Поисково-познавательная деятельность старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие№1

Тема: “Вырастим семена”

Программные задачи:

  • закрепить знание детей о растениях и воздухе;
  • познакомить детей с новым свойством воздуха (расширение воздуха);
  • учить понимать цикл развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя;
  • продолжать учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, делать умозаключения;
  • учить во время опытов соблюдать правила безопасности;
  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, самостоятельность;
  • учить бережному отношению к окружающей среде, природе.

Словарная работа: углекислый газ, воздух расширился, семена, ядрышко.

Предварительная работа: родители вместе с детьми рисуют карточки “цикл развития растения”, и приносят стаканчик с землей.

Материал: Карточки “цикл развития растения”, стаканчики с мыльным раствором, трубочки, семена, стаканчики с землей, палочки для рыхления земли, лейки с водой – по количеству детей;спички, свеча, банка с водой, банка.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, хотите ли Вы опять побывать в лаборатории профессора Почемучкина?

(Ответы детей)

Воспитатель: Люди, которые работают в лабораториях, соблюдают определенные правила:

  1. Не кричат.
  2. Не трогают без разрешения оборудование.
  3. Работают только на своих местах.

Воспитатель: Здравствуйте, профессор Почемучкин!

Почему нам никто не отвечает?

Здесь записка:

“Извините, дети, что я вас не дождался, меня срочно вызвали в другую лабораторию. Если хотите, можете позаниматься сами со своим воспитателем”.

Воспитатель: Ребята, здесь еще и загадки какие – то!

Из семян появляются
Весной распускаются
Летом цветут
Осенью увядают.

(Ответы детей)

Воспитатель: Есть невидимка, в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится.

(Ответы детей)

Воспитатель: Наверно профессор хотел вам, ребята, рассказать о растениях и воздухе. Вот здесь все готово для опытов. Кто мне скажет из чего, вырастает растение?

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно, из семян.

Профессор приготовил проращенные семена.

Воспитатель: Для чего нужны именно проросшие семена?

(Ответы детей)

Воспитатель: Что находится внутри каждого семени?

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно! Профессор Почемучкин приготовил нам проросшие семена, а мы их с вами высадим в землю. Чтобы наблюдать за растениями, мы будем в этом журнале зарисовывать цикл развития уже наших растений.

(Дети с воспитателем высаживают семена в стаканчик с землей.)

Воспитатель: Ребята, но мы с вами знаем, как развивается семечка, давайте поиграем. Д/И “Вырасти семена”. (Дети выстраивают цикл развития семян: семя – росток – растение – цветок – плод – семя; это рисунки)

Воспитатель: Мы с вами что-то забыли сделать после высадки семян.

(Ответы детей)

Воспитатель: Что необходимо еще растениям кроме воды?

(Ответы детей)

Воспитатель: Да, действительно свет и воздух необходимы, но разве только растениям?

(Дети: Вывод)

Воспитатель: Как мы называем воздух?

(Ответ детей)

Воспитатель: Как можно обнаружить воздух?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, а в банке есть воздух?

Давайте проверим, что в банке тоже есть воздух.

Опыт №1

Горящую свечу накрываем банкой.

Воспитатель: - Почему же погасла свеча?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как еще появляется углекислый газ?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, кто перерабатывает углекислый газ, выделяя кислород?

(Ответы детей)

Воспитатель: Если растения выделяют для человека кислород, перерабатывают углекислый газ, что можно сказать о пользе растении?

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно. Вы сказали, что воздух есть везде, а что умеет делать воздух?

(Ответы детей)

Физ. минутка

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас еще хочу рассказать о других свойствах воздуха:

Воздух умеет расширяться и занимать определенное место.

(Воспитатель надувает большой мыльный пузырь и маленький).

Воспитатель: Что произошло с воздухом?

(Ответы детей)

Воспитатель: Воздух расширился, и занял место.

Где воздух больше расширился, когда я надула маленький пузырь или большой?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, профессор Почемучкин приготовил и вам мыльный раствор для опыта, сейчас вы будете расширять воздух.

Опыт№2

(расширение воздуха, пускание мыльных пузырей).

Воспитатель вывод: Воздух имеет свойство расширяться.

Какой опыт вам запомнился больше?

(Ответы детей)

Воспитатель: Что нового вы узнали о воздухе?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ну, вот, наше путешествие по лаборатории закончено, жаль что с нами не было профессора. Спасибо вам, ребята, что вы были внимательными и любознательными.

Занятие№2

Тема: “Удивительные свойства воздуха”.

Программные задачи:

  • познакомить детей с атмосферным давлением;
  • продолжать учить детей пользоваться нестандартным оборудованием, схемами;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • учить детей делать умозаключения, выводы, обобщения;
  • продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
  • воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование:

  • воронки с шариками по количеству детей,
  • трубочки для коктейля,
  • кружки с водой,
  • стаканчики,
  • минеральная вода,
  • магнитофон,
  • карандаши простые,
  • лист белой бумаги,
  • фломастер,
  • полотенца,
  • открытка,
  • мыльная вода в стаканчиках.

Словарная работа: атмосферное давление, воронка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы со мной пойти в лабораторию к профессору Почемучкину, чтобы он вам показал новые опыты?

Давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории.

(Ответы детей)

Воспитатель: Здравствуйте профессор! (Никто не отвечает)

Воспитатель: Почему его нет. Вот его халат, странно и записка какая-то. (Раздается голос Почемучкина – магнитофонная запись)

Почемучкин: Здравствуйте, ребята! Извините, что не могу с вами поиграть, очень занят, я все приготовил Вам для опытов, но меня срочно позвали в главную лабораторию. Я для вас приготовил вопросы и новые задания, а вы вместе с Аллой Борисовной позанимаетесь в лаборатории. Желаю Вам успешно ответить на все мои вопросы, а если вы правильно ответите, вас ждет сюрприз!

Воспитатель: Ребята, что же за сюрприз приготовил Почемучкин? Я надену этот халат, и мы с вами вместе будем отвечать на вопросы профессора.

(Дети садятся полукругом)

Загадка:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он не видимый и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель: Какие свойства воздуха Вы знаете?

(Ответы детей)

Воспитатель: Кому нужен воздух?

(Ответы детей)

Воспитатель: Какую пользу приносит воздух?

(Ответы детей)

Воспитатель: Может ли воздух приносить вред?

(Ответы детей)

Воспитатель: Есть ли в человеке воздух, докажите.

(Дети дуют на ладонь)

Воспитатель: Можно ли увидеть воздух?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как можно услышать воздух?

(Дети подходят к столам, где стоят стаканы с водой и коктейльной трубочкой, и дуют в трубочку)

Игра на внимание “Воздух, земля, вода”

Правила игры:

Воздух – дети стоя, руки вверх,

Вода – имитируют плавание,

Огонь – делают руками “моталочку”,

Земля – приседают.

Воспитатель своими действиями запутывает детей. Побеждает тот, кто правильно услышит и выполнит сказанное воспитателем.

Воспитатель: Сейчас у нас будет трудное задание, садитесь на стульчики. Внимание! Мы будем показывать опыты.

Воспитатель: Как обнаружить воздух?

(Ответы детей)

Воспитатель: Значит, воздух есть везде? Давайте опытом докажем, что воздух есть везде, даже в воронке.

(Дети по очереди опускают воронку с шариком на горлышке в воду)

Воспитатель: Что можно сказать об этом опыте?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, профессор будет доволен. Сейчас я Вас познакомлю с новым свойством воздуха – воздушным давлением – атмосферным давлением. Воздух давит на все предметы, на все живое. Я покажу, как воздух давит на предметы.

Воспитатель накрывает стакан с водой открыткой и переворачивает, убирает руку. Вода не выливается: воздух давит на открытку. Дети узнают, что такое атмосферное давление.

Воспитатель: Что нового Вы узнали из этого опыта?

(Ответы детей)

Воспитатель: И последнее, самое трудное задание нарисуйте воздух!

Разве можно нарисовать воздух?

Воспитатель: У меня даже в горле пересохло (наливает минеральной воды в стакан – пьет) сейчас, сейчас, я не знаю.… А вы уже придумали, как нарисовать воздух? (Предположения детей)

Воспитатель: Посмотрите, что это за пузырьки в стакане?

(Ответы детей)

Воспитатель: Пожалуйста, нарисуйте схематически пузырьки воздуха в стакане с минеральной водой. (Дети делают зарисовки)

Воспитатель: Вот мы и справились с заданиями Профессора Почемучкина.

Что нового вы узнали о воздухе, его свойствах сегодня?

(Ответы детей)

Воспитатель: Благодарю Вас, дети, за смекалку, любознательность, помощь при выполнении задания.

Воспитатель: Вы не забыли о сюрпризе от Почемучкина? Давайте посмотрим, что же это?

Раздает детям мыльный раствор для пускания мыльных пузырей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.И. Логинова Программа “Детство”. – “Детство - пресс”, 2001
  2. О.В.Дыбина, Н.П. Рахманова. В.В.Щетинина “Неизведанное рядом”. – М., 2001
  3. Н.А. Рыжова “Наш дом природа”. – М.,1998
  4. А.И.Иванова Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- М.,2004
  5. И.Э.Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование.- М.,2005
  6. А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.- М.,2004