Тема урока: "Способы проверки безударной гласной в корне слова" (школа России). Русский язык. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Закрепление знаний учащихся о способах проверки написания безударной гласной в корне: изменением числа, подбором однокоренного слова или сверкой со словарём.
  • Развитие орфографической зоркости, памяти, мышления, устной и письменной речи.
  • Воспитание любви к природе.

Оборудование: картины о весне: Левитан “Весна. Большая вода”, “Март”, Саврасов

“Грачи прилетели”, предметные картинки “Птицы”, таблицы, книга с изображением птиц, перфокарты, записи на доске, учебник “Русский язык для 2 класса” - Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Мини-сочинение “Весна”.

– Индивидуальная работа: три человека работают по перфокартам.

У. Встречались ли слова на безударную гласную в корне слова? Какие способы проверки безударной гласной вы применяли?

Д. Встречались. Применяли все три способа проверки безударной гласной в корне. III. Сообщение цели урока.

У. В нашей школе проходит неделя русского языка. Все классы показывают свои знания по русскому языку, и мы тоже выполним много разных заданий, повторим правописание безударной гласной в корне.

IV. Работа над темой.

1. Написание в тетради “7 апреля. Классная работа”.

У. Какой сегодня праздник?

Д. Благовещение пресвятой богородицы.

2. Минутка чистописания.

В звуки [в],[в’] – согл., зв.,парн.

В марте – в…сна п…левая, в …преле – р…чная, в мае – л…сная.

У. Прочитайте предложение. Как вы понимаете эту пословицу?

Д. Первая весна пришла, когда в поле показалась земля. Вторая весна пришла, когда треснул толстый лёд, третья придёт, когда последний снег растает в лесу, лес оденется листвой.

У. Прочитайте слова, где пропущены буквы.

Д. Весна, полевая, в апреле, речная, лесная.

У. В какой части слова пропущена буква?

Д. В корне.

У. Какие способы проверки безударной гласной в корне вы знаете?

Д. Изменение числа, подбор однокоренного слова, сверка со словарём.

У. Докажите.

Д. Вёсны – весна – изменение числа, поле – полевая – подбор однокоренного слова, апрель – словарное слово.

У. Докажите, что слова полевая, поле – однокоренные.

Д. Разная основа слова.

На доске появляется таблица:

вода водитель водяной

У. Являются ли эти слова однокоренными? Почему?

Д. Нет, у них разное лексическое значение.

3. Словарная работа.

Два ученика пишут за доской

У. Напишите отгадки:

Яростно река ревёт
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель
Месяц к нам пришёл… (апрель)

Среди колосьев он живёт,
Его домишко тесен.
Но нужен весь небесный свод
Ему для звонких песен. (жаворонок)

- Ранний певец, с первым лучом солнца звучит радостная песня

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (берёза)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (соловей)

У. Запевает поздним вечером, всю ночь не умолкают чудесные звуки.

Какая птица помогла Дюймовочке от женитьбы с кротом? (ласточка)

У. Какой способ проверки существует при написании этих слов?

Д. Сверка со словарём.

4. Составление предложения про ласточку. Запись предложения в тетради. Один ученик пишет на доске с комментированием.

Ласточка свила гнездо под крышей.

У. Назовите слова, где нужно найти проверочное слово?

Д. Свила, гнездо.

У. Какие способы проверки?

Д. Свила – вить – подбор однокоренного слова, гнездо – гнёзда – изменение числа.

У. Назовите слово, которое проверяется по словарю?

Д. Ласточка.

У. Как вы думаете: ласточка – это перелётная птица или зимующая?

Д. Перелётная.

У. Обратите внимание на других перелётных птиц (показываю картинки с изображением грача, журавля, скворца, дрозда, аиста).

Кто прилетает самый первый? (грач, ему достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Длинным крепким клювом выкапывает из земли личинки разных насекомых и червей;

- У какой птицы нет голоса? (у аиста нет голосовых связок, только щёлкает клювом, иногда шипит)

5. Физкультминутка.

- Упражнения на глаза, на позвоночник под музыку “Времена года” П.И.Чайковского.

6. Работа с картинами.

- Опишите картины Левитана “Март” и “Весна. Большая вода”. (ответы детей)

- В “Марте” во всём ощущается предчувствие весны. Медленно оседает снег, побурела дорога. По-весеннему сияет солнце, на снегу лежат яркие синие тени. Золотом светятся деревянная стена дома и столбики крылечка. Деревья стоят ещё голые, но скоро они приобретут живительную силу. Небо голубое, голубой снег. На заднем плане лес, но он не дремучий, не строгий. В него хочется войти. Дверь оставили открытой, холодов уже нет. Кто-то приехал на лошади, её не распрягали, вероятно скоро должны ухать. Лошадка придаёт картине дыхание жизни. Скоро всё оживёт.

“Весна. Большая вода”. Левитан, наверно, вспоминал своего учителя Саврасова, который произвёл своими “Грачами” впечатление настоящей весны в русском искусстве. Нежные переливы красок на тонких деревцах и их отражениях. Голубоватые удлинённые тени видны на воде и на берегу. Яркая зелень ели и ствол старого дерева дополняют картину.

Художник написал весенний разлив. Мы не видим человека, но на переднем плане изображена лодка, на которой он приплыл. Лодка создаёт ощущение жизни. Голубое небо отражается в воде.

Скоро вода уйдёт и оживёт природа.

7. У. Какие пословицы вы знаете о весне?

Д. Весна днём красна.

- Грач на горе – весна на дворе.

- Мокрый апрель – хорошая пашня.

- Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

У. Какие стихи знаете о весне? Прочитайте.

Д.

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

(А.К.Толстой)

- Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора. (Ф.И.Тютчев)

8. Письмо по памяти. На доске текст:

Полюбуйся, в…сна наступает,
Журавли к...р…ваном л…тят.
В ярком зол…те день ут…пает,
И ручьи по …врагам шумят.

(И. Никитин)

Выразительное чтение стихотворения учителем.

У. В какой части слова пропущены буквы?

Д. В корне.

У. Какой способ проверки будете применять при написании этих слов?

Д. Изменение числа – весна – вёсны. Подбор однокоренных слов – летят – полёт, золоте – позолоченный, утопает – топит. Проверка по словарю – караван, овраг.

Дети хором читают стихотворение. Затем пишут по памяти. Проверка: парами взаимопроверка.

9. Работа по учебнику.

У. Откройте, ребята, учебники с. 56, выполните самостоятельно упражнение №29.

Проверка: один ученик читает проверочное слово, другой – проверяемое.

V. Домашнее задание.

У. Выполните упражнение № 30 с. 57, аналогичное упражнению № 29.

VII. Итог урока.

У. Наш урок подошёл к концу. Что вы о нём можете сказать?

Д. Мы ещё раз повторили три способа проверки безударной гласной в корне.

- Придумывали предложения о весне, беседовали по картинам, запоминали стихотворение и писали по памяти.

- Узнали много интересных сведений о природе, птицах.