Занятие№1
Тема: “Вырастим семена”
Программные задачи:
- закрепить знание детей о растениях и воздухе;
- познакомить детей с новым свойством воздуха (расширение воздуха);
- учить понимать цикл развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя;
- продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, делать умозаключения;
- учить во время опытов соблюдать правила безопасности;
- воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, самостоятельность;
- учить бережному отношению к окружающей среде, природе.
Словарная работа: углекислый газ, воздух расширился, семена, ядрышко.
Предварительная работа: родители вместе с детьми рисуют карточки “цикл развития растения”, и приносят стаканчик с землей.
Материал: Карточки “цикл развития растения”, стаканчики с мыльным раствором, трубочки, семена, стаканчики с землей, палочки для рыхления земли, лейки с водой – по количеству детей;спички, свеча, банка с водой, банка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, хотите ли Вы опять побывать в лаборатории профессора Почемучкина?
(Ответы детей)
Воспитатель: Люди, которые работают в лабораториях, соблюдают определенные правила:
- Не кричат.
- Не трогают без разрешения оборудование.
- Работают только на своих местах.
Воспитатель: Здравствуйте, профессор Почемучкин!
Почему нам никто не отвечает?
Здесь записка:
“Извините, дети, что я вас не дождался, меня срочно вызвали в другую лабораторию. Если хотите, можете позаниматься сами со своим воспитателем”.
Воспитатель: Ребята, здесь еще и загадки какие – то!
Из семян появляются
Весной распускаются
Летом цветут
Осенью увядают.
(Ответы детей)
Воспитатель: Есть невидимка, в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится.
(Ответы детей)
Воспитатель: Наверно профессор хотел вам, ребята, рассказать о растениях и воздухе. Вот здесь все готово для опытов. Кто мне скажет из чего, вырастает растение?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно, из семян.
Профессор приготовил проращенные семена.
Воспитатель: Для чего нужны именно проросшие семена?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что находится внутри каждого семени?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно! Профессор Почемучкин приготовил нам проросшие семена, а мы их с вами высадим в землю. Чтобы наблюдать за растениями, мы будем в этом журнале зарисовывать цикл развития уже наших растений.
(Дети с воспитателем высаживают семена в стаканчик с землей.)
Воспитатель: Ребята, но мы с вами знаем, как развивается семечка, давайте поиграем. Д/И “Вырасти семена”. (Дети выстраивают цикл развития семян: семя – росток – растение – цветок – плод – семя; это рисунки)
Воспитатель: Мы с вами что-то забыли сделать после высадки семян.
(Ответы детей)
Воспитатель: Что необходимо еще растениям кроме воды?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, действительно свет и воздух необходимы, но разве только растениям?
(Дети: Вывод)
Воспитатель: Как мы называем воздух?
(Ответ детей)
Воспитатель: Как можно обнаружить воздух?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, а в банке есть воздух?
Давайте проверим, что в банке тоже есть воздух.
Опыт №1
Горящую свечу накрываем банкой.
Воспитатель: - Почему же погасла свеча?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как еще появляется углекислый газ?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, кто перерабатывает углекислый газ, выделяя кислород?
(Ответы детей)
Воспитатель: Если растения выделяют для человека кислород, перерабатывают углекислый газ, что можно сказать о пользе растении?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно. Вы сказали, что воздух есть везде, а что умеет делать воздух?
(Ответы детей)
Физ. минутка
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас еще хочу рассказать о других свойствах воздуха:
Воздух умеет расширяться и занимать определенное место.
(Воспитатель надувает большой мыльный пузырь и маленький).
Воспитатель: Что произошло с воздухом?
(Ответы детей)
Воспитатель: Воздух расширился, и занял место.
Где воздух больше расширился, когда я надула маленький пузырь или большой?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, профессор Почемучкин приготовил и вам мыльный раствор для опыта, сейчас вы будете расширять воздух.
Опыт№2
(расширение воздуха, пускание мыльных пузырей).
Воспитатель вывод: Воздух имеет свойство расширяться.
Какой опыт вам запомнился больше?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали о воздухе?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ну, вот, наше путешествие по лаборатории закончено, жаль что с нами не было профессора. Спасибо вам, ребята, что вы были внимательными и любознательными.
Занятие№2
Тема: “Удивительные свойства воздуха”.
Программные задачи:
- познакомить детей с атмосферным давлением;
- продолжать учить детей пользоваться нестандартным оборудованием, схемами;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- учить детей делать умозаключения, выводы, обобщения;
- продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Материалы и оборудование:
- воронки с шариками по количеству детей,
- трубочки для коктейля,
- кружки с водой,
- стаканчики,
- минеральная вода,
- магнитофон,
- карандаши простые,
- лист белой бумаги,
- фломастер,
- полотенца,
- открытка,
- мыльная вода в стаканчиках.
Словарная работа: атмосферное давление, воронка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы со мной пойти в лабораторию к профессору Почемучкину, чтобы он вам показал новые опыты?
Давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории.
(Ответы детей)
Воспитатель: Здравствуйте профессор! (Никто не отвечает)
Воспитатель: Почему его нет. Вот его халат, странно и записка какая-то. (Раздается голос Почемучкина – магнитофонная запись)
Почемучкин: Здравствуйте, ребята! Извините, что не могу с вами поиграть, очень занят, я все приготовил Вам для опытов, но меня срочно позвали в главную лабораторию. Я для вас приготовил вопросы и новые задания, а вы вместе с Аллой Борисовной позанимаетесь в лаборатории. Желаю Вам успешно ответить на все мои вопросы, а если вы правильно ответите, вас ждет сюрприз!
Воспитатель: Ребята, что же за сюрприз приготовил Почемучкин? Я надену этот халат, и мы с вами вместе будем отвечать на вопросы профессора.
(Дети садятся полукругом)
Загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он не видимый и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: Какие свойства воздуха Вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Кому нужен воздух?
(Ответы детей)
Воспитатель: Какую пользу приносит воздух?
(Ответы детей)
Воспитатель: Может ли воздух приносить вред?
(Ответы детей)
Воспитатель: Есть ли в человеке воздух, докажите.
(Дети дуют на ладонь)
Воспитатель: Можно ли увидеть воздух?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как можно услышать воздух?
(Дети подходят к столам, где стоят стаканы с водой и коктейльной трубочкой, и дуют в трубочку)
Игра на внимание “Воздух, земля, вода”
Правила игры:
Воздух – дети стоя, руки вверх,
Вода – имитируют плавание,
Огонь – делают руками “моталочку”,
Земля – приседают.
Воспитатель своими действиями запутывает детей. Побеждает тот, кто правильно услышит и выполнит сказанное воспитателем.
Воспитатель: Сейчас у нас будет трудное задание, садитесь на стульчики. Внимание! Мы будем показывать опыты.
Воспитатель: Как обнаружить воздух?
(Ответы детей)
Воспитатель: Значит, воздух есть везде? Давайте опытом докажем, что воздух есть везде, даже в воронке.
(Дети по очереди опускают воронку с шариком на горлышке в воду)
Воспитатель: Что можно сказать об этом опыте?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, профессор будет доволен. Сейчас я Вас познакомлю с новым свойством воздуха – воздушным давлением – атмосферным давлением. Воздух давит на все предметы, на все живое. Я покажу, как воздух давит на предметы.
Воспитатель накрывает стакан с водой открыткой и переворачивает, убирает руку. Вода не выливается: воздух давит на открытку. Дети узнают, что такое атмосферное давление.
Воспитатель: Что нового Вы узнали из этого опыта?
(Ответы детей)
Воспитатель: И последнее, самое трудное задание нарисуйте воздух!
Разве можно нарисовать воздух?
Воспитатель: У меня даже в горле пересохло (наливает минеральной воды в стакан – пьет) сейчас, сейчас, я не знаю.… А вы уже придумали, как нарисовать воздух? (Предположения детей)
Воспитатель: Посмотрите, что это за пузырьки в стакане?
(Ответы детей)
Воспитатель: Пожалуйста, нарисуйте схематически пузырьки воздуха в стакане с минеральной водой. (Дети делают зарисовки)
Воспитатель: Вот мы и справились с заданиями Профессора Почемучкина.
Что нового вы узнали о воздухе, его свойствах сегодня?
(Ответы детей)
Воспитатель: Благодарю Вас, дети, за смекалку, любознательность, помощь при выполнении задания.
Воспитатель: Вы не забыли о сюрпризе от Почемучкина? Давайте посмотрим, что же это?
Раздает детям мыльный раствор для пускания мыльных пузырей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- В.И. Логинова Программа “Детство”. – “Детство - пресс”, 2001
- О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова. В.В.Щетинина “Неизведанное рядом”. – М., 2001
- Н.А. Рыжова “Наш дом природа”. – М.,1998
- А.И.Иванова Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- М.,2004
- И.Э.Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование.- М.,2005
- А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.- М.,2004