Цели:
- закрепление и развитие знаний, умений и навыков;
- формирование навыка беглого, правильного, выразительного чтения.
Задачи:
- обучение коллективным формам работы;
- развитие речи учащихся, внимания;
- воспитание любви к природе.
Оборудование: раздаточный материал, лента букв, иллюстрации к уроку, сундук с подарками, фонограмма песни о зиме, азбука на магнитах.
ХОД УРОКА
I. Организационнй момент
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.
– Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
II. Постановка задачи и темы урока
– Сегодня мы будем освобождать Снегурочку, которая спрятана и томится в ледяной пещере. Для этого нам нужно показать свои знания, смекалку и трудолюбие. А кто же спрятал Снегурочку?
Предположения детей.
– Отгадаем загадку и узнаем.
Строю я темницы для зверей и птицы
Заморозить всех хочу,
Праздник вам испортить…
Напущу на вас пургу,
Ветер северный, метель…
Закружится карусель…
Постараюсь до утра.
Снегурочку свою вы не найдёте никогда.
– Кто же это нам грозит, милые ребятки? (Зима)
Звучит вальс из к/ф. “Мой нежный и ласковый зверь”.
– Какая зима? (Сснежная, вьюжная, морозная…)
– Ох, и трудное предстоит путешествие. Что-то мне страшно!
III. Работа с лентой букв
– Посмотрите, сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.
– Какие снежинки лягут на красную крышу?
Дети выставляют буквы на магнитах А, О, У, И.
– Почему? (Эти буквы обозначают гласные звуки)
– Назовите все гласные, которые являются показателем мягкости согласных. (Е, Ё, Ю, Я, И)
– Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? Почему? (Дети выставляют Ж, Ш, Ц – эти буквы обозначают согласные, которые звучат твёрдо.)
– Какие снежинки упадут на домик с зелёной крышей? (Й, Ч, Щ – эти буквы обозначают согласные звуки, которые звучат в словах всегда мягко.)
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Ответы детей. Двое учащихся читают стихотворения о гласных и согласных звуках.
– Назовите непарные звонкие, непарные глухие согласные.
– Назовите буквы, которые не обозначают звуков. Для чего нужны эти буквы?
– Вот и метель успокоилась. Посмотрите, какие сугробы она намела.
Первый сугроб – дидактическая игра “Назови букву соседку”.
О ? Р Т ? Ф П ? С В ? Д ? Б |
пурга |
Составление слова из названных букв, объяснение значения этого слова. Чтение толкования в словаре С.И. Ожегова Выполнение звукобуквенного анализа этого слова (маркерные доски, комментирование по цепочке).
IV. Речевая разминка
Второй сугроб. Чтение слоговой таблицы.
1 ряд – 1 столбик
2 ряд – 2 столбик
3 ряд – 3 столбик
4 столбик – все вместе с повышением голоса
5 столбик – все вместе с понижением голоса
Чтение таблицы слов по цепочке с разной интонацией.
V. Актуализация знаний
– Что ж в дорогу дальше нам
Нужно собираться,
Потеплее всем нам надо одеваться.
– А зима седая спрятала наши вещи.
Из букв на магнитах составлены анаграммы. Дети у доски составляют слова, а остальные – на маркерных досках.
АШПАК (шапка)
ЕЛАВНИК (валенки)
КУБША (шубка)
ЖАРЕВИКИ (варежки)
РАШФ (шарф)
– Подчеркните согласные в слабой позиции, назовите проверочное слово.
V. Физминутка
Ветер тихо клён качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон,
Заскрипел могучий клён.
– Почему он заскрипел?
VI. Работа над развитием речи
– На клёне птицы щебечут, нас зовут, указывая путь к ледяной пещере. Что это за птицы? Найдите лишнюю.
Иллюстрации птиц.
клёст тетерев снегирь |
1 2 3 4 |
дятел синица канарейка |
– Определите сколько слогов в слове и проведите стрелку к нужной цифре.
Вывод. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
VII. Работа с текстом. Дифференцированный подход
– Чтобы перехитрить Зиму, мы разделимся на две группы.
1-я группа выполнит задание на листочке с синей снежинкой (1 учащийся этой группы выполняет на индивидуальной доске с последующей коллективной проверкой).
2-я группа выполнит задание на листочке без снежинки.
Задание для 1-й группы: Прочитай. Допиши слова. Это был… зимой. К окну прилетел… синичка. Она был… голодн… . Ребята повесил… кормушку и спасл… синичк… от смерти. При проверке этой группы читает каждый ученик. |
Задание для 2-й группы: Работа над предложением. Озаглавливание. Сильные стоят морозы. Каток залили во дворе. Кататься ребята на коньках пошли. Не страшен детям мороз. 1. "На катке". 2. "Зима". 3. "Дети". |
– О чём оба текста? (О зиме)
– Это очень трудное время для птиц и зверей. А для нас это интересное время для игр и развлечений.
VIII. Физминутка (музыкальная)
IХ. Работа с книгой
– Откройте Азбуку с. 206 , прочитайте стихотворение С.Маршака. Подумайте, какое можно дать ему название. Правильное название поможет отодвинуть ледяную глыбу и освободить проход из пещеры. (Алфавит)
Выразительное чтение учителем, а затем учащимися.
Х. Заключительный этап. Подведение итогов
– Ребята, вы смогли преодолеть все препятствия
Зимы и добраться до ледяной пещеры. Что вам
помогло, как вы думаете?
Вы помогли снегурочке выйти из неволи, а в её
сундуке лежит подарок каждому. Это – новая книга
“Родная речь”.
Чтение стихотворения учащимися:
1. Попрощавшись с Азбукой,
К новым знаниям пойдём.2. Вдаль идёт дорога –
Будет знаний много.3. Так дерзай, дружок, учись,
Не болтай и не ленись,
Не отлёживай бока –
Путь дорога нелегка.4. С книжкой продолжай дружить
И учёбой дорожить.
Рядом верные друзья,
Вместе – школьная семья.