
“Вода – это…” | Н-О-Н 10405 |
H2O | Ассоциаты. Водородная связь. |
H+1–>O-2<—H+1 | 2Н2О =t 2Н2+О2-Q |
Ковалентная полярная химическая связь | Химические свойства |
Диполь. Полярная молекула. | 2F20+2H2O=4HF+О2 |
+1 (Н) восстановитель -2 (О) окислитель |
F20+2e-=2F-1 2O-2-4e-=O20 |
Н2О<—>Н+ + ОН- | |
Слабый электролит. | |
Физические свойства: три агрегатных состояния – газ, жидкость, твердое вещество. | |
Без вкуса, без запаха | |
При 00С – лед 1000С - кипит |
|
Химические свойства | |
2Na+2H2O=2NaOH+H2^ | |
Na0 – 1e-—>Na+1 2 2H+ +2e-=H2 1 |
|
P2O5+3H2O=2H3PO4 | |
CaO+H2O=Ca(OH)2 |
Работая четыре года по учебно-методическому комплекту И.И.Новошинского и Н.С.Новошинской, опыт показывает, что проведение таких уроков побуждает к творчеству учащихся с разными способностями, у них исчезает неуверенность, появляется вера в свои силы. Такая методика способствует повторению материала, накоплению оценок, она доступна каждому учителю, но для ее применения необходимо полностью отказаться от стереотипов традиционного урока, и тогда уроки химии становятся праздником для учителя и учащихся.