Цели:
- сравнение, различение и правильное произношение звуков "р"-"л" на материале слов;
- понимание предложно-падежных конструкций;
- употребление слов-антонимов;
- звуковой анализ и синтез двусложных и трехсложных слов с опорой на звукослоговую схему слов;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие пространственной ориентации;
- воспитание настойчивости.
Оборудование: компьютеры с обучающей игрой “Азбука”, мольберт с картой путешествия (рисунок 1), кораблик из плотной бумаги, магниты, дидактическая игра “Собери цветы”, коробочка-ларец с конфетами, игрушка Врунгель, индивидуальные зеркала, карточки с изображением букв Р и Л, наборы для составления звуко-слоговых схем.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л.: Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал известный капитан Врунгель. Он хочет позвать нас в опасное путешествие. Дело в том, что в кратере вулкана пираты спрятали сокровища и капитану Врунгелю необходимо на своем корабле добраться к сокровищам. Но ему нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе с капитаном?
Дети: Да.
Л.: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. (Кораблик крепится у истока р. Гимнастики (рисунок 2).
Л. Итак, первое испытание: артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
II. Артикуляционная гимнастика.
1. “Индюк” 2. “Вкусное варенье” 3. “Маляр” |
4.“Автомат” 5. “Лошадка” 6. “Чашечка” |
Пальчиковая гимнастика.
В гости.
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому: Указательный и средний, Безымянный и последний Сам мизинчик – малышок Постучался на порог. Вместе пальчики- друзья. Друг без друга им нельзя. |
Большие пальцы вверх Кисти рук “домиком” Поочередно называемые пальцы соеди няются с большим. Пальцы в кулак, выставив мизинец. Кулаки стучат по столу. Ритмичное сжатие кисти в кулак. |
III. Введение в тему. (Кораблик у Протока Звуков).
Л: Какой звук вы чаще всего слышите в произносимых предложениях?
Лопата копала, копала, копала. Потом улеглась видно очень устала.
Дети: Л
Л.: На горе Арарат зреет красный виноград.
Дети: Р
а) характеристика звуков;
б) нахождение сходства;
в) нахождение различий.
Л.: Сегодня мы будем учиться различать звуки Р и Л.
IV. Основная часть. (По мере выполнения детьми заданий, корабль продвигается по карте)
Л.: Итак мы у озера Перемен.
1. Игра “Измени слово”.
Л: Я буду говорить слово со звуком Л, а вы назовите слово, заменив “Л” на “ Р”.
Лак-рак бал- дал- мил- пил- стал-
Л.: Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов.
2. Игра “Собери цветы”.
Группа делится на две команды. Одна собирает цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук Л, другая- цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук Р.
Л.: Молодцы, вы успешно успешно справились с этим заданием и мы можем плыть дальше.
Л.: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Неприятелей.
3. Закончить предложение и назвать слова-неприятели.
Пушинка легкая, а камень- (тяжелый)
Зимой погода холодная, а летом - … (жаркая)
Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)
Суп горячий, а компот - … (холодный)
Лев смелый, а заяц - …(трусливый)
Внук молодой, а дедушка - ...(старый)
4. Остров Физминутки
Игра “Умей найти свое место” (закрепление предложно-падежных конструкций)
Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом. Затем просит каждого ребенка уточнить свое место по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед,между. Затем логопед просит перестроиться и ответить каждому ребенку на вопрос: “За кем ты стоишь?” (перед кем?)
5. Залив Азбуки. Компьютерная развивающая игра "Азбука".
Логопед просит детей подойти к компьютерам. На экранах изображены 4 предмета, справа на экране изображение буквы. Задача: указать рамкой предмет на заданную букву. (в данном занятии используются буквы Л и Р и соответствующие картинки )
6. Пещера Сокровищ
Л: Ребята, последнее испытание. Игра “Доскажи словечко”. Необходимо досказать словечко, а потом составить схемы к двум словам.
А возле этой елки бродили злые…(волки)
Среди жирных голубей
Прыгал тощий…(воробей)
Елочка, елка, колкая…(иголка)
Солнце светит очень- ярко бегемоту стало…(жарко)
- Заг, давай играть в футбол
Забивай скорее…(гол)
Дедушку зовут Лука. У него болит …(рука)
Дети вместе составляют звуко-слоговые схемы слов “иголка” и “рука”, при этом анализируя количество слогов, последовательность звуков, их характеристики.
V. Итог.
Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к пещере с сокровищами. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце.
(Дети раскрывают ларец, находят там конфеты.)
Врунгель благодарит детей за помощь. Дети, попрощавшись, уходят в группу, чтобы угостить своих товарищей.