Общественный смотр знаний по теме: "Органические вещества"

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Знать основные положения теории А.М.Бутлерова и их доказательства, значение теории для развития современной теории строения.
  • Уметь различать “гомолог” и “изомер”, уметь на конкретных примерах записывать изомеры и их названия.
  • Уметь составлять генетические связи между разными классами органических веществ.
  • Уметь работать самостоятельно и в коллективе – по командам, уметь выделять главное, составлять схемы, алгоритмы ответов, сравнивать, делать выводы.

Оформление: газеты о значении углерода и его соединениях, рисунки, доклады и творческие работы учащихся по органической химии.

ХОД УРОКА

Слово учителя. Сегодня мы обобщаем материал по органической химии за курс 10-го класса. Это – очень важные и практически необходимые сведения о том многообразии органических веществ, основой которых явился многоликий углерод. Углерод, который называли “царем живой природы”, хотя в ней его всего лишь 0,35 %. Он же и “основа жизни” и “хлеб растений”: элемент № 6, который способен легко соединяться с различными химическими элементами и образовывать огромный и разнообразный мир органических веществ, окружающий нас постоянно от рождения и до глубокой старости.

Жюри: ученики 11-го класса.

1. Начало игры (урока).

Сегодня на нашем уроке играют 3 команды. Они все должны выполнить много заданий, достойно пройти все этапы.

2. Проведение урока-игры.

1-й конкурс “Знакомство” (химический диктант).

Дается три вещества: метан, уксусная кислота, глюкоза. По жребию каждая команда вытягивает свое вещество и отвечает на вопросы о нем.

Вопросы к химическому диктанту

  1. Находит применение в пищевой промышленности.
  2. Применяется в качестве топлива.
  3. Взаимодействует со щелочами.
  4. Не образует изомеров.
  5. Образуется в процессе фотосинтеза.
  6. При нагревании разлагается на простые вещества.
  7. Дает реакцию “серебряного зеркала”.
  8. Содержится почти во всех органах растений: плодах, корнях, листьях.
  9. Синтезируется из простых веществ.
  10. Вступает в реакцию замещения с галогенами.
  11. Отвечает формуле: С2 Н 4О2.
  12. Бесцветный газ, легче воздуха, образуется при гниении органических веществ, называется “болотным или рудничным газом”.
  13. Относится к классу углеводов.
  14. В быту, при приготовлении теста, этим веществом гасят соду.
  15. Вступает в реакцию этерификации.
  16. Является главной составной частью природного газа.
  17. Вещество, имеющее в своем составе карбоксильную группу.
  18. Важным свойством данного вещества является брожение.

За диктант максимальная оценка – 5 баллов (выставляют средний балл для всей команды).

2-й конкурс “Кто быстрее?”

На доске написаны фамилии ученых: Бутлеров, Зелинский, Кекуле, Кучеров, Зинин, Бертло, Вюрц, Фишер, Марковников.

На билетах, которые вытягивают учащиеся, написаны уравнения реакций, надо выбрать, имя какого ученого носит данная реакция.

Билет 1.

Имя какого ученого носит эта реакция? Какие вещества были получены с помощью этой реакции?

НgSO4

Билет 2.

Имя какого ученого носит эта реакция? Какое вещество получено с помощью этой реакции? Назовите его?

Билет 3.

Имя какого ученого носит эта реакция? Какие вещества были получены с помощью этой реакции?

Оценивается по 3-балльной системе.

3-й конкурс “Домашнее задание”.

Это представление каждой команды. Надо назвать свою команду и защитить это название.

Оценивается по 5-балльной системе.

4-й конкурс – “Химик-эрудит” (самый трудный).

Слово учителя. Если Природа дает добро, то химические реакции идут сами по себе. Если вы хорошо подумаете, то хорошо выполните это задание, правильно запишите уравнения реакций и… получите высокий балл.

Итак, каждая команда (по жребию) вытягивает конверт с заданием. Ассистенты переносят эти задания на доску, а команды начинают выполнять их.

Задание 1. Даны вещества: Н 2, НCI, НNO3,О26Н 6, С2Н2, Н2О.

(Дополнительно можно использовать температуру и концентрированную кислоту Н2S O4.)

Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом? Запишите возможные уравнения реакций, укажите условия и признаки реакций.

Задание 2. Даны вещества: С2Н6, СI2, С2Н5ОН, СН3СООН, СО2, Н2О, Na.

(Дополнительно температура, концентрированная серная кислота Н24.)

Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом? Запишите возможные уравнения реакций, укажите условия и признаки реакций.

Задание 3. Даны вещества: С, Н2, СН3СООН, СI2, С2Н2, Н2О, СО2.

(Дополнительно температура, концентрированная серная кислота Н24.)

Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом? Запишите возможные уравнения реакций, укажите условия и признаки реакций.

Через 7-10 минут пригласить к доске по одному человеку от каждой команды, и они должны записать на доске возможные уравнения реакций. Учитель вместе с членами жюри проверяет написанное на доске. Члены команд могут вносить исправления или дополнения.

Конкурс оценивается максимально в 10 баллов.

5-й конкурс “Химическая эстафета”.

Слово учителя. Что-то мы очень засиделись на местах, надо бы немного подвигаться. И сейчас как раз для этого будет проводиться эстафета. Каждая команда получает по жребию свое задание. И один человек из команды, проходя по классу, должен на каждый шаг назвать гомолог данного гомологического ряда (подряд 7 гомологов). Чем быстрее он пройдет и без ошибок произнесет, тем выше получает балл.

Билет 1. Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда этиленовых (алкенов).

Билет 2. Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда одноатомных спиртов.

Билет 3. Назовите подряд 7 гомологов гомологического ряда альдегидов.

Проходя по 1 человеку от каждой команды; необходимо засечь время на секундомере.

После этого – учащиеся получают следующее задание в этом конкурсе: написать возможные изомеры для данного вещества, назвать, кто быстрее.

Билет 1. Составьте формулы всех видов изомеров, отвечающих формуле С5Н12О, назовите их.

Билет 2. Составьте формулы всех видов изомеров, отвечающих формуле С5Н10, назовите их.

Билет 3. Составьте формулы всех видов изомеров, отвечающих формуле С5Н8 , назовите их.

Через некоторое время 1 человек от команды идет к доске и записывает возможные изомеры, называет их.

За химическую эстафету -

1 этап – 2 балла

2 этап – 4 балла , всего 6 баллов.

Вопросы викторины

  1. Что такое “ледяная” уксусная кислота? (О т в е т. Это безводная уксусная кислота.)
  2. Какое взрывчатое вещество иногда держат под языком для снятия сердечных спазм? (О т в е т. Если не смыть мел СаСО3 сначала водой, то при взаимодействии с мылом карбонат кальция переходит в малорастворимые соли жирных кислот, и руки плохо отмываются.)
  3. С давних времен при опасности отравления цианидами рекомендовалось держать за щекой кусочек сахара. Почему? (О Т В Е Т. Еще в прошлом веке было подмечено, что сахар способен обезвреживать цианиды, т.к. при взаимодействии, например, глюкозы с синильной кислотой образуются нетоксичные соединения.)
  4. Из чего изготовляют лак для ногтей? (О т в е т. Лак – это раствор нитроцеллюлозы в органическом растворе.)
  5. Какие свойства химических веществ представляют опасность для человека? (О т в е т. Это ядовитость, взрывоопасность, ожоги и поражения кожных покровов, слизистых оболочек дыхательных путей, радиоактивность.)
  6. Какие органы чувств используют химики в качественном анализе химических веществ? (О т в е т. Химики широко используют зрение, обоняние и, гораздо реже, вкус и осязание.)

В конце урока-игры подводятся итоги.